Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:18, дипломная работа
Цель исследования заключалась в выявлении, обосновании и апробации педагогических условий, способствующих формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению. Задачи исследования: 1)изучить методическую и педагогическую литературу по теме исследования; 2)по научным источникам выявить содержание понятий «адаптация», «компетентность», «регулятивная компетентность» и определить психофизиологические и возрастные особенности регулятивной компетентности как личностного качества ребенка, проявляющегося на ступени предшкольного и начального образования;
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретическое обоснование значимости формирования регулятивной компетентности первоклассников в период адаптации к школьному обучению…………………………………………………………………………..8
1.1 Научное обоснование сущности понятий «адаптация», «компетентность», «регулятивная компетентность» и их применение в организации адаптационного периода дошкольников к обучению в школе……………………………………………………...……………………...8
1.2 Психофизиологические и возрастные особенности проявления регулятивной компетентности у первоклассников, адаптирующихся к обучению в школе………………………………………………………….........24
Выводы по I главе …………………………………………………………….....33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению………………………………………………….……………………..36
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению и анализ полученных результатов ……………………36
2.2. Педагогические условия формирования регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению ………….47
Выводы по II главе ……………………………………………………………...51
Заключение ……………………………………………………………………..53
Список литературы ……………………………………………………………..55
Приложения ……………………………………………………………………..59
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное
государственное
учреждение
высшего профессионального
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича
Столетовых»
Педагогический институт
Кафедра начального образования
ТЕМА: «Формирование регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА:
студентки группы НКг-107
специальности 050708
РЕЦЕНЗЕНТ: НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
к.п.н, доцент,
начальник отдела довузовского
филиала АНО ВПО ЦС РФ
«Российский университет кооперации»
Тепишкина Екатерина Юрьевна
Дата защиты____________
Владимир 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы по формированию регулятивных компетенций у первоклассников в период адаптации к школьному обучению
Выводы по I главе …………………………………………………………….....33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению и анализ полученных результатов ……………………36
2.2. Педагогические условия формирования регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению …………47
Выводы по II главе ……………………………………………………………...51
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………..55
Приложения ……………………………………………………………………..59
Введение
Актуальность темы
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, использованием всё новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Для этого необходимо сформировать у ребенка регулятивную компетентность.
Проблемой формирования регулятивной компетентности занимались ученые: Веселовский Н.С., Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Переломова Н.А., Фрумин И.Д., Хуторский А.В., Вострикова А. А., Ворониной А.В., Пестеревой Ю.В., Тихоненко А.В. и др.
Общетеоретические аспекты изучения проблемы регулятивной компетентности представлены в исследованиях Квитовой Л.Ф.,. Колесиной К.Ю, Леонтьевой М.Р. и др. Важное значение для нашего исследования имели работы Лебедева О.Е., Щедровицкого П.Г.
Исходя, из выше изложенного возникает противоречие: между необходимостью решения проблемы создания педагогических условий, при которых регулятивная компетентность не только формировалась, но и способствовала повышению адаптивности первоклассников к школьному обучению и недостаточной научно - теоретической и практической обоснованностью этих условий.
Выявленное противоречие определило проблему исследования, которая состоит в том, что ???? Я же тебе этот кусок уже правила!
Проблема исследования: при каких педагогических условиях будет происходить формирование регулятивных компетенций у первоклассников в период адаптации к школьному обучению? Смотри статью, которую делали для публикации в сборник материалов студенческой конференции ВлГУ!
обоснование педагогических условий формирования регулятивной компетентности у первоклассников является актуальной проблемой, т.к. развитие регулятивной компетентности у детей составляет основу успешности усвоения ими предметного содержания учебных дисциплин.
Цель исследования – выявление, обоснование и реализация педагогических условий формирования регулятивных компетентности у первоклассников в период адаптации к школьному обучению.
Объект исследования – процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.
Предмет исследования – педагогические условия формирования регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению.
Гипотеза исследования: формирование регулятивной компетентности у первоклассников в период адаптации к школьному обучению обеспечивается, если:
- в основу данного процесса положена модель развития регулятивной компетентности у младших школьников, которая основывается на положениях системного, субъектно-деятельностного и компетентностного подходов, а также на принципах научности, системности и последовательности, связи обучения с жизнью, интеграции, сотворчества;
- в период
адаптации уделяется внимание
обогащению содержания
- разработана и внедрена в образовательный процесс начальной школы методика развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий, которая направлена на развитие регулятивной, познавательной и коммуникативной компетентности как целостной системы в процессе учебного сотрудничества младших школьников с учителем и одноклассниками.
Задачи исследования:
Методологическая основа исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, валеологической литературы по проблеме исследования, анализ передового педагогического опыта, цитирование, сравнение, обобщение, педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, методы первичной обработки результатов, методы наглядного представления результатов: таблицы, диаграммы.
Базой исследования является МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа».
Теоретическая значимость исследования: выявление и обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование регулятивной компетентности в период адаптации первоклассников к школьному обучению.
Научная новизна исследования заключается в предпринятой автором попытке раскрыть педагогические условия реализации регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации в школьному обучению через разработанную программу уроков и мероприятий.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап — поисково-теоретический — анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в психологической, педагогической и валеологической литературе, определение темы исследования (май - сентябрь 2011 года).
Второй этап — опытно-экспериментальный — проведение констатирующего эксперимента и опытно-экспериментальной работы в МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа» у первоклассников; обоснование системы педагогических средств, позволяющих формировать регулятивную компетентность в период их адаптации к школьному обучению (октябрь - ноябрь 2011 года).
Третий этап — обобщающий — анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, формулирование основных выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования в виде дипломной работы (декабрь - май 2012 года).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы и приложения.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы по формированию регулятивной компетентности у первоклассников в период их адаптации к школьному обучению
Проблема охраны
психического здоровья детей, актуальность
которой становится все более
очевидной в связи с
Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.
В самом общем виде под школьной дезадаптацией Глезер Н.С подразумевает: «некоторую совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным» [42].
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.
По мнению Глезер Н.С. [42], главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Данный автор считает, что адаптация в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта – биологический и психологический.
Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными требованиями, мотивами интересами. Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.
В исследованиях Аминниковой Н.С. указывается: «Адаптация человека – одна из наиболее актуальных медико-биологических проблем, что обусловлено многими факторами. Прежде всего, необходимо выделить многообразные столкновения организма человека с количественными и качественными изменениями окружающей среды. Подобные столкновения у растущего организма происходят чаще, поскольку на протяжении роста и развития человеку приходится пройти ряд этапов социального существования, каждый из которых заключает в себе множество факторов, предъявляющих новые и немалые требования к человеку. Растущему организму приходится в процессе индивидуального развития адаптироваться к существованию в этих новых условиях среды» [40].