Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:59, дипломная работа
Цель исследования – ознакомиться с теоретическими аспектами курса «Обществознания» в формировании правового сознания учащихся и разработать средства и способы деятельности обучающихся, направленные на формирования правовой культуры.
Исходя из цели, объекта и предмета перед нами стоят следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Выявить оптимальные условия, способствующие формированию правовой культуры школьников старших классов
3. Определить особенности формирования правовой культуры в процессе изучения обществознания.
4. Разработать методические рекомендации по формирования правовой культуры у учащихся.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры подростка……
1.1. Сущность и содержание понятия «правовая культура», компоненты правовой культуры…………………………………………………………………
1.2. Роль школьного обучения в формировании правовой культуры подростка……………………………………………………………………………
2. Формирование правовой культуры старшеклассника в процессе изучения курса «Обществознание»…………………………………………………………
2.1. Разработка содержания и методов работы по формированию правовой культуры…………………………………………………………………………….
2.2. Анализ результатов формирования правовой культуры старшеклассников
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...
По нашему мнению, нельзя сводить правовую культуру только лишь к системе правовых ценностей, деятельности, какому-либо иному элементу, потому как если отбросить в сторону другие составляющие элементы или умалить их значение, то познать сущность правовой культуры не будет представляться возможным. В связи с этим наиболее приемлемым можно считать создание синтетического подхода к пониманию правовой культуры на основе ее структурного анализа. Именно этот подход представляется методологической базой для анализа всех проявлений правовой культуры.
Такое положение подтверждается наблюдающимся взаимным сближением, обогащением рассматриваемых концепций, хотя и они продолжают независимое существование. В последние годы наметилась динамика именно двух концепций правовой культуры - как творческой деятельности и как характерного способа человеческой деятельности, наблюдается их комплементарность. Представители этих концепций ориентируются в своих изучениях на рассмотрение разнообразных, однако естественно предполагающих друг друга объектов - правовой культуры личности и правовой культуры всего общества в целом.
Представляется вероятным определить правовую культуру как совокупность духовных и материальных достижений в правовой жизни общества. Таким образом, правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, предстает как право и его воплощение в жизнь в обусловленном качественном состоянии их развития.
При этом следует иметь в виду, что правовая культура более узкое понятие, нежели "правовая жизнь", под которой понимается "совокупность всех форм юридического бытия общества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права (в том числе и негативных), характеризующая специфику и уровень существующей юридической действительности, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов"5. Следовательно, правовая культура входит в состав категории "правовая жизнь", которая включает в себя как позитивные, так и негативные правовые явления и процессы.
Наиболее подробно раскрыть суть правовой культуры нам поможет анализ ее структуры. Следует отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. К примеру, В.П. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности, являясь эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов 6. Логическая структура правовой культуры включает юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические модальности, т.е. нормативные воззрения, которые включают такие модальные операторы, как "обязательно", "запрещено","разрешено", складывающиеся на основании правовых знаний, оценок и т.д. Другие представители рассматриваемого направления в состав правовой культуры к числу вышеназванных структурных элементов считают нужным добавить:
а) правовые учреждения, которые созданы для обеспечения правового контроля, регулирования и исполнения правовых норм;
б) правотворческую деятельность, правовую науку;
в) степень формирования и развития всей системы юридических актов (юридических документов);
г) государственно-правовую идеологию;
д) права и свободы граждан.
Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан роднит понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура при этом служит социальным, имеющим сформулированную целевую направленность явлением, которое охватывает всю совокупность основных компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.
Следует также отметить, что выделять некоторые из указанных элементов необязательно. Так, оценку права и правового поведения можно давать, выражая свою точку зрения касательно права, правосудия и т.д., т.е. тогда, когда речь заходит о правом сознании.
По другому к анализу структуры правовой культуры подходят С.С. Алексеев и А.П. Семитко. С.С. Алексеев выделяет четыре компонента: уровни правосознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику. А.П. Семитко считает важным сосредоточить внимания на уровне формирования и развития законодательства, юридический практики, правосознания при определении и характеристике структуры правовой культуры общества. По его взгляду, структурными элементами правовой культуры являются составляющие правовой системы, которые взяты в уровневом состоянии их развития.
