Формирование воинского коллектива и усиление его влияния на развитие военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Негативное влияние на боеспособность вооруженных сил изменения общественно-государственных и политических ценностей, становления новой военной доктрины и существенного сокращения численности армии требует адекватных компенсирующих усилий по поиску возможностей сохранения в столь сложных условиях высокой эффективности боевой деятельности личного состава

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
2.ФОРМИРОВАНИЕ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
3.ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВА НА РАЗВИТИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ВОИНСОГО КОЛЛЕКТИВА И УСИЛЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.DOC

— 49.00 Кб (Скачать файл)

       Большое влияние на психологическую совместимость может оêàçàòü îðãàíèçàöèÿ âñòðå÷è ïðèáûâàþùåãî ïîïîëíåíèÿ. Îñîáî ýôôåêòèâíà ðàçäåëüíàÿ ðàáîòà ñî âñòðå÷àþùèìè è âñòðå÷àåìûìè. Åñëè íîâè÷êîâ íåîáõîäèìî îðèåíòèðîâàòü íà óâàæåíèå ê îïûòó, çíàíèÿì è óìåíèÿì âåòåðàíîâ, íà âåæëèâîå ïðèçíàíèå èõ äîñòèæåíèé ñ îäíîâðåìåííûì òàêòè÷íûì, íî íàñòîé÷èâûì ïîääåðæàíèåì ÷óâñòâà ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, òî ó ñòàðîñëóæàùèõ ñëåäóåò âûðàáîòàòü óñòàíîâêó íà âîñïðèÿòèå ìîëîäåæè â êà÷åñòâå íóæäàþùèõñÿ â ïîääåðæêå ìëàäøèõ áðàòüåâ, íåîïûòíûõ â ñëóæáå è ëåãêî ðàíèìûõ â íåçíàêîìîé îáñòàíîâêå. Âîèíàì ñòàðøèõ ïåðèîäîâ ñëóæáû ïîëåçíî íàïîìíèòü èõ ïðîøëûå âïå÷àòëåíèÿ â àíàëîãè÷íîé ñèòóàöèè. Õîðîøî òàêæå ïðè ïîñëåäóþùåé ñîâìåñòíîé âñòðå÷å îõàðàêòåðèçîâàòü êàê óñïåõè âåòåðàíîâ, òàê è óðîâåíü ïîäãîòîâêè ê ñëóæáå íîâè÷êîâ (èõ äîñòèæåíèÿ â òðóäå, ñïîðòå, õóäîæåñòâåííîé ñàìîäåÿòåëüíîñòè è ò.ä.)  ýòîì îòíîøåíèè îïðàâäûâàþò ñåáÿ òâîð÷åñêèå âå÷åðà ïðåäñòàâëÿþñü êîëëåêòèâó, âñòðå÷è ïî ïðîôåññèÿì, ïî óâëå÷åíèÿì. Õîðîøî ñáëèæàþòñÿ âîèíû ñ îáùíîñòüþ ñóäåá äî ñëóæáû â àðìèè. Ýòîìó æå ñïîñîáñòâóåò ñîâïàäåíèå öåëåé ó âîèíîâ íà ðàçíûõ ýòàïàõ ñëóæáû, ïåðñïåêòèâ íà ïîñëåàðìåéñêèé ïåðèîä.

       Сплочению коллектива содействует опора на российские традиции войскового тîâàðèùåñòâà, äðóæáû è âçàèìîâûðó÷êè. Äëÿ îðèåíòàöèè âîèíîâ íà ëó÷øåå âçàèìîïîíèìàíèå öåëåñîîáðàçíî ïðîâîäèòü îáùèå ñîáðàíèÿ ëè÷íîãî ñîñòàâà ñ îáñóæäåíèåì ïðîáëåìû âçàèìîîòíîøåíèé â åñòåñòâåííîé îáñòàíîâêå áåç ëèøíåé ðåãëàìåíòàöèè, ôîðìàëèçìà, ñêó÷íûõ äîêëàäîâ è çà÷èòêè ïî øïàðãàëêå çàðàíåå ïîäãîòîâëåííûõ âûñòóïëåíèé. Ýòîé æå öåëè ñëóæàò òåìàòè÷åñêèå ìàòåðèàëû â âîåííîé ïðåññå, â ïðîèçâåäåíèÿõ ëèòåðàòóðû è èñêóññòâà.

       В ряде случаев полезно оценить степень вспыльчивости, нервно-психической нåóñòîé÷èâîñòè âîèíîâ. Îñîáîå âíèìàíèå ñëåäóåò óäåëÿòü âîèíàì õîëåðè÷åñêîãî òåìïåðàìåíòà ñî ñëàáûì ïðîöåññîì òîðìîæåíèÿ è íåäîñòàòî÷íî ðàçâèòûìè íàâûêàìè ñàìîîáëàäàíèÿ, âîëåâîãî ñàìîóïðàâëåíèÿ. Âîèíû äîëæíû çíàòü, ÷òî ó ëþáîãî ñïîðà åñòü íà÷àëüíàÿ ñòàäèÿ, íà êîòîðîé îí ëåãêî ãàñèòñÿ, ÷òî óìåíèå ïðåäîòâðàòèòü ñòîëêíîâåíèå õàðàêòåðîâ ôîðìèðóåòñÿ, ÷òî ýòîìó ìîæíî è íóæíî ó÷èòüñÿ. Íàðÿäó ñ ñîçíàòåëüíûìè, âîëåâûìè ïðèåìàìè ïðàâèëüíîãî ïîñòðîåíèÿ âçàèìîîòíîøåíèé, ÷ëåíàì ýêèïàæà íåîáõîäèìî îâëàäåòü àóòîãåííîé ïñèõîðåãóëèðóþùåé òðåíèðîâêîé, ìåòîäîì óïðàâëÿåìîé ñàìîðåãóëÿöèè è äðóãèìè ñïîñîáàìè ñâîåâðåìåííîãî ñíÿòèÿ íàïðÿæåííîñòè, íåäîïóùåíèÿ àôôåêòèâíûõ ñîñòîÿíèé.

       Весьма значима в этом смысле роль военного психолога, который может ознакîìèòü âîèíîâ ñ òåîðèåé êîíôëèêòà, ïîáåñåäîâàòü ñ åãî ó÷àñòíèêàìè, ïðîâåñòè ðàçáîð åãî ïðè÷èí, ïîìî÷ü ñïîðùèêàì ïî÷óâñòâîâàòü ïîçèöèþ ñîïåðíèêà, ñòàòü íà åãî ìåñòî.

       Такая беседа должна проводиться без лишних свидетелей в спокойной и доверèòåëüíîé îáñòàíîâêå. Íî åùå ëó÷øå, åñëè ðàáîòà ñ ÷ëåíàìè ýêèïàæà íîñèò ïðåäâàðÿþùèé, ïðîôèëàêòè÷åñêèé õàðàêòåð, êîãäà åùå çàðîæäàþùèåñÿ ïðåäïîñûëêè íåñîâìåñòèìîñòè ëåãêî áëîêèðóþòñÿ, êîãäà ëåãêî êîððåêòèðóþòñÿ óñòàíîâêè íà îáùåíèå è ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ õîðîøåé ñïëî÷åííîñòè.

       Íà ýòè æå öåëè äîëæíà áûòü íàïðàâëåíà ïðàâîâàÿ ïðîïàãàíäà, ðàñïðîñòðàíåíèå ñðåäè ÷ëåíîâ ýêèïàæà þðèäè÷åñêèõ çíàíèé, ôîðìèðîâàíèå ó êàæäîãî èç íèõ ëè÷íîé îòâåòñòâåííîñòè çà íàðóøåíèå çàêîíîâ, çà óùåìëåíèå ëè÷íîãî äîñòîèíñòâà è ÷åñòè ïàðòíåðà.

 

      3.ÂËÈßÍÈÅ ÊÎËËÅÊÒÈÂÀ ÍÀ ÐÀÇÂÈÒÈÅ ÂÎÅÍÍÎÑËÓÆÀÙÈÕ. 

       Влияние коллектива на личность военнослужащего во многом зависит от его индивидуальных качеств. В коллективе в завиñèìèîñòè îò ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ âîåííîñëóæàùèå ìîãóò âûïîëíÿòü ñîöèàëüíûå ðîëè òàê íàçûâàåìûõ ëèäåðîâ, êîíôîðìíûõ è èçîëèðîâàííûõ ëè÷íîñòåé.

       Лидеры - это воины, чье поведение в значимых ситуациях оказывает существенное влияние на партнеров по экипажу. Лидерû ìîãóò áûòü îôèöèàëüíûìè è íåîôèöèàëüíûìè. Ê ÷èñëó îôèöèàëüíûõ ëèäåðîâ ìîæíî îòíåñòè íàèáîëåå àâòîðèòåòíûõ êîìàíäèðîâ. Íåîôèöèàëüíûå ëèäåðû, â îòëè÷èå îò îôèöèàëüíûõ, íå íåñóò íèêàêîé îòâåòñòâåííîñòè çà ñîñòîÿíèå äåë â ýêèïàæå â þðèäè÷åñêîì ïîðÿäêå. Îíè ìîãóò áûòü èçâåñòíû êîìàíäîâàíèþ, à ìîãóò íàõîäèòüñÿ â òåíè, ñêðûòî âûïîëíÿÿ ñâîè ôóíêöèè. Ïðè îáùåñòâåííî-ïîëåçíîé íàïðàâëåííîñòè íåîôèöèàëüíîå ëèäåðñòâî ñî âðåìåíåì ìîæåò áûòü îôèöèàëüíî çàêðåïëåíî. Íåãàòèâíûé íåîôèöèàëüíûé ëèäåð ñïîñîáåí íàíåñòè ñóùåñòâåííûé âðåä áîåñïîñîáíîñòè ýêèïàæà, òàê êàê îí ïîäðûâàåò àâòîðèòåò êîìàíäèðà, ñïîñîáñòâóåò íàñàæäåíèþ íåóñòàâíûõ âçàèìîîòíîøåíèé, ðàçîáùàåò âîèíîâ, ïîòâîðñòâóåò íàðóøèòåëÿì âîèíñêîé äèñöèïëèíû.

       К конформным личностям относятся воины, внешне уступающие влияниþ òîâàðèùåé ïî ñëóæáå ïðè âíóòðåííåì íåñîãëàñèè ñ èõ ïîçèöèåé è âûñêàçûâàíèÿìè. ßâëÿÿñü íåãàòèâíûì êà÷åñòâîì ëè÷íîñòè ïðèìåíèòåëüíî ê ïðèíöèïèàëüíûì ïîëèòè÷åñêèì è ìîðàëüíûì âîïðîñàì, êîíôîðìíîñòü ìîæåò ñûãðàòü ïîëîæèòåëüíóþ ðîëü â óëó÷øåíèè áûòîâûõ è ñåìåéíûõ âçàèìîîòíîøåíèé, â ñïëî÷åíèè ýêèïàæà. Ïîíèìàÿ, ÷òî çà÷àñòóþ êîíôëèêòû íà÷èíàþòñÿ èç-çà ïóñòÿêîâûõ ïðè÷èí, ïðÿìîëèíåéíîñòè èëè þíîøåñêîé ãîðÿ÷íîñòè, êîíôîðìíûé âîèí ñîáëþäàåò âíåøíþþ ðàçóìíóþ óñòóï÷èâîñòü â ìàëîçíà÷èìîì ñïîðå, íå ñòðåìèòñÿ âî ÷òî áû òî íè ñòàëî äîêàçàòü ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ (îñîáåííî â êîíôëèêòàõ ñ áîëåçíåííî ñàìîëþáèâûìè ñîñëóæèâöàìè), íî è íå òåðÿåò ïðè ýòîì ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà.

       Особое положение занимают в экипаже так называемые изолированные воины с нейтральной жизненной позицией, ïàññèâíûì îòíîøåíèåì ê ñëóæáå, áåçðàçëè÷èåì ê îáùåñòâåííîé ðàáîòå è ìåæëè÷íîñòíûì êîíòàêòàì. Êàê ïðàâèëî, îíè çàìêíóòû â ñåáå è íå ïðîÿâëÿþò àêòèâíîãî æåëàíèÿ ê èçìåíåíèþ ñâîåé ñîöèàëüíîé ðîëè. Ïðè÷èíîé òàêîãî ïîâåäåíèÿ ìîæåò áûòü ïðèíàäëåæíîñòü ê íåçàêîííûì ðåëèãèîçíûì ñåêòàì, íàëè÷èå ñêðûâàåìîé èëè ìíèìîé áîëåçíè, ñèëüíûå ïåðåæèâàíèÿ èç-çà òðóäíîñòåé ñóãóáî ëè÷íîãî õàðàêòåðà (èçìåíà äåâóøêè, íåèçëå÷èìàÿ áîëåçíü áëèçêîãî ÷åëîâåêà, ïîòåðÿ äðóãà è ò.ä.). Âëèÿíèå èçîëèðîâàííûõ âîèíîâ íà ñïëî÷åííîñòü ýêèïàæà íå ñòîëü âåëèêî, êàê ëèäåðîâ, íî ïðè íåâûÿñíåííîñòè ìîòèâîâ òàêîãî ïîâåäåíèÿ îò íèõ ìîæíî îæèäàòü âåñüìà íåïðåäñêàçóåìûõ ïîñòóïêîâ, âïëîòü äî ñàìîóáèéñòâ.

