Формирование студенческого коллектива в УрФУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:42, реферат

Описание работы

Объект исследования: формирование коллектива
Предмет исследования: формирование студенческого коллектива в УрФУ
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме формирования студенческого коллектива, показать значение этого опыта для современной практики для учреждений высшего образования.

Содержание работы

Введение 3 Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогического 5
исследования
1.1 Теории и подходы к разработке проблемы формирования 5
коллектива
Понятие коллектива и его структура 9
Особенности формирования студенческого
коллектива на примере УрФУ 11
Глава II. Организация и проведение исследования 16
Результаты проведенного исследования 16
2.2. Разработка рекомендаций 19
Заключение 20 Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Одним из важнейших факторов формирования личности как специалиста через коллективную деятельность являются личность педагога вуза и характер педагогического общения. Сластенин В.А дает такое толкование этого определение: «педагогическое  общение  - это многоплановый  процесс организации,  установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности».12 И по его мнению педагогическое общение осуществляет следующие функции: регуляции отношений между педагогом и учащимися, оптимизации учебной деятельности, создания благоприятного психологического климата в коллективе и др.  А.А. Леонтьев проанализировал этот вид общения и выделил его три основных вида общения:13

  1. Социально – ориентированное
  2. Групповое предметно – ориентированное
  3. Личностно – ориентированное

Рассмотрим подробней  каждый из них:

  • Социально – ориентированное общение, в котором непосредственно реализуются  общественные отношения, педагог побуждает студентов к активности, формирующей их ценностные ориентации и интересы, убеждения и установки.
  • Групповое предметно – ориентированное общение, направленное на организацию коллективного взаимодействия, включенное в совместную деятельность и помогающее коллективу решать стоящие перед ним задачи.
  • Личностно – ориентированное как деловое, официальное, так и не деловое, неформальное, направленное на развитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент».

И одним из путей эффективного воспитательного воздействия на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом «…изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена группы, учет их в организации учебной работы, может являться мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив».14

Советский психолог А.В.Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития:15

  1. Низший уровень
  2. Средний уровень
  3. Высший уровень
  • Низший уровень, на котором легкость или затрудненность межличностных контактов, совместимость или несовместимость в совместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга.
  • Средний уровень развития характеризуется системой межличностных и личных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план.
  • Высший уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка. 

Новикова Л.И считает, что становление коллектива студенческой группы зависит от: 16

  • Характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки.
  • Степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм.
  • Частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент».
  • Особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе).
  • Характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой.
  • Качеств руководителей-наставиков, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».

На мой взгляд первым, главным и наиболее общим критерием оценки группы, как коллектива, должна быть оценка ее предметной деятельности. Новиков Л.И писал что: «оценка выполнения коллективом основной общественной функции – овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности».17

Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят к анализу успеваемости в периоды межсессионного и сессионного контроля знаний. Поэтому некоторые вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, факультете, во всем вузе считают процент успеваемости и количество хороших и отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже не может достоверно свидетельствовать о глубине и прочности студенческих знаний.

 

Выводы:

1. Настоящий коллектив  должен иметь общую цель, заниматься  разносторонней деятельностью;

3. Одним из важных  критериев благополучного климата студенческого коллектива и степени групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.

4. Основным источником  и условием коллективообразования  является совместная деятельность  людей (совместная учебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональной деятельности)

5. Основная задача  воспитательного управления студенческими  группами заключается в превращении  каждой группы в настоящий  коллектив и сохранении его  до конца учебы в вузе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Организация и проведение исследования

2.1 Результаты  проведенного исследования

 

В данном исследовании приняли  участие студенты первого и второго  курса                 физико-технологического института  УрФУ групп Фт-120901 и Фт- 210901,обучающихся по специальности социальная работа. Таким образом, число выборочной совокупности составляет 13 человека, из них 6 человек первого курса группы Фт-120901 и 7 человек второго курса группы Фт- 210901.

 

Придя в новый коллектив, большинство студентов положительно отнеслись к нему; быстро смогли найти общий язык с разными людьми (4). Однако некоторым учащимся понадобилось больше времени для того, чтобы привыкнуть к группе и освоиться в ней (2), а один вообще понял, что с новыми людьми им будет трудно общаться. Характерно, что значительно меньшее количество нынешних студентов второго курса считают, что у них процесс адаптации шел трудно (6 и 1 ответивших).  
 
2. Во время учебы большинство студентов стараются помогать друг другу (5 и 6 человек), но в обеих группах, так же находятся люди, которые считают, что каждый должен работать самостоятельно (по одному из каждой группы), а один студент первого курса помогает не охотно, на втором курсе нет таких студентов. 

3. Многие сокурсники считают, что отношения в их группе достаточно дружные, особенно это подчеркивает первый курс (5 ответивших), на втором курсе лишь четверо из семи студентов рассматривают отношения в группе как дружные. Это связано, очевидно, с тем, что ко второму курсу студенты, как правило, распределяются по небольшим группам, чему способствует специфика учебной работы. Однако ни на первом, ни на втором курсах не нашлось студентов, которые считают, что между ними сложились негативные отношения или критические (0 в том и другом случае) а, скорее, отмечалось, что они нейтральны либо терпимы (соответственно 1 и 2; 0 и 1). Характерно, что, хотя отношения в группах на данном этапе считаются дружными, но свои группы студенты склонны оценивать не как дружные, а как неплохие. 
 
