Формирование регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключалась в выявлении, обосновании и апробации педагогических условий, способствующих формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению. Задачи исследования: 1)изучить методическую и педагогическую литературу по теме исследования; 2)по научным источникам выявить содержание понятий «адаптация», «компетентность», «регулятивная компетентность» и определить психофизиологические и возрастные особенности регулятивной компетентности как личностного качества ребенка, проявляющегося на ступени предшкольного и начального образования;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретическое обоснование значимости формирования регулятивной компетентности первоклассников в период адаптации к школьному обучению…………………………………………………………………………..8
1.1 Научное обоснование сущности понятий «адаптация», «компетентность», «регулятивная компетентность» и их применение в организации адаптационного периода дошкольников к обучению в школе……………………………………………………...……………………...8
1.2 Психофизиологические и возрастные особенности проявления регулятивной компетентности у первоклассников, адаптирующихся к обучению в школе………………………………………………………….........24
Выводы по I главе …………………………………………………………….....33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению………………………………………………….……………………..36
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению и анализ полученных результатов ……………………36
2.2. Педагогические условия формирования регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению ………….47
Выводы по II главе ……………………………………………………………...51
Заключение ……………………………………………………………………..53
Список литературы ……………………………………………………………..55
Приложения ……………………………………………………………………..59

Файлы: 4 файла

Serebryakova_VKR_k_zashite.doc

— 700.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

SEREBRYaKOVA_VKR_07_06.doc

— 816.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное  государственное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича

Столетовых»

Педагогический  институт

Кафедра начального образования

 

ТЕМА: «Формирование регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА:

студентки группы НКг-107

специальности 050708

Серебряковой  Полины

Богдановны

РЕЦЕНЗЕНТ:           НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

к.п.н, доцент,                                                        к.п.н,

начальник отдела довузовского                       доцент кафедры начального дополнительного образования и                      образования Владимирского  повышения квалификации                                государственного университета Владимирского                                                    Белякова Наталья Васильевна

филиала АНО  ВПО ЦС РФ

«Российский университет кооперации»

Тепишкина Екатерина  Юрьевна

Дата защиты____________                                  Оценка____________________

 

Владимир 2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретическое обоснование значимости формирования регулятивной компетентности первоклассников в период адаптации к школьному обучению…………………………………………………………………………..7

    1. Научное обоснование сущности понятий «адаптация», «компетентность», «регулятивная компетентность» и их применение в организации адаптационного периода дошкольников к обучению в школе……………………………………………………...……………………...7
    2. Психофизиологические и возрастные особенности проявления регулятивной компетентности у первоклассников, адаптирующихся к обучению в школе………………………………………………………….........24

Выводы по I главе …………………………………………………………….....32

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению………………………………………………….……………………..33

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению и анализ полученных результатов ……………………33

2.2. Педагогические условия формирования регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению ……….…47

Выводы по II главе ……………………………………………………………...50

Заключение ……………………………………………………………………..52

Список литературы ……………………………………………………………..54

Приложения ……………………………………………………………………..59

 

 

 

 

Введение

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, использованием всё новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное и преемственное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, к новому пониманию функции школы.

Приоритетной целью школьного  образования становится развитие у  учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Это становится возможным при наличии у ребенка целого ряд необходимых компетенций, совокупность которых образует соответствующие компетентности, обеспечивающие его способность быстро адаптироваться к новым условиям. В их числе одно из центральных мест занимает регулятивная компетентность, без которой ребенку сложно привыкать к новым социальным условиям.

Исходя, из выше изложенного возникает противоречие: между необходимостью решения проблемы создания педагогических условий, при которых регулятивная компетентность не только формировалась, но и способствовала повышению адаптивности первоклассников к школьному обучению и недостаточной научно - теоретической и практической обоснованностью этих условий.

Выявленное противоречие определило проблему исследования, которая состоит в том, что обоснование педагогических условий формирования регулятивной компетентности у первоклассников в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. её наличие у дошкольников, адаптирующихся к обучению в школе, составляет основу успешности усвоения ими содержания учебного материала и обеспечивает возможность установления продуктивных межличностных контактов со сверстниками и взрослыми в процессе учебного сотрудничества.

Цель  исследования заключалась в выявлении, обосновании и апробации педагогических условий, способствующих формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению.