       Своевременное выявление лидеров, конформных и изолированных воинов, и учет выполняемых ими социальных ðîëåé, íåñîìíåííî, ÿâëÿåòñÿ âàæíûì ðåçåðâîì ïîâûøåíèÿ ñïëî÷åííîñòè ýêèïàæà, óïðàâëåíèÿ ïðîöåññîì åå ôîðìèðîâàíèÿ. 

       Особо необходимо отметить влияник коллектива на лиц, стремящихся к завоеванию и упрочению своего негативного лидерского статуса через созданиå ïðåäíàìåðåííûõ êîíôëèêòîâ è ñòàðàòüñÿ âûÿâëÿòü èõ íà ïðèçûâíûõ ïóíêòàõ èëè, â êðàéíåì ñëó÷àå, ñðàçó ïîñëå ïðèáûòèÿ ìîëîäîãî ïîïîëíåíèÿ â ÷àñòü. Öåííûìè èñòî÷íèêàìè èíôîðìàöèè î òàêèõ âîèíàõ ÿâëÿþòñÿ øêîëüíûå ïåäàãîãè, ðîäèòåëè, ñïîðòèâíûå òðåíåðû, ñîñåäè è îñîáåííî ìèëèöèÿ. Ïðè íåïîñðåäñòâåííîì èçó÷åíèè ìîëîäîãî ïîïîëíåíèÿ ñëåäóåò îáðàùàòü âíèìàíèå íà âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ èõ îòðèöàòåëüíûõ êà÷åñòâ (íåâîñïèòàííîñòü, ãðóáîñòü, íàãëîñòü, âûñîêîìåðèå, ñêâåðíîñëîâèå, íåâûñîêèé èíòåëëåêò, ïñèõè÷åñêóþ íåóðàâíîâåøåííîñòü, íàðóøåíèå ôîðìû îäåæäû è ò.ä.).

       Вопросы изучения личностных особенностей воинов тесно связаны с вопросами подбора и комплектования подразделениий, экипажей. Содержàòåëüíàÿ ñòîðîíà ýòèõ ïîíÿòèé íå èìååò ïðèíöèïèàëüíûõ ðàçëè÷èé. Íî íà ïðàêòèêå òåðìèí ïîäáîð ÷àùå âñåãî óïîòðåáëÿåòñÿ òîãäà, êîãäà íóæíî ïîäîáðàòü ê èìåþùèìñÿ ÷ëåíàì ýêèïàæà îïòèìàëüíî ïîäõîäÿùåãî íåäîñòàþùåãî âîèíà.  áîëåå ðåäêèõ ñëó÷àÿõ, êîãäà ðå÷ü èäåò î çàìåíå áîëüøåé ÷àñòè ýêèïàæà (âïëîòü äî ñîçäàíèÿ íîâîãî ýêèïàæà), öåëåñîîáðàçíåå èñïîëüçîâàòü òåðìèí êîìïëåêòîâàíèå ýêèïàæà. Ïðè÷åì, åñëè êîìïëåêòîâàíèå ïðåäóñìàòðèâàåò ïîèñê íàèëó÷øåãî ñî÷åòàíèÿ ïàðòíåðîâ â ñîñòàâå ýêèïàæà, òî ïðè ïîäáîðå ïðèõîäèòñÿ îðèåíòèðîâàòüñÿ êàê íà óæå èçó÷åííûå ðàíåå îñîáåííîñòè íåóêîìïëåêòîâàííîãî ýêèïàæà, òàê è íà èçó÷åíèå íàõîäÿùèõñÿ âíå åãî êàíäèäàòîâ. Òðåáîâàíèÿ ê êàíäèäàòàì îñíîâûâàþòñÿ íà: âûÿâëåíèè ó íèõ íåîáõîäèìîãî óðîâíÿ èíäèâèäóàëüíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî ìàñòåðñòâà, ñîîòâåòñòâèè ñîöèàëüíîé ðîëè êàíäèäàòà â ñèñòåìå íåîôèöèàëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé òðåáóåìîìó òèïó ñîöèàëüíîé ðîëè â ýêèïàæå, íåäîïóùåíèè â ÷èñëî êàíäèäàòîâ ëèö, ñêëîííûõ ê êîíôëèêòàì. 

