Формирование правовой культуры старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – ознакомиться с теоретическими аспектами курса «Обществознания» в формировании правового сознания учащихся и разработать средства и способы деятельности обучающихся, направленные на формирования правовой культуры.
Исходя из цели, объекта и предмета перед нами стоят следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Выявить оптимальные условия, способствующие формированию правовой культуры школьников старших классов
3. Определить особенности формирования правовой культуры в процессе изучения обществознания.
4. Разработать методические рекомендации по формирования правовой культуры у учащихся.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры подростка……
1.1. Сущность и содержание понятия «правовая культура», компоненты правовой культуры…………………………………………………………………
1.2. Роль школьного обучения в формировании правовой культуры подростка……………………………………………………………………………
2. Формирование правовой культуры старшеклассника в процессе изучения курса «Обществознание»…………………………………………………………
2.1. Разработка содержания и методов работы по формированию правовой культуры…………………………………………………………………………….
2.2. Анализ результатов формирования правовой культуры старшеклассников
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...

Файлы: 1 файл

первая глава.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

во-первых, из потребностей людей в получении хороших знаний в области права;

во-вторых, из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан;

в-третьих, из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования в нашей стране и за рубежом.

Правовое развитие личности не следует рассматривать только с позиции его профилактической роли в деле борьбы с правонарушениями в стране, хотя такую функцию нельзя отрицать. Правовое образование и воспитание следует понимать в боле широком его значении – как необходимое (хотя и недостаточное) условие приобретения гражданами России опыта демократической культуры.

В педагогической теории и практике можно выделить три подхода к правовому образованию: предметный, интегрированный и институциональный. Сторонники предметного подхода считают целесообразным осуществлять правовое образование на базе самостоятельного учебного предмета, основанного на национальном законодательстве, и предполагают включение его в учебные планы школ за счет регионального компонента Базисного учебного плана. Понятно, что речь идет о системе правовых курсов, каждый из которых учитывает особенности возраста учащихся. Сторонники интегрированного подхода исходят из того, что курс обществознания обладает достаточным воспитательным потенциалом и надо лишь умело воспользоваться им при решении задач правового образования и воспитания личности. 10В последнее время заявляют о себе сторонники так называемого институционального подхода, которые употребляют понятие «правовое образование» применительно к организации всей школьной жизни как правового пространства, где на первый план выходят вопросы выстраивания правовых, демократических отношений между всеми участниками образовательного процесса. Эти три подхода отчетливо прослеживаются в учебно-методических комплектах, которые предлагают ученые школе. 
Как я указывала ранее, правовая культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание. Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.

Формирование правовой культуры в школе направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся: 

-   вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе;

-  воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;

-       воспитание чувства ответственности за свое поведение;

-  формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.  
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы:  
1.Целенаправленное формирование правовых знаний и понятий;  
2.Выработку правовых убеждений;  
3.Формирование этико-правовых установок;  
4.Воспитание правовых чувств;  
5.Формирование опыта законопослушного поведения;  
6. Формирование активной социально-правовой позиции. 

 
Формирование правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы11:   
    интеллектуальному - правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;-  
    эмоционально-ценностному - система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;-  
    практическому - исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.  
Для каждого компонента правовой культуры определенны значимые правовые качества:  
    - интеллектуальному – стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать нестандартные решения;-  
   -  эмоционально-ценностному – честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности;-  
   - практическому – инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность, творчество.  

 
Технология эффективного формирования правовой культуры представляет целостную систему, включающую поэтапные взаимосвязанные действия:   
1)определение целей и приоритетов процесса формирования правовой культуры;  
2)диагностика уровней правовой культуры;  
3)целеполагание;  
4)определение педагогических условий успешного формирования правовой культуры;  
5)организацию образовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, в соответствии с его основными этапами;  
6)соотнесение достигнутых показателей с планируемыми.  
Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала, использование ситуаций, максимально приближенных к реальности, оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции, повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава. 

Таким образом, формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания.

 

1 Лебедева Н.Н. Право. Личность. Интернет - Волтерс Клувер, 2004 г  23с

 

2 Агибалова Е.Н. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно_теоретической конференции) // Государство и право. 2001. № 10. С. 108

3 Кейзеров Н.М. Политическая и правовая компетентность: Методические проблемы. / Н.М. Кейзеров– М. Юрид.лит., 1982. – 24 с.

4 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.,2000. С. 321.

5  Головастикова А.Н. Права человека. М.: Эксмо, 2006. - С. 288

6  Демократия и законность. Самара, 1991. С. 111

7 Общая теория права и государства./под ред. доктора юр. наук, профессора В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 2005. С.97.

8 Спиридонов Л. И. Теория права и государства: Под. ред. В. П. Сальникова. -- СПб.: Фонд "Университет", 2004. -- С. 177

9  Суворова, Н.Г., Никитин, А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений // Обществознание в школе. - 1999. - №7 с.25

10 Суворова, Н.Г., Никитин, А.Ф. Правовое образование  в школе: поиски новых решений // Обществознание в школе. - 1999. - №7. С. 23

11  Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М.С.Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. - Красноярск: КГУ, 2006. - С.30


Информация о работе Формирование правовой культуры старшеклассников