Объект  исследования – процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.

Предмет исследования – педагогические условия формирования регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению.

Гипотеза исследования состояла в том, что формирование регулятивной компетентности у первоклассников в период адаптации к школьному обучению обеспечивается, если:

- в основу  данного процесса положена модель развития регулятивной компетентности у младших школьников, которая основывается на системном, деятельностном и компетентностном подходах, а также на принципах научности, системности и последовательности, связи обучения с жизнью, интеграции, сотворчества;

- в период  адаптации уделяется внимание  обогащению содержания учебного  материала предметно-регулятивными,  а также предметно-познавательными и предметно-коммуникативными задачами;

- разработаны и внедрены в образовательный процесс программы по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению.

Задачи исследования:

  1. изучить методическую и педагогическую литературу по теме исследования;
  2. по научным источникам выявить содержание понятий «адаптация», «компетентность», «регулятивная компетентность» и определить психофизиологические и возрастные особенности регулятивной компетентности как личностного качества ребенка, проявляющегося на ступени предшкольного и начального образования;
  3. провести опытно-экспериментальную работу по выявлению педагогических условий формирования регулятивной компетентности  первоклассников, способствующей их успешной адаптации к школьному обучению.
  4. обосновать педагогические условия формирования регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды различных ученых о проблеме формирования регулятивной компетентности (Веселовский Н.С., Воронина А.В., Вострикова А. А., Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Переломова Н.А., Пестерева Ю.В., Тихоненко А.В., Фрумин И.Д., Хуторской А.В., и др.); общетеоретические аспекты формирования регулятивной  компетентности: Квитовой Л.Ф., Колесиной К.Ю., Леонтьевой М.Р., Лебедева О.Е., Щедровицкого П.Г. и др.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач  нами использовались следующие методы:

- теоретический анализ психологической, педагогической, валеологической литературы по проблеме исследования;

-      изучение передового педагогического опыта;

-      педагогическое наблюдение;

-      беседа;

  - методы первичной обработки и наглядного представления результатов исследования в виде таблиц и диаграмм.

Базой исследования являлось МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа» Судогодского района Владимирской области.

Теоретическая значимость исследования состояла в предпринятой автором попытке обосновать педагогические условия формирования регулятивной компетентности первоклассников, обеспечивающих их успешную адаптацию к школьному обучению.

Научная новизна исследования заключается в предпринятой автором попытке обосновать необходимые педагогические условия, направленные на формирование регулятивной компетентности первоклассников, способствующей их успешной адаптации к школьному обучению через разработанную программу урочной внеурочной деятельности.

Работа проводилась в несколько этапов:

Первый  этап (май - сентябрь 2011 года) — поисково-теоретический — анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в психологической, педагогической и валеологической литературе, определение темы исследования.

Второй  этап (октябрь - ноябрь 2011 года) — опытно-экспериментальный — проведение констатирующего эксперимента и опытно-экспериментальной работы в МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа»; обоснование системы педагогических средств, позволяющих формировать регулятивную компетентность в период их адаптации к школьному обучению.

Третий  этап (декабрь - май 2012 года) — обобщающий — анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, формулирование основных выводов и рекомендаций, литературное оформление текста выпускной квалификационной работы.

Практическая  значимость проведенного исследования заключается, в том, что его результаты могут быть использованы в организации адаптационного периода дошкольников к обучению в школе.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава I. Теоретическое обоснование значимости формирования регулятивной компетентности первоклассников в период адаптации к школьному обучению

 

    1.  Научное обоснование сущности понятий «адаптация», «компетентность», «регулятивная компетентность» и их применение в организации адаптационного периода дошкольников к обучению в школе

 

Адаптация ребёнка  к школе – довольно длительный процесс, связанный с напряжением  всех систем организма. Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.

В современной науке  нет однозначного определения понятия  «адаптация». Большинство исследователей понимают под термином «адаптация» приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.  Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и использовалось в начале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой.

В исследованиях  Деркачёвой Н.С. [46] указывается, что первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении  в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему  необходимо успешно овладевать учебной  деятельностью, освоить школьные нормы  поведения, приобщиться к классному  коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

VKR_04_06.doc

— 855.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полина диплом.doc

— 9.69 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Формирование регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению