Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 11:04, реферат
Цель: изучить теоретические основы связной речи детей дошкольного возраста, определить понятия, виды и средства использования моделей формирования связной речи.
Задачи:
Подобрать литературу по выбранной теме.
Проанализировать психолога – педагогическую литературу.
Выявить определения, виды, особенности.
На основе обобщений изученной литературы выделить значимость моделирования, как метода формирования связной речи.
Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава 1………………………………………………………………………..….5
1.1 Значение речи………………………………………………………..……...5
1.2 Виды речи…………………………………………………………….….….5
1.3 Функции речи.………………………………………………………….…...7
1.4 Особенности речи...…………………………………………………..…….8
1.5 Задачи связной речи………………………………………………………..10
1.6 Особенности связной речи………………………………………………...10
Глава 2...…………………………………………………………………….…..13
2.1 Использование наглядности для формирования связной
монологической речи………………………………………………………….13
2.2 Моделирование как наглядно практический метод……………………..14
2.3 Требования к модели..……………………………………………………..16
2.4 Виды моделей.……………………………………………………………...16
2.5 Классификация моделей. …………………………………….….………...17
2.6 Этапы работы с моделями…………………………………….…………...18
Заключение………………………………………………………………….….19
Список использованных источников…………………
Основным методическим приемом развития речи ребенка раннего возраста является формирование у него потребности в назывании предмета, которая возникает в ходе делового сотрудничества со взрослым. К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно – действенном и наглядно – образных формах мышления во взаимодействии со словесно – логическим мышлением. Кроме того, используются другие приемы: объяснения назначения предметов, формирование правильного звукопроизношения посредством речевого образца, задавание вопросов. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится сюжетно – ролевая игра, возникают другие творческие виды деятельности (изобразительная, конструирование, начальные формы учебной и трудовой деятельности), расширяется и обогащается круг общения с взрослыми и сверстниками.
1.5 Задачи связной речи.
1.6 Особенности связной речи.
Связная речь подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Развитие связной речи, в которой отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, правильной, четкой форме.
Связность высказывания в целом существенно зависит от уровня владении построением отдельного предложения, от форсированности «программирования» речевого высказывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое. Связность, считал С.Л.Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».
Связная речь – это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи, и в то же время связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.
Речь маленького дошкольника имеет ярко выраженный характер, т.е. она, прежде всего, адресована другому человеку, слушателю. Однако ребенок еще не отделяет себя от слушателя, не противопоставляет себя слушателю, а как бы включает его в ту наглядную ситуацию, которая возникает для самого ребенка. Когда он стоит перед необходимостью предать словами то, что составляет содержание его образных представлений, безотносительно к тому, являются ли эти представления его непосредственного опыта или получены ребенком вербальным путем, как это имеет место при пересказе. Возможность для ребенка рассказывать о чем – нибудь или пересказать своими словами то, что он только что услышал, самая эта возможность зависит от того, насколько удается ребенку создать для себя наглядный образ и, так сказать, удержать его перед своим умственным взором. Это сравнительно легко удается ребенку при наличии вспомогательного наглядного материала (картинки – модели) или тогда, когда речь идет об отдельных ярких событиях из недавнего прошлого.
Тот же ребенок испытывает большие затруднения, когда ему приходится пересказывать материал, лишенный динамического сюжета, или когда по самому характеру заранее пересказ его должен носить характер какого – то обобщения. В этом последнем случае маленький дошкольник выходит из положения тем, что выхватывает из целого ряда или цепи событий отдельные события или факты, наиболее яркие и наиболее доступные для образного воспроизведения. Таким образом, вместо обобщения или описания, ребенок как бы дает отдельные иллюстрации к заданной ему теме, а если в его опыте не хватает такого иллюстративного материала, он говорит только «по поводу» темы, идет по пути внешних ассоциаций.
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно с развитием мышления, деятельности и общения.
Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей, не имеющих речевых патологий, развита достаточно хорошо.
Глава 2.
2.1 Использование наглядности для формирования связной монологической речи.
Монологическая речь может иметь недостатки: пропуск смысловых звеньев, нарушения логической последовательности, длительные паузы, большое число ошибок в построении предложений.
Наглядность облегчает процесс становления связной речи. Известно, что Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л. Выготский считали: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке и т. д. были расположены в нужной для развернутого высказывания последовательности. Кроме составления описательных рассказов, наглядность такого рода может быть использована и в обучении пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи.
При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.
Например, организуя занятия по пересказу, строго придерживаемся плану:
2.2 Моделирование как наглядно практический метод.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Подъяков, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.И. Ветрова, С.Н. Николаева, В.И. Логинова, И.А. Хайдурова и другие) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуются ориентировочная деятельность; формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.
К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование.
В энциклопедическом словаре дается следующее определение: Моделирование – это исследование, каких – либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей.
В.И. Логинова считает, что под моделированием понимается процесс создания моделей и их использования в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов.
Психолог И.Б. Новик характеризует моделирование, как опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная, искусственная или естественная система (квазиобъект) находящийся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определенном отношении и дающая при его исследовании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте.
Моделирование своим объектом имеет модели. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношение героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.
По мнению психологов и педагогов (П.Я. Гальперин, Н.Н. Подъяков, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер) работа с моделями имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение, т.к. абстрагирует мысленное выделение какого – либо признака или свойства предмета, явления. Р.С. Немов наглядно демонстрирует закономерную связь объектов, связь причинно – следственного характера.
Наглядное моделирование нашло широкое применение в работах по поэтапному формированию умственных действий и понятий, выступая в качестве одного из главных средств построения ориентировочной основы действия (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.П. Саккулина). Сфера применения моделирования охватывает самые различные виды человеческого мышления.
Особенность моделирования, как метода обучения, состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Доступность метода моделирования для детей показали психологи А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков, Д.Б. Эльконин.
Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком, символом. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речью, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку применение моделей в обучении.
2.3 Требования к модели:
2.4 Виды моделей.
В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. Это модель постройки, которую должен воспроизвести ребенок, плоскостная модель фигуры человека с подвижным сочленением туловища и конечностей.
Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно – схематическая модель должна обнаруживать эти связи, отчетливо представить их в изолированном, общественном виде.
Информация о работе Формирование связной речи детей посредством моделирования