Формирование правовой культуры старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – ознакомиться с теоретическими аспектами курса «Обществознания» в формировании правового сознания учащихся и разработать средства и способы деятельности обучающихся, направленные на формирования правовой культуры.
Исходя из цели, объекта и предмета перед нами стоят следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Выявить оптимальные условия, способствующие формированию правовой культуры школьников старших классов
3. Определить особенности формирования правовой культуры в процессе изучения обществознания.
4. Разработать методические рекомендации по формирования правовой культуры у учащихся.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры подростка……
1.1. Сущность и содержание понятия «правовая культура», компоненты правовой культуры…………………………………………………………………
1.2. Роль школьного обучения в формировании правовой культуры подростка……………………………………………………………………………
2. Формирование правовой культуры старшеклассника в процессе изучения курса «Обществознание»…………………………………………………………
2.1. Разработка содержания и методов работы по формированию правовой культуры…………………………………………………………………………….
2.2. Анализ результатов формирования правовой культуры старшеклассников
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...

Файлы: 1 файл

первая глава.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Специальность «Юриспруденция –уголовное  право»

Кафедра правовых дисциплин

 

Допущено к защите в ГАК

зав. кафедрой правовых дисциплин

кандидат юридических наук, доцент

........................................ Сычёва  Н.В.

«......»..................................2014 года

 

 

 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Выполнил:

студентка 5002 группы дневного отделения 

факультета истории и права

Копытова Дарья  ……………………………………………….(подпись)

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры       психологии развития и педагогической психологии

Бякова Наталья Владимировна………………………… (подпись)

 

Рецензент:

к.ю.н.,доценткафедры правовых дисциплин

Сычёва Наталья Викторовна  …………………... ………….(подпись)

 

Нормоконтролер:                                                                           

к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии

Сидоров Сергей Владимирович………………... ……...…..(подпись)

 

 

Шадринск

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры подростка……

1.1. Сущность и содержание понятия «правовая культура», компоненты правовой культуры…………………………………………………………………

1.2. Роль школьного обучения в формировании правовой культуры подростка……………………………………………………………………………

2. Формирование правовой культуры старшеклассника в процессе изучения курса «Обществознание»…………………………………………………………

2.1. Разработка содержания и методов работы по формированию правовой культуры…………………………………………………………………………….

2.2. Анализ результатов формирования правовой культуры старшеклассников

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Обществознание занимает значимое место среди гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Отличительной чертой его является то, что данный курс представляет собой не собственно науку или ее раздел в системе научного знания, а учебную дисциплину, призванную познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, гуманитарных и общественных наук, которые будут в дальнейшем изучаться в вузах. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, выявлены, доказаны и приведены в систему методами, принятыми в науке.

Итак, прежде всего, обществознание призвано ознакомить учащихся с тем, что такое общество, благодаря чему оно живет и формируется. Обществознание стремится выявить и представить те совокупные, сходные, типичные черты, которые были и остаются присущи сейчас всем человеческим обществам в любое время, и в каком бы то не было месте. Почему это значимо? Да потому, что без знания общего невозможно понять ничего отдельного, особого, конкретного. Например, если мы не знаем, что такое государство в целом, какими признаками оно обладает, то едва ли  усвоим, что представляет собой конкретно российское государство или государство в любой другой стране.

Во-вторых, обществознание призвано дать единую картину социальной жизни, а именно проанализировать все составляющие общественной жизни. Поэтому содержание обществознания включает в себя обширный круг тем от философии до политологии, от социологии до этики и эстетики. Можно выразиться, что оно представляет собой введение в общий комплекс философских, социальных и гуманитарных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в вузах. Следовательно, обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира.

В-третьих, расширение горизонта восприятия будет состоять не только в том, что обществознание будет воспитывать представления о социуме, но и в том, что оно призвано заложить элементарные начала теоретического мышления, научить умению мыслить, именно благодаря обобщающему взгляду на вещи. Поэтому благодаря вырабатыванию теоретического мышления мы не только сможем получить уже имеющиеся знания, но и приобретем возможность для получения новых.

Обществознание – неотъемлемый элемент в выработке правового сознания. Правосознание направляет человека на то, чтобы всесторонне осмыслить ситуацию. Именно здесь происходит процесс синтеза сознания, оно делится на правовое или противоправное. Адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности каждого человека отдельно, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально бездействен, замкнут, погружён в узкий мир личных интересов. Правосознание оказывает активное воздействие на систематизирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и упрочению целостности общества, соблюдению порядка в нем.

Исходя из вышесказанного, можно обосновать актуальность выбранной темы. Многие юристы, педагоги, философы, также учителя-практики и психологи внесли существенный вклад в развитие теории правового воспитания. Ими создавались методики правового воспитания, формирования правосознания, правовой культуры различных социальных групп и, в частности, учащихся. Огромную роль в организации концепции правовой культуры сыграли социологи, такие как Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, М. Вебер, видный русский социолог права и культуролог П. Сорокин. Анализу сущности правовой культуры, её структуры посвящены труды юристов Е. В. Аграновской, Е. А. Зорченко, А.Р. Ратинова. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, Кейзерова Н.М., Венгерова А.Б., Алексеева С.С., Семитко А.П.

Объект исследования – правовая культура и правовой образование старшеклассников.

Предмет – процесс формирования правовой культуры старшеклассников в ходе учебной деятельности в условия общеобразовательной школы.

Объект – правовая культура и правовой образование старшеклассников.

Цель исследования – ознакомиться с теоретическими аспектами курса «Обществознания» в формировании правового сознания учащихся и разработать средства и способы деятельности обучающихся, направленные на формирования правовой культуры.

Исходя из цели, объекта и предмета перед нами стоят следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
  2. Выявить оптимальные условия, способствующие формированию правовой культуры школьников старших классов
  3. Определить особенности формирования правовой культуры в процессе изучения обществознания.
  4. Разработать методические рекомендации по формирования правовой культуры у учащихся.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА.

1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА», КОМПОНЕНТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Правовая культура - весьма широкое явление. Ее общественная роль во многом превосходит границы нормативного влияния права на социальные отношения, так как, входя в состав общечеловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности во многих сферах жизни общества. Исходя из этого, к большинству проблем в сфере построения правового государства и гражданского общества вопросы развития правовой культуры имеют самое прямое отношение.

Если обратиться к обзору нынешней культуры, можно сразу отметить, что сегодня, наверное, не легко найти другое явление, которое возобновило бы такое же обилие самых противоречивых толкований и интерпретаций, как культура.

В юридической науке, как и в культурологии, не существует общего понимания ни самого термина "культура", ни правовой культуры в частности. Несмотря на то, что предложено масса его толкований, универсального, сущностного термина культуры, получившего бы общепризнанное распространение, до настоящего времени нет. формулирование понятия правовой культуры неразрывно связана с определенными теоретическими и методологическими трудностями, которые вызваны разносторонностью данного феномена. 

В наше время в юридической науке сложился ряд методологических подходов к изучению правовой культуры. 

Много сторонников имеет аксиологический подход к изучению правовой культуры. При этом правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества. Такой подход обеспечивает характеристику правовой культуры как меры гуманизации человека и общества, позволяет четко отграничить правовую культуру от других близких и взаимосвязанных с нею правовых категорий, обосновать ее преемственность и подчеркнуть, что к ней относятся лишь процессы и явления, которые отражают сущность правового государства и гражданского общества, его основные устои и принципы1. 

Аксиологическое направление в изучении правовой культуры базируется на философском изучении именно ценностного аспекта культуры и дает возможность установить социальные начала правовой культуры, объективные черты ее нормативности, духовные и нравственные аспекты. В данном случае «прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна »2. 

Определенное значение в юридической науке имеет функциональное исследование правовой культуры. Основное содержание этого подхода состоит в том, чтобы уяснить роль правовой культуры в сфере деятельности субъектов права, критерием которой является соответствие ее высшим ценностным критериям права. В данном случае под правовой культурой следует понимать совокупность всех элементов юридической надстройки, рассматриваемых в динамике. Используя функциональное определение правовой культуры, позволительно рассуждать о связи ее содержательной стороны с уровнем развитости социальных качеств субъектов права, активной преобразующей роли человеческого мышления в сфере правовой культуры. 

Существует также деятельностный подход к определению правовой культуры, этот подход делает акцент на всевозможные стороны и характеристики человеческой деятельности. В этом аспекте культура представляет собой некую творческую деятельность, выражение общества в творчестве. Приверженцы данного подхода обращают внимание, что правовая культура зарождается, формируется и реорганизуется благодаря деятельности. При этом речь идет именно о творческой деятельности. Процесс деятельности и является ее содержанием, а также составляет результативную сторону. Одним из направлений деятельностного подхода является технологический. Его  классифицирующим принципом является специфический способ систематизации и формирования общественно-человеческой деятельности. Культура рассматривается как установленный способ организации социальных норм и учреждений, которые регулируют взаимоотношения между людьми и их отношение к природе. 

В рамках деятельностного подхода правовая культура определяется как деятельность "такого качества, при котором наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям, согласованность поведения с правовыми нормами, включая в себя использование, соблюдение и исполнение предписаний правовых норм, в результате чего происходит постоянное обогащение системы правовых культурных ценностей и дальнейшее гармоническое развитие самого человека"3. 

Особое внимание привлекает к себе семиотическая концепция культуры, которую разрабатывали Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский и которая является взаимодополняющей ценностному и деятельностному подходам. Ученые заострили внимание на том, что культура является знаковой системой, и устанавливали культуру, как они выразились, как "непосредственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний". 

Имеются и другие подходы к осмыслению правовой культуры. Ее могут определять, как правовую среду обитания людей, совокупность юридических текстов, и их систематизированное создание, хранение и трансляция, особый социальный механизм, благодаря которому обеспечивается в соответствии с определённым уровнем правового сознания производство, сохранение и передача правовых ценностей, традиций, информации, которые соответственно формируют правомерное и социально активное поведение людей; как постоянно улучшающийся процесс развития правовой реальности, также могут определять, как система полученных результатов в сфере права в общем; как выражение государственно-правового опыта частных социальных единств и индивидов в духовных и материальных процессах, в навыках и ценностях, продуктах жизнедеятельности, которые оказывают влияние на их юридически значимое поведение. 

Профессор А.Б. Венгеров определяет правовую культуру как "более высокую и емкую форму правосознания"4. Значительным недостатком такой формулировки является пренебрежение деятельностью субъектов, которые располагают правосознанием, и ее следствиями. Правосознание - это лишь одна из характеристик правовой культуры. Так же невозможно считать правильным и включение в определение правовой культуры обстоятельств, которые влияют на последнюю.  

Мы можем думать, что множество различных подходов к определению правовой культуры имеет место быть. Однако те или иные авторы при разных подходах нередко абсолютизируют некоторые аспекты правовой культуры. 

Приведенные термины и определения правовой культуры отображают лишь границы ее проявления, общественные феномены, на которые она распространяется и из которых формируется. Помимо того, как таковая правовая культура - это не просто деятельность и сознание определенного рода, но и испытывающая воздействие права материальная и духовная сфера жизни, вся область влияния права на общественные отношения. 

Информация о работе Формирование правовой культуры старшеклассников