Формирование представлений о зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
1.3 Трудовая деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
2.2 Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

лене.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Содержание  

Введение

1. Теоретические  основы формирования представлений  старших дошкольников о здоровом  образе жизни

1.1  Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема

1.2 Особенности  формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

1.3 Трудовая деятельность  как средство формирования представлений  старших дошкольников о здоровом  образе жизни

2. Анализ работы  современного ДОУ по формированию  у старших дошкольников представлений  о здоровом образе жизни в трудовой деятельности

2.1 Экспериментальное  исследование уровня развития  представлений старших дошкольников  о здоровом образе жизни

2.2  Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности

Заключение

Список использованных источников

Приложение 

Введение  

Здоровье –  это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может  никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

С каждым годом  возрастает процент детей, имеющих  отклонения в здоровье, наблюдается  тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит  благополучие общества в целом, поэтому  проблема формирования представлений  детей о здоровом образе жизни  детей представляется в современном обществе актуальной.

Обозначенная  проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный  для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его  представлений об образе жизни.

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:

- обоснование  связи физического и психического  состояния человека находим в  исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;

- проблема психологического  здоровья детей исследовалась  в трудах Л.А. Абрамян, И.В.  Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н.  Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А.  Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.;

- принцип взаимосвязи  физиологического и психического  развития был реализован в  трудах психологов П.П. Блонского,  Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,  С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова  и др.;

- на важность  проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.

Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни».

Цель  исследования – выявить особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Объект  исследования –  здоровый образ жизни детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования –  процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

Гипотеза  исследования: процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:

- возрастные  и индивидуальные особенности  детей;

- создавать в  ДОУ процессы по учебно-методической интерпретации содержания здорового образа жизни;

- включать в  педагогический процесс трудовую  деятельность в качестве эмоционального  стимула и средства формирования  представлений детей о здоровом  образе жизни;

- систематически  и целенаправленно проводить пропаганду здорового образа жизни.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие  задачи:

- раскрыть педагогический  потенциал ДОУ и семьи по  формированию здорового образа  жизни старших дошкольников;

- исследовать  уровень здоровья детей старшего  дошкольного возраста;

- эмпирически  выявить психолого-педагогические  пути формирования здорового  образа жизни у старших дошкольников;

- подготовить  рекомендации по процессу формирования  представлений старших дошкольников в трудовой деятельности.

Для решения  поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:

- теоретические  (изучение и анализ литературы  по проблеме);

- эмпирические (анализ деятельности ДОУ по  проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников; наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).

Опытно-экспериментальная  база исследования: ДОУ №86.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем усилена актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая  значимость: материалы, основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы современного ДОУ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. 

1. Теоретические основы  формирования представлений  старших дошкольников  о здоровом образе  жизни  

1.1 Формирование представлений  дошкольников о  здоровом образе  жизни как психолого-педагогическая проблема

Актуальность  проблемы здорового образа жизни  вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей  – актуальна в современном  обществе, о чем свидетельствуют  психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.

Рассмотрим сущность понятия «здоровье».

По определению  Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное  психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [24,176].

По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное  состояние организма, характеризующееся  его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [16,90].

Здоровье характеризуется  биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

Выделяют три  типа здоровья:

- 1) «индивидуальное  здоровье» (человек, личность);

- 2) «здоровье  группы» (семья, профессиональная  группа, «страта – слой»);

- 3) «здоровье  населения» (популяционное, общественное). В соответствие с типом здоровья  выработаны показатели, посредством  которых дается качественная и количественная характеристика.

Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.

Согласно исследованиям  Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

По мнению М.Ю. Стожаровой, «один из основных показателей  эмоционального благополучия детей – физическое здоровье» [30,4].

Относясь к  сфере эмоционального развития, эмоциональное  ощущение становится тем базисом, который  «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту  активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

Таким образом, если личность не имеет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

Большинство людей  с детства настолько привыкают  к состоянию, обозначаемому здоровьем, что задумываются о нем уже  тогда, когда оно основательно «подорвано», и человеку приходится обращаться к врачу.

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается  на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды  и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

В современной  литературе существует свыше 100 определений  понятия «здоровье». Исходным для  них является определение, приведенное  в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [24,176].

Поскольку ни одно существующее определение понятия  здоровья не признается эталонным, о состоянии здоровья человека судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок.

При соответствующих  показателях, при отсутствии жалоб  со стороны индивида, ставят диагноз  «здоров». В теоретической медицине и физической культуре существует понятие «абсолютное здоровье», которое с большим допуском может быть сопоставлено со здоровьем космонавта перед запуском.

В настоящее  время вырабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно-качественное измерение  здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простого выживания до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье).

Определение уровня здоровья имеет большое практическое значение, т.к. позволяет решать большой  спектр проблем: от профессионального  отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п.

Информация о работе Формирование представлений о зож