Такая точка зрения, которая указывает не только на правовые явления, но и на степень их совершенства, представляется веской, но нуждается в отдельных уточнениях. С одной стороны, она несовершенная, потому как не содержит в правовой культуре нормы права и правовые отношения, а с другой стороны, выделяет те составляющие, которые не носят автономного характера.
Отдельно нужно заострить внимание на структуру правовой культуры, которая предложена профессором Э. Бланбургом и другими представителями западной традиции социологии права. Она включает в себя:
1) количество, компетенцию, юрисдикцию судов, способы апелляции в судебные органы; организацию и устройство легислатур; исполнительной власти, уголовно-процессуальные процедуры;
2) правила, нормы (включая законодательство) и образцы поведения людей в рамках системы;
3) отношение людей к праву и правовой системе - их убеждения, ценности, идеалы и ожидания - то, что движет юридическим процессом.7
При рассмотрении некоторых стран (к примеру, США) представляется возможным говорить о "местной правовой культуре" - своеобразной местной системе мнений, взглядов, интересов, практики.
Этот перечень является неоконченным, так как у ученого основным фактором правовой культуры считается институциональная инфраструктура - юридическая профессия и способы разрешения споров, не обращая особого внимания на этнологические и экономические факторы, национальный правовой склад ума (ментальности).
Более детально и полно строение правовой культуры отражено И.А. Иванниковым, введшим в последнюю следующие звенья: право, правовые отношения, правосознание, законность, правопорядок, правомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую науку, юридические акты.
Компоненты, которые составляют правовую культуру общества, наряду с этим заложены и в других структурах. В частности, право входит в систему социальных норм; правоотношения - разновидность общественных отношений и т.п. Таким образом, вышеуказанные категории объединяются в совокупную правовую систему, при этом в установлении сути и содержания последней правовой культуре отводится ключевая роль.
Изучение правовой культуры во взаимосвязи с иными социальными явлениям, формами ее выражения помогает лучше рассмотреть систему правовой культуры и причислить к ней обширный комплекс материальных и духовных явлений, которые прямо или косвенно переплетаются с разными сторонами государственно-правовой жизни общества. Важно обратить внимание на то, что правовая культура полностью может быть раскрыта только лишь в контексте социального прогресса, так как она не может существовать без своей прогрессивной тенденции. Анализировать сущность и функциональную роль правовой культуры общества не представляется возможным без обозрения проблем, которые связанны с правовой культурой личности. Так, еще Л.И. Спиридонов справедливо отмечал, что "если общество - целостность, тогда субъект, который познает сам себя, - целостность, включающая в себя и общество, и государство, и право и т.д...".8
Правовая культура личности есть фундамент основной концепции правовой культуры, так же, само понятие правовой культуры общества полностью характеризует и отображает степень правового развития личности, направленности ее деятельности.
Согласно традициям западной социологии права (её выдающийся профессор Э. Бланкенбург) категория "правовая культура" применяется для социальных измерений опыта юриста и частных лиц, которых коснулись юридические процессы, права в его настоящей и динамичной форме, социальных фактов и статистических связей, общих взглядов и верований, отношений, ценностей и форм восприятия, каковые являются стандартными для того или иного общества или социальной группы. При этом исследователи, опираясь на правила социологии, как правило, стараются добиться нейтралитета, сторонятся оценочных суждений и не рассуждают с точки зрения моралистов.
Близкой к правовой культуре личности чертой является образованность человека. Обычно, под образованностью понимают конечный результат познавательного процесса, который определяется приобретением определённых знаний. В отличии от образованности, культуры может характеризоваться не только знаниями, но и разнообразными способностями по использованию этих знаний, т.е. определенными умениями и навыками. Следовательно, понятие культура более широкое в сравнении с образованием, оно включает в себя не только определенные представления, сведения, но и возможности и умения человека применять их в повседневной жизни, благодаря им расширять свой общеобразовательный и культурно-правовой кругозор, развивать интеллект.
