Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:18, дипломная работа
Цель исследования заключалась в выявлении, обосновании и апробации педагогических условий, способствующих формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению. Задачи исследования: 1)изучить методическую и педагогическую литературу по теме исследования; 2)по научным источникам выявить содержание понятий «адаптация», «компетентность», «регулятивная компетентность» и определить психофизиологические и возрастные особенности регулятивной компетентности как личностного качества ребенка, проявляющегося на ступени предшкольного и начального образования;
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретическое обоснование значимости формирования регулятивной компетентности первоклассников в период адаптации к школьному обучению…………………………………………………………………………..8
1.1 Научное обоснование сущности понятий «адаптация», «компетентность», «регулятивная компетентность» и их применение в организации адаптационного периода дошкольников к обучению в школе……………………………………………………...……………………...8
1.2 Психофизиологические и возрастные особенности проявления регулятивной компетентности у первоклассников, адаптирующихся к обучению в школе………………………………………………………….........24
Выводы по I главе …………………………………………………………….....33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению………………………………………………….……………………..36
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению и анализ полученных результатов ……………………36
2.2. Педагогические условия формирования регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению ………….47
Выводы по II главе ……………………………………………………………...51
Заключение ……………………………………………………………………..53
Список литературы ……………………………………………………………..55
Приложения ……………………………………………………………………..59
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное
государственное
учреждение
высшего профессионального
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича
Столетовых»
Педагогический институт
Кафедра начального образования
ТЕМА: «Формирование регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА:
студентки группы НКг-107
специальности 050708
РЕЦЕНЗЕНТ: НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
к.п.н, доцент,
начальник отдела довузовского
филиала АНО ВПО ЦС РФ
«Российский университет кооперации»
Тепишкина Екатерина Юрьевна
Дата защиты____________
Владимир 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретическое обоснование
значимости формирования регулятивной
компетентности первоклассников в период
адаптации к школьному обучению…………………………………………………………
Выводы по I главе …………………………………………………………….....33
Глава II. Опытно-экспериментальная
работа по формированию регулятивной
компетентности у первоклассников в период
их адаптации к школьному обучению………………………………………………….……
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению и анализ полученных результатов ……………………36
2.2. Педагогические условия формирования регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению ………….47
Выводы по II главе ……………………………………………………………...51
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………..55
Приложения ……………………………………………………………………..59
Введение
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, использованием всё новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное и преемственное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, к новому пониманию функции школы.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Это становится возможным при наличии у ребенка целого ряд необходимых компетенций, совокупность которых образует соответствующие компетентности, обеспечивающие его способность быстро адаптироваться к новым условиям. В их числе одно из центральных мест занимает регулятивная компетентность, без которой ребенку сложно привыкать к новым социальным условиям.
Исходя, из выше изложенного возникает противоречие: между необходимостью решения проблемы создания педагогических условий, при которых регулятивная компетентность не только формировалась, но и способствовала повышению адаптивности первоклассников к школьному обучению и недостаточной научно - теоретической и практической обоснованностью этих условий.
Выявленное противоречие определило проблему исследования, которая состоит в том, что обоснование педагогических условий формирования регулятивной компетентности у первоклассников в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. её наличие у дошкольников, адаптирующихся к обучению в школе, составляет основу успешности усвоения ими содержания учебного материала и обеспечивает возможность установления продуктивных межличностных контактов со сверстниками и взрослыми в процессе учебного сотрудничества.
Цель исследования заключалась в выявлении, обосновании и апробации педагогических условий, способствующих формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению.
Объект исследования – процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.
Предмет исследования – педагогические условия формирования регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению.
Гипотеза исследования состояла в том, что формирование регулятивной компетентности у первоклассников в период адаптации к школьному обучению обеспечивается, если:
- в основу данного процесса положена модель развития регулятивной компетентности у младших школьников, которая основывается на системном, деятельностном и компетентностном подходах, а также на принципах научности, системности и последовательности, связи обучения с жизнью, интеграции, сотворчества;
- в период адаптации уделяется внимание обогащению содержания учебного материала предметно-регулятивными, а также предметно-познавательными и предметно-коммуникативными задачами;
- разработаны и внедрены в образовательный процесс программы по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению.
Задачи исследования:
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды различных ученых о проблеме формирования регулятивной компетентности (Веселовский Н.С., Воронина А.В., Вострикова А. А., Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Квитова Л.Ф., Лебедев О.Е., Леонтьева М.Р. Переломова Н.А., Пестерева Ю.В., Тихоненко А.В., Фрумин И.Д., Хуторской А.В., Щедровицкий П.Г. и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
- теоретический анализ психологической, педагогической, валеологической литературы по проблеме исследования;
- изучение передового педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение;
- беседа;
- методы первичной обработки и наглядного представления результатов исследования в виде таблиц и диаграмм.
Базой исследования являлось МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа» Судогодского района Владимирской области.
Теоретическая значимость исследования состояла в предпринятой автором попытке обосновать педагогические условия формирования регулятивной компетентности первоклассников, обеспечивающих их успешную адаптацию к школьному обучению.
Научная новизна исследования заключается в предпринятой автором попытке обосновать необходимые педагогические условия, направленные на формирование регулятивной компетентности первоклассников, способствующей их успешной адаптации к школьному обучению через разработанную программу урочной внеурочной деятельности.
Работа проводилась в несколько этапов:
Первый этап (май - сентябрь 2011 года) — поисково-теоретический — анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в психологической, педагогической и валеологической литературе, определение темы исследования.
Второй этап (октябрь - ноябрь 2011 года) — опытно-экспериментальный — проведение констатирующего эксперимента и опытно-экспериментальной работы в МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа»; обоснование системы педагогических средств, позволяющих формировать регулятивную компетентность в период их адаптации к школьному обучению.
Третий этап (декабрь - май 2012 года) — обобщающий — анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, формулирование основных выводов и рекомендаций, литературное оформление текста выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость проведенного исследования заключается, в том, что его результаты могут быть использованы в организации адаптационного периода дошкольников к обучению в школе.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретическое обоснование значимости формирования регулятивной компетентности первоклассников в период адаптации к школьному обучению
Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма. Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.
В современной науке нет однозначного определения понятия «адаптация». Большинство исследователей понимают под термином «адаптация» приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и использовалось в начале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой.
В исследованиях Деркачёвой Н.С. [44] указывается, что первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.