4. Важным для нас явился вывод о том, что большинство студентов во внеучебное время встречаются постоянно, (4 и 5), часто проводятся совместные мероприятия. На студенческих вечерах второкурсники встречаются почти всей группой, и первокурсники соответственно.  Так же студенты второго курса и первого курса принимают активное  участия в культурно – массовых мероприятиях практически всей группой (6 и 5 ответивших)  
 
5. Студенты и первого и второго курсов хотят, чтобы их жизнь была по-настоящему интересной. Они хотели бы проводить вместе вечера отдыха (2 студентов первого курса и 3 студентов второго курса), отмечать вместе все праздники (соответственно 2 и 2) активно участвовать в подготовке к студенческим мероприятиям (2 и 2); проводить встречи с интересными людьми (2 и 2). Вместе с тем, отмечается, что в каждой группе выделяется некий активный костяк, и значительная часть групп достаточно инертна. 
 
6. В складывающейся ситуации большинство студентов первого курса склонны считать, что они сами должны решать свои проблемы (2 ответивших ) и 4 ответивших студентов первого курса уверены, что им должны были помогать кураторы. У студентов второго курса ситуация складывается наоборот, они единогласно считают, что приоритетно должны сами решать свои проблемы. 
 
7. Данные анкетирования показали, что конфликты в группах можно предупредить при условии сотрудничества и взаимной помощи (4 студентов первого курса и 5 студентов второго курса) и разнообразия видов учебной и внеучебной деятельности студентов (соответственно 2 и 2)

 

8. На выявление лидера группы, студенты ответили следующим образом: пятеро студентов ответили «есть», в то время как один считает,  что его нет. У группы второго курса похожая ситуация, лишь двое не считают, что есть как таковой лидер. Эти цифры говорят о том, что в обеих группах есть свой лидер.

9. На вопрос  «Профессорско-преподавательский состав интересуется вашими целями группы, участиями в культурно-массовых мероприятиях?»  Половина первокурсников ответили «редко», такого же мнения придерживается и второй курс.

 

 По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Первокурсники, придя со школьной скамьи, еще не привыкли к тому, что им нужно самостоятельно решать свои проблемы, и полагаются на куратора. В то время как второй курс уже адаптировался и решает проблемы  внутри группы, либо самостоятельно.

2. Участие в различных мероприятиях сближает студентов и делает группу сплоченной, что сказывается на учебном процессе;

3. Профессорско-преподавательский состав практически не интересуется жизнью студентов в университете;

4. Взаимоотношения на первом курсе лучше, чем на втором, это связано, очевидно, с тем, что ко второму курсу студенты, как правило, распределяются по небольшим группам;

5. Встречи и общение   внеучебное время играют большую роль в формировании студенческой группы в коллектив.

 

 

 

 

 

2.2. Разработка  рекомендаций

Студентам:

  • Для того чтобы быть принятым в коллектив и чувствовать его поддержку, необходимо уметь приспосабливаться к его нормам;
  • Встречаться всей группой как можно чаще, ведь общие темы и интересы способствуют крепким и дружеским отношениям;
  • Активно принимать участие в различных мероприятиях, выступлениях;
  • Выберете общую цель и двигайтесь к ней, а в коллективе это сделать намного проще.

 

Кураторам:

 Для того, чтоб процесс адаптации студентов к условиям института проходил быстрее, можно сделать следующее:

  • Ознакомить с традициями и правилами культурного поведения в университете;
  • вовлечь студентов в общественную деятельность института, факультета,   курса, группы;
  • Уделять большее внимание развитию нравственных, трудовых, 
    патриотических качеств личности первокурсника в соответствии с  требованиями выбранной профессии;

 

Профессорско-преподавательскому составу:

 

Применять в практике как можно чаще, такие формы  работы как:

  • проблемные семинарские занятия;
  • деловые игры;
  • проблемные лекции.

Эти виды деятельности приобщают  к будущей профессии и делают учебную деятельность коллективной.

 

Заключение

 

Усилиями многих отечественных  педагогов и психологов создавалась  теория становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании успешного коллектива знания внутригрупповых отношений и эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующимся коллективом. Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. В студенческой группе происходят динамические процессы формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей и выдвижение лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, этапы и условия преобразования группы в коллектив, обладать необходимой теоретической базой, предполагающей знания основ педагогики, психологии, социологии и других наук, для благотворного воздействия на коллектив и сохранении его в течение всего периода обучения в вузе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности/ (Сост. И автор вступ. Ст., В.В.Кумарин). – Челябинск : Юж.-Урал. КН. Изд-во, 1988-261с.

2. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия,           1988. – 123с.

3. Петровский А. В. Психология и время. — СПб.: Питер, 2007. — 238 с.

4. Андреева Г.М Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд. Испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 343с.

5.  М. В. Буланова-Топоркова. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.-257 с.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб.   заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 576 с.

7. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. — М.: Смысл,                                2004. 244с.

8. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности/ (Сост. И автор вступ. Ст., В.В.Кумарин). – Челябинск : Юж.-Урал. КН. Изд-во, 1988-261с.

Информация о работе Формирование студенческого коллектива в УрФУ