Мы можем понимать под правовой культурой личности информационно-ценностные установки личности в сфере права, которые выражаются на практике как стиль деятельности. Правовая культура предусматривает знание, осмысление и требование осознанно соблюдать права человека в процессе его жизнедеятельности.
Рассмотрение проблемы с этой стороны указывает на понимание правовой культуры личности, которая сводится не только к знаниям права, но и включает в себя определенную степень самосовершенствования посредством достижений права, передовой культуры общества, умения применять право и использовать культуру в своей жизнедеятельности. Когда мы говорим о правовых знаниях в концепции правовой процедуры, то подразумеваем не обязательно юристов, и значит "знание права" в данном случае это только суждения о правовых принципах, основных законах и их задачах. Социальные ситуацию, встречающиеся в жизни каждого человека практически каждый день требуют умения исполнять юридически важные правомерные деяния, умения подчиняться законным требованиям.
Правовая культура личности важна как условие и творческое начало правового положения общества. И вместе с тем это степень и характер развития самой личности, которое находит свое выражение в уровне ее правосознания и правомерной деятельности.
Правовая культура личности характеризуется не только наличным уровнем, но и внутренним потенциалом. С этой точки зрения правовая культура личности - это определенный характер и уровень творческой деятельности. Таким образом, уровень правовой культуры отражает степень зрелости, цивилизованности человека, его образа мышления и стандартов поведения.
Подводя итог теоретическому осмыслению понятия правовой культуры, необходимо отметить следующее: правовая культура общества как сложное системное образование представляет собой совокупность материальных и духовных достижений в правовой жизни общества. Она выступает как смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов в правовой жизни общества.
В свою очередь правовая культура личности выражается в представлениях граждан как субъектов права о правовых явлениях, которые воплощаются на практике как стиль их деятельности. При этом правовая культура как детерминирует формы жизнедеятельности человека, так и является способом реализации его творческих возможностей.
Процесс формирования правовой культуры личности характеризуется многогранностью, большой совокупностью составляющих, разнообразием соотношений качественных и количественных, объективных и субъективных факторов, многообразием форм их проявления и динамикой развития. Это обстоятельство неизбежно влечет определенные различия в правовой культуре конкретных людей, что позволяет говорить об уровнях и типах правовой культуры личности.
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА.
Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся, безусловно, один из самых наболевших, не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества.
Данный вопрос заключает в себе такие проблемы: во-первых, как на практике осуществлять воспитание правовой культуры у школьников, во-вторых, необходимо учитывать специфику профессиональной подготовки учителей, которые должны уметь широко использовать наряду с традиционными методами и приемами активные формы проведения занятий, владеть современными методиками и технологиями обучения. Кроме того невозможно воспитывать правовую культуру без соответствующей среды в образовательном учреждении. Такие исследователи, как Н.Г. Суворова и А.Ф. Никитин, выделяют ещё одно необходимое условие реализации правового образования: наличие «второго лица, реализующего цели и задачи правового образования – это педагогический менеджер: директор, методист, управленец … в задачи педагогического менеджера входит организация процесса обучения учителей »9.
Несомненно, решающая роль в
формировании правовой культуры у учащихся
принадлежит правовому образованию. Под правовым образованием
учащихся понимается процесс овладения
системой правовых знаний, практических
умений и навыков, повышения уровня правовой
компетентности и соответственно уровня
правовой культуры личности, которые в
совокупности определяют ее социально-правовой
облик. Правовая образованность является
необходимой составной частью культурного
облика человека и предпосылкой успешной
жизнедеятельности в обществе.
Правовое воспитание – это
систематическая целенаправленная деятельность
государственных и общественных организаций
(в том числе школы), а также отдельных
граждан, направленная на формирование
правовых взглядов и убеждений, позитивных
нравственно-правовых ценностных ориентаций
и установок, обеспечивающих исполнение
правовых норм и формирующих активную
позицию личности в правоохранительной
и правотворческой деятельности. Как отмечают авторы статьи
«Правовое образование в школе: поиски
новых решений» Н.Г. Суворова и А.Ф. Никитин,
оценивая место и роль правового образования
в школе, следует исходить:
Информация о работе Формирование правовой культуры старшеклассников