       Личность воина проявляется в коллективной деятельности и взаимоотношениях. Каждый воин стремится как-то утвердить себя среди своих сверстников, играть в коллектиâå îïðåäåëåííóþ ðîëü, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàëà áû åìó óâàæåíèå, ïðèçíàíèå è äîâåðèå, áëàãîñêëîííîñòü è ïîääåðæêó, ïîìîùü è çàáîòó, ò.å. äîáèòüñÿ àâòîðèòåòà â êîëëåêòèâå.

       АВТОРИТЕТ - это влиятельное положение личности среди сослуживцев, основанное на признании åãî çíàíèé, æèçíåííîãî îïûòà, ñïîñîáíîñòåé, ìîðàëüíûõ, ôèçè÷åñêèõ è ïñèõîëîãè÷åñêèõ êà÷åñòâ.

       Закономерности формирования личности и коллектива тесно взаимосвязаны. Они показаны на схеме 1.

       Ñõåìà 1.

       Îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè è êîëëåêòèâà

       
Çàêîíîìåðíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè Закономерности формирования коллектива
  • ведущая роль в формировании личностных качеств социальных условий;
  • зависимость развития  от хараêòåðà  è ñîäåðæàíèÿ âîèíñêîé äåÿòåëüíîñòè;
  • соответствие жизнедеятельности и внутреííèõ âçàèìîîòíîøåíèé â êîëëåêòèâå ñîöèàëüíîé ïðèðîäå îáùåñòâà;
  • глубокое осознание и внутреííåå  ïðèçíàíèå ÷ëåíàìè êîëëåêòèâà åãî öåëåé è îñíîâíûõ çàäà÷
  • взаимообусловленность внуòðåííèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ è âíåøíèõ âîçäåéñòâèé;
  • преемственность и последовàòåëüíîñòü ôîðìèðîâàíèÿ ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé;
  • целостность формирования личности;
  • зависимость формирования личности от характера взаимîîòíîøåíèé è îáùåíèÿ ìåæäó âîåííîñëóæàùèìè, ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà â êîëëåêòèâå;
  • зависимость формирования личности от качества учебно-воспитательной работы.
  • обеспечение гармонии общåñòâåííûõ è ëè÷íûõ èíòåðåñîâ; çàâèñèìîñòü ñïëî÷åííîñòè êîëëåêòèâà îò âîñïèòàíèÿ è ñàìîâîñïèòàíèÿ ó êóðñàíòîâ ñîçíàíèÿ è ÷óâñòâà êîëëåêòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè çà åãî äåëà è ñîñòîÿíèå;
  • зависимость зрелости коллектèâà îò ñîîòíîøåíèÿ ñëîæèâøèõñÿ â íåì ïîëîæèòåëüíî è îòðèöàòåëüíî íàïðàâëåííûõ âçàèìîâëèÿíèé;
  • систематическое повышение òðåáîâàòåëüíîñòè êîëëåêòèâà ê ñâîèì ÷ëåíàì, ïðåäîòâðàùåíèå è îïåðàòèâíîå ïðåîäîëåíèå âíóòðèêîëëåêòèâíûõ êîíôëèêòîâ;
  • последовательное повышение авторитета руководителя воиíñêîãî êîëëåêòèâà – êîìàíäèðà åäèíîíà÷àëüíèêà.

