Формирование студенческого коллектива в УрФУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:42, реферат

Описание работы

Объект исследования: формирование коллектива
Предмет исследования: формирование студенческого коллектива в УрФУ
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме формирования студенческого коллектива, показать значение этого опыта для современной практики для учреждений высшего образования.

Содержание работы

Введение 3 Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического 5
исследования
1.1 Теории и подходы к разработке проблемы формирования 5
коллектива
Понятие коллектива и его структура 9
Особенности формирования студенческого
коллектива на примере УрФУ 11
Глава II. Организация и проведение исследования 16
Результаты проведенного исследования 16
2.2. Разработка рекомендаций 19
Заключение 20 Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Физико-технический институт

Кафедра социальной безопасности

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Формирование  студенческого коллектива в УрФУ

 

 

 

 

 

Научный руководитель

Канд. пед. Наук, доцент кафедры  СБ:     А.С. Воронин

Студент гр. ФТ-210901:        А.Н. Ширяев

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Оглавление

 

 

Введение                      3                 Глава I. Коллектив  как объект психолого-педагогического  5

исследования

1.1  Теории и подходы  к разработке проблемы формирования  5

 коллектива 

    1. Понятие коллектива и его структура     9
    2. Особенности формирования студенческого

коллектива  на примере УрФУ      11

 Глава II. Организация и проведение исследования     16

    1. Результаты проведенного исследования      16

      2.2. Разработка рекомендаций       19

Заключение           20              Список использованной литературы     21  

Приложение           22           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в УрФУ обучается чуть больше 57 тыс. студентов. В связи с этим появляется актуальность изучения особенностей развития студенческого коллектива, так как мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

Немаловажное значение приобретает данная проблема и с  точки зрения педагога. Понимание  групповых процессов, происходящих в вузах, предоставляет возможность  преподавателю оказывать благотворное воздействие на формирование и становление студенческого коллектива.1

Объект исследования: формирование коллектива

Предмет исследования: формирование студенческого коллектива в УрФУ

Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме формирования студенческого коллектива, показать значение этого опыта для современной практики для учреждений высшего образования.

 

 

Задачи исследования:

  • Изучение теоретического материала по проблеме исследования
  • Проведение исследования
  • Анализ проведенных результатов и выработка предложений по данной теме

      

 Основными источниками информации  являются:

. 1. Вторичный анализ статистических данных и литературы.

2. Сбор первичной информации  при помощи анкеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического исследования

1.1 Теории и подходы  к разработке проблемы формирования  коллектива

 

Педагогическая теория формирования коллектива создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. По моему мнению, наибольший вклад в разработку проблемы коллектива внес выдающийся отечественный педагог А.С.Макаренко. Он творчески переосмыслил классическое образование, принял активное участие в поиске новых решений, определив и разработав ряд новых проблем воспитания. А.С.Макаренко занимался вопросами методологии, теории и организации воспитания. Учение Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива в своей работе: «движение – форма его жизни, остановка – форма его смерти». Выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие. Помимо принципов развития коллектива, А.С. Макаренко в своих работах сформулировал принципы формирования результативного коллектива:2

  • Единство цели и труда коллектива предполагает объединение людей  внутри группы не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда;
  • Большая «связанность» коллектива предполагает взаимопеременность состава командиров и подчиненных в течение рабочего дня, недели.  Поэтому, в коллективе каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях.
  • «Мажор» (активность) в коллективе, по мнению А.С. Макаренко – это прежде всего проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и в своем будущем. Этот  крепкий «мажор» должен иметь вид постоянной бодрости, готовности к действию;
  • Защита проявляется в том, что каждый из членов коллектива должен и обязан отстаивать «своих» перед посторонними.

Также А.С. Макаренко выделил  этапы становления коллектива:3

  • Становление коллектива (первоначальное сплочение)
  • Усиление влияния актива
  • Расцвет коллектива
  • Процесс движения

Рассмотрим этапы становления  коллектива подробней:

Становление коллектива – превратить организованно оформленную группу в коллектив, где отношение участников определяются содержанием деятельности.

Усиление влияния  актива. Среди членов группы произвольно выделяются наиболее инициативные люди, необходимо организовать направление данной активности – создать актив группы. Затем происходит постепенное усиления влияния актива.

Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требования к себе, к своим товарищам.

Процесс движения: через коллективный опыт человек предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.

Настоящий коллектив  должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем  должны быть органы направляющие его  жизнь и работу. Важна перспектива  движения вперед. «Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка», - утверждал А.С.Макаренко.4

 

В. А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития человека. Он считал, что «формирование коллектива начинается с того, что в душе каждого его будущего члена закладывается основа одного из важнейших человеческих богатств – радость творения счастья для других людей».5 В данном случае речь идет об организации внутригруппового общения, именно в организации и управлении общением скрыта возможность формирования в коллективе радости творения счастья для других. В.А. Сухомлинский утверждает, что если какую-то группу мы не можем назвать коллективом, значит у ее членов не воспитана потребность в другом человеке, не развиты контакты и общение, не развита способность дорожить другим человеком, вносить в него вклад, который обогащает духовно и того, кто вносит, и того в кого вносят. 6

 

Известный отечественный психолог А.В.Петровский, характеризуя особенности развития коллектива, выделил несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.7

  1. Адаптация личности в коллективе
  2. Индивидуализация
  3. Интеграция личности в коллективе

Рассмотрим каждую фазу отдельно:

Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.

Интеграция личности в  коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

Таким образом, на современном  этапе при организации процесса формирования коллектива, необходимо учитывать принципы и этапы становления  коллектива, внутригрупповую обстановку, которые были выделены и обобщены многими отечественными педагогами и психологами.

 

По моему мнению, чтобы  коллектив был успешен, необходимо:

  1. Знать личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям;
  2. Как можно чаще встречаться;
  3. Содействовать успешному функционированию коллектива, ведь успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспех;
  4. Наличие одной цели;
  5. Широкое участие всех членов коллектива в принятии решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  развития личности студента

 

Андреева Г.М пишет, что «студент как человек определенного возраста и как личность» может характеризоваться с трех сторон:8

    1. Психологической
    2. Социальной
    3. Биологической

С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образования. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемы принадлежностью студента к определенной социальной группе и т.д.

С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяются под влиянием условий жизни.

С мнением высказанным Андреевой Г.М можно согласиться т.к. изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Время учебы в вузе, как считает М.В.Буланова-Топоркова, совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, которых не хватало в полной мере в старших классах. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь.9

 

Знание индивидуальных особенностей студента, дает возможность:

  1. избежать дизадаптации
  2. успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтому очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив,  и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности  формирования студенческого коллектива

 

Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Марисова Л.И. считает, что студенческие группы нередко не становятся настоящими коллективами, так как «преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность»10 Основная задача воспитательного управления студенческими группами заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе. На реализацию этой задачи Марисова Л.И предлагает направить усилия профессорско-преподавательского состава.

Основным источником и условием коллективообразования является совместная деятельность людей в условиях вуза. В практике уже давно утвердили себя такие формы работы как «проблемные лекции и проблемные семинарские занятия, деловые игры и многие другие виды учебно-познавательной деятельности»11, которые приобщают к будущей профессии и делают учебную деятельность коллективной.

Информация о работе Формирование студенческого коллектива в УрФУ