Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:59, дипломная работа
Цель исследования – ознакомиться с теоретическими аспектами курса «Обществознания» в формировании правового сознания учащихся и разработать средства и способы деятельности обучающихся, направленные на формирования правовой культуры.
Исходя из цели, объекта и предмета перед нами стоят следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Выявить оптимальные условия, способствующие формированию правовой культуры школьников старших классов
3. Определить особенности формирования правовой культуры в процессе изучения обществознания.
4. Разработать методические рекомендации по формирования правовой культуры у учащихся.
Введение…………………………………………………………………………..
1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры подростка……
1.1. Сущность и содержание понятия «правовая культура», компоненты правовой культуры…………………………………………………………………
1.2. Роль школьного обучения в формировании правовой культуры подростка……………………………………………………………………………
2. Формирование правовой культуры старшеклассника в процессе изучения курса «Обществознание»…………………………………………………………
2.1. Разработка содержания и методов работы по формированию правовой культуры…………………………………………………………………………….
2.2. Анализ результатов формирования правовой культуры старшеклассников
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………...
во-первых, из потребностей людей в получении хороших знаний в области права;
во-вторых, из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан;
в-третьих, из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования в нашей стране и за рубежом.
Правовое развитие личности не следует рассматривать только с позиции его профилактической роли в деле борьбы с правонарушениями в стране, хотя такую функцию нельзя отрицать. Правовое образование и воспитание следует понимать в боле широком его значении – как необходимое (хотя и недостаточное) условие приобретения гражданами России опыта демократической культуры.
В педагогической теории и практике
можно выделить три подхода к правовому
образованию: предметный, интегрированный
и институциональный. Сторонники предметного
подхода считают целесообразным осуществлять
правовое образование на базе
самостоятельного учебного предмета,
основанного на национальном законодательстве,
и предполагают включение его в учебные
планы школ за счет регионального компонента
Базисного учебного плана. Понятно, что
речь идет о системе правовых курсов, каждый
из которых учитывает особенности возраста
учащихся. Сторонники интегрированного
подхода исходят из того, что курс обществознания
обладает достаточным воспитательным
потенциалом и надо лишь умело воспользоваться им при решении задач правового
образования и воспитания личности. 10В последнее время заявляют
о себе сторонники так называемого институционального
подхода, которые употребляют понятие
«правовое образование» применительно
к организации всей школьной жизни как
правового пространства, где на первый
план выходят вопросы выстраивания правовых,
демократических отношений между всеми
участниками образовательного процесса.
Эти три подхода отчетливо прослеживаются
в учебно-методических комплектах, которые
предлагают ученые школе.
Как я указывала ранее, правовая
культура является более широким понятием,
чем правовое образование и правовое воспитание.
Правовая культура является основным
показателем результативности правового
образования и правового воспитания, которые
выступают в качестве основного механизма
формирования правовой культуры личности.
Формирование правовой культуры в школе направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:
- вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе;
- воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;
- воспитание чувства ответственности за свое поведение;
- формирование внутренней потребности
в защите законности правопорядка.
Формирование правовой культуры
в учебно-воспитательном процессе включает
следующие этапы:
1.Целенаправленное формирование
правовых знаний и понятий;
2.Выработку правовых убеждений;
3.Формирование этико-правовых
установок;
4.Воспитание правовых чувств;
5.Формирование опыта законопослушного
поведения;
6. Формирование активной социально-правовой
позиции.
Формирование правовой культуры
осуществляется по трем основным направлениям,
соответствующим основным компонентам
правовой культуры, которые взаимосвязаны
и взаимозависимы11:
интеллектуальному - правовые
знания, умения и навыки, реализуемые в
жизнедеятельности человека;-
эмоционально-ценностному
- система взглядов и нравственно-правовых
ценностей, обеспечивающих адекватную
оценку качества правовой жизни общества;-
практическому - исполнение
правовых норм, социально-активная позиция
в правоохранительной деятельности.
Для каждого компонента правовой
культуры определенны значимые правовые
качества:
- интеллектуальному – стремление
к правовым знаниям, склонность к независимым
суждениям, правовая компетентность, способность
ориентироваться в новых правовых знаниях,
способность принимать нестандартные
решения;-
- эмоционально-ценностному
– честность, убежденность, развитое чувство
справедливости, осознание долга и ответственности;-
- практическому – инициатива,
активность и самостоятельность в деятельности,
владение практическими навыками правовой
деятельности, креативность, творчество.
Технология эффективного формирования
правовой культуры представляет целостную
систему, включающую поэтапные взаимосвязанные
действия:
1)определение целей и приоритетов
процесса формирования правовой культуры;
2)диагностика уровней правовой
культуры;
3)целеполагание;
4)определение педагогических
условий успешного формирования правовой
культуры;
5)организацию образовательного
процесса, направленного на формирование
правовой культуры, в соответствии с его
основными этапами;
6)соотнесение достигнутых показателей
с планируемыми.
Успешность формирования правовой
культуры обеспечивается соблюдением
следующих педагогических условий: оптимальный отбор правовой
информации и включение ее в содержание
учебного материала, использование ситуаций, максимально
приближенных к реальности, оптимизация
воспитания у учащихся правовой ответственности
и активной правовой позиции, повышение
психолого-педагогической подготовки
преподавательского состава.
Таким образом, формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания.
2 Агибалова Е.Н. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно_теоретической конференции) // Государство и право. 2001. № 10. С. 108
3 Кейзеров Н.М. Политическая и правовая компетентность: Методические проблемы. / Н.М. Кейзеров– М. Юрид.лит., 1982. – 24 с.
4 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.,2000. С. 321.
5 Головастикова А.Н. Права человека. М.: Эксмо, 2006. - С. 288
6 Демократия и законность. Самара, 1991. С. 111
7 Общая теория права и государства./под ред. доктора юр. наук, профессора В. В. Лазарева. М.: Юристъ, 2005. С.97.
8 Спиридонов Л. И. Теория права и государства: Под. ред. В. П. Сальникова. -- СПб.: Фонд "Университет", 2004. -- С. 177
9 Суворова, Н.Г., Никитин, А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений // Обществознание в школе. - 1999. - №7 с.25
10 Суворова, Н.Г., Никитин, А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений // Обществознание в школе. - 1999. - №7. С. 23
11 Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М.С.Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. - Красноярск: КГУ, 2006. - С.30
Информация о работе Формирование правовой культуры старшеклассников