  •  

           Ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ ó âîåííîñëóæàùèõ ÿâëÿåòñÿ äëèòåëüíûì, ñëîæíûì, âíóòðåííå ïðîòèâîðå÷èâûì, è îáóñëîâëåí âëèÿíèåì ìíîãî÷èñëåííûõ ôàêòîðîâ. Ïðîöåññ ýòîò íå ñòèõèéíûé, à óïðàâëÿåìûé, è îñóùåñòâëÿåòñÿ îí íà ôîíå ïðîôåññèîíàëüíîãî, íðàâñòâåííîãî, èíòåëëåêòóàëüíîãî, ýñòåòè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ êàæäîãî âîåííîñëóæàùåãî.  Ïðè ýòîì ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî ñôîðìèðîâàííûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ êàæäîãî êà÷åñòâà íå ÿâëÿåòñÿ ðàç è íàâñåãäà çàêðåïëåííûì è íåïîäâèæíûì. Îí íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîé äèíàìèêå, êàê è âîîáùå ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.  çàâèñèìîñòè îò ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà ëè÷íîñòü âîåííîñëóæàùåãî, è îò óñëîâèé â êîòîðûõ îíà íàõîäèòñÿ, îò ñèëû è ïîñòîÿíñòâà ðàçäðàæèòåëåé, îêàçûâàþùèõ âëèÿíèå íà ïñèõèêó, òîò èëè èíîé óðîâåíü ìîæåò çàêðåïëÿòüñÿ, óïðî÷èâàòüñÿ è ïîëîæèòåëüíî ñîâåðøåíñòâîâàòüñÿ èëè, íàîáîðîò, ðàçðóøàòüñÿ, âèäîèçìåíÿòüñÿ â îòðèöàòåëüíîì íàïðàâëåíèè.

     

            ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ 

           Äåëàÿ âûâîä èç èçëîæåííîãî ìàòåðèàëà, íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî êîëëåêòèâ îáëàäàåò îãðîìíûì ôîðìèðóþùèì ïîòåíöèàëîì è âûïîëíÿåò ïåäàãîãè÷åñêèå ôóíêöèè:

    • формирует личностные качества, вырабатывает коллективные идеи и убеждения;
    • способствует развитию самостоятельности у военнослужащих в упраâëåíèè ðàçëè÷íûìè âèäàìè êîëëåêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè â ñîîòâåòñòâèè ñ êîëëåêòèâíî âûðàáîòàííûìè èäåÿìè è íîðìàìè;
    • решает задачи сплочения коллектива, объединяя усилия его члåíîâ íà âûïîëíåíèå ó÷åáíîé ïðîãðàììû;
    • через общественное мнение осуществляет оценку действий и пîâåäåíèÿ âîåííîñëóæàùèõ, îöåíêó êà÷åñòâ ëè÷íîñòè, îòíîøåíèÿ ê ó÷åáå ñ ïîçèöèè èõ ñîîòâåòñòâèÿ êîëëåêòèâíûì íîðìàì;
    • стимулирует у военнослужащих потребность к самовоспитанию и сàìîîáðàçîâàíèþ, èíòåðåñ ê ïðåäñòîÿùåé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè;
    • устанавливает и поддерживает в коллективе межличностные взаимоотношения, контролирует и корректирует поведåíèå åãî ÷ëåíîâ.

     

    ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ 

           
    1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллеêòèâå. Ì. 1983.
    2. Барабанщиков А.В., Глоточкин   А.Д.,   Феденко   Н.Ф., Шеляг В.В. Проблемы психологии воинского коллектèâà. Ì., 1973.
    3. Божович Л.И. Проблемы формирования лè÷íîñòè. Ìîñêâà-Âîðîíåæ, 1995.
    4. Звягинцев В.Г. Педагогическое руководство коллективом слóøàòåëåé ÂÓÇà: òåîðèÿ è ïðàêòèêà. Ì. 1987.
    5. Êóëàêîâ Â.Ô. Âîåííàÿ ïåäàãîãèêà è ïñèõîëîãèÿ. Ì.: Ñîâåðøåíñòâî, 1998.
    6. Лазарев В.П. Управление социально-психологическим климàòîì êîðàáåëüíîãî êîëëåêòèâà. Êèåâ, 1981.
    7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1973.
    8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
    9. Научные основы управления / Под ред. Г.В. Звенигородского. М. 1988.
    10. Перевалов В.Ф. Воинский коллектив динàìèêà îòíîøåíèé. Ì. 1994.
    11. Пермяков А.А. Коллективный труд школьников и его воспèòàòåëüíûå âîçìîæíîñòè. –Ì.: 1961.

    Информация о работе Формирование воинского коллектива и усиление его влияния на развитие военнослужащих