Формирование связной речи детей посредством моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 11:04, реферат

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы связной речи детей дошкольного возраста, определить понятия, виды и средства использования моделей формирования связной речи.
Задачи:
Подобрать литературу по выбранной теме.
Проанализировать психолога – педагогическую литературу.
Выявить определения, виды, особенности.
На основе обобщений изученной литературы выделить значимость моделирования, как метода формирования связной речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава 1………………………………………………………………………..….5
1.1 Значение речи………………………………………………………..……...5
1.2 Виды речи…………………………………………………………….….….5
1.3 Функции речи.………………………………………………………….…...7
1.4 Особенности речи...…………………………………………………..…….8
1.5 Задачи связной речи………………………………………………………..10
1.6 Особенности связной речи………………………………………………...10
Глава 2...…………………………………………………………………….…..13
2.1 Использование наглядности для формирования связной
монологической речи………………………………………………………….13
2.2 Моделирование как наглядно практический метод……………………..14
2.3 Требования к модели..……………………………………………………..16
2.4 Виды моделей.……………………………………………………………...16
2.5 Классификация моделей. …………………………………….….………...17
2.6 Этапы работы с моделями…………………………………….…………...18
Заключение………………………………………………………………….….19
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Развитие речи посредством моделирования.docx

— 37.00 Кб (Скачать файл)
    1. Графическая модель.

Графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений графики (формулы, схемы и т.д.)

Введение модели требует определенного уровня, сформированность умственной деятельности: умение анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений, образного мышления, позволяющего замещать объекты, умение устанавливать связи.

И хотя эти явления формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их освоения и использования в целях дальнейшего познания, требуется достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

Модель как вид наглядности может быть использован во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях существенные признаки и связи.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта.

Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков объекта.

Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых явлений.

2.5 Классификация моделей.

  1. Сенсорная модель (для всех возрастных групп) учит различать и абстрагировать цвет, форму, величину, текстуру, расположение.
  2. Структурная или морфологическая модель (для младшего школьного возраста) помогает выделить структуру объекта.
  3. Модель понятий (для старшего дошкольного возраста) помогает абстрагировать общие, существенные признаки группы объектов.
  4. Модель связи (для всех возрастных групп) эта графическая модель помогает абстрагировать связи между явлениями и фактами.

Модели должны быть демонстрационные и раздаточные. Для понятия ребенком признаков обобщения вводится модель индивидуально. Потом на занятии со всеми детьми, далее в самостоятельное пользование, в игру для развития самостоятельного творчества составления моделей.

Использование данного приема эффективно и современно, т.к. дети в окружающем мире все чаще сталкиваются с условностями, компьютерной графикой, моделированием.

2.6 Этапы работы с моделями.

    1. Этап – иллюстративное панно: овладение самой моделью. На первом этапе осваивается способ замещения, и обязательное следование друг за другом рассматривание компонентов. Тем самым уже на первом этапе в процессе освоения модели решается с ее помощью важная познавательная задача – расчленение целостного процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого, определение количественного их состава и связи последовательности их включения, связи функционирования.
    2. Этап – моделирование готовое: направлен на замещение предметно - схематической модели схематической моделью и формирование с ее помощью обобщенных знаний. Процесс замещения осуществляется постепенно. 
    3. Этап – моделирование детьми: использование детьми модели. Владение обобщенной предметно – схематической моделью позволяет детям применять ее для самостоятельного познания.

Таким образом, использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно – схематическое мышление. Моделирование можно использовать и при заучивании стихов, при автоматизации звуков в связных текстах.

 

 

 

Заключение.

Связная речь является важной составляющей общего познавательного развития дошкольников. Она является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности – коллективной и индивидуальной.

Связная речь также является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.

Хорошо развитая связная речь является своего рода вершиной речевого развития. Ведь ребенок сначала учится называть отдельные предметы, затем отвечать на вопросы взрослого и лишь, потом самостоятельно строить предложения, связные между собой по смыслу в логической последовательности.

Чтобы осуществлять целенаправленную работу в данном направлении необходимо контролировать и фиксировать уровни развития ребенка. Отсюда следует, что нужно проводить диагностику памяти, речи, воображения и определить уровень влияния модели на развитие этих психических процессов, на развитие умения оперировать представлениями, знаниями, умениями, комбинировать их, создавая новые образы, а самое главное развивается связная речь, речевое творчество детей дошкольного возраста.

В процессе работы над рефератом мной был проведен анализ литературы по результатам, которого я изучила особенности речи, узнала о моделировании как наглядно-практическом методе развития  речи у детей дошкольного возраста, о его видах, классификациях, выявила особенности работы с данным методом.

В перспективе я планирую продолжать работу по данной теме, разрабатывать комплекс моделей для развития разных сторон речи.

Считаю, что тема «Формирование разных сторон речевого развития,  посредством моделирования» представляет интерес для практической работы воспитателя и логопедов дошкольных учреждений.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина-М.: Издательский центр «Академия», 1999г.
  2. «Логопедическая работа с дошкольниками». Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина-М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
  3. «Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников»/Ф.А. Сохин-М.: Издательство  НПО «МОДЕК», 2002г.
  4. «Логопедия: Работа с дошкольниками»/ М.Е. Хватцев-М.: ООО «Издательство АСТ», 2002г.
  5. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедов»/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2004г.
  6. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений./ М.М. Алексеева, В.И. Яшина-М.: Издательский центр «Академия», 1997г.
  7. «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников». Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина-М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
  8. «Мир природы и ребенка(Методика экологического воспитания дошкольников)»/ Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморукова, Издание 3-е стереотипное, Санкт-пепербург: «Детство-Пресс», 2000г.
  9. «Развитие речи детей 4-5 лет».Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учереждений/ Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, М.: Просвещение, 2005г.

 

 


Информация о работе Формирование связной речи детей посредством моделирования