Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа
Цель исследования: выявить условия формирования коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по данной теме.
2) Изучить общение и его особенности в старшем дошкольном возрасте.
3) Рассмотреть структуру сюжетно-ролевой игры.
На основании проведенного психолого-педагогического исследования можно сделать вывод, что из анализа результатов проделанной работы на всех этапах эксперимента, следует особое внимание уделить изменениям, произошедшим с общим эмоциональным состоянием испытуемых, и с группой в целом, которое перешло на качественно новый уровень. Наблюдалось повышение инициативности и активности ребят в совместной деятельности. При помощи сюжетно-ролевых игр у детей наладилось взаимоотношение в группе.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей и родителей при решении проблем общения в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут содействовать решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.
Поставленные цели
и задачи исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного теоретического анализа научной литературы по теме «Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» целесообразно отметить, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, начинают развиваться произвольное внимание, произвольная память, воображение, рефлексивное мышление.
Были рассмотрены основные проблемы общения детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в соучастии сверстника. Существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника.
В процессе выявления причин коммуникативных затруднений старших дошкольников мною были подробно изучены понятия общения, коммуникации, коммуникативной культуры, виды общения («контакт масок», примитивное общение, формально-ролевое, деловое, духовное (межличностное), манипулятивное, светское общение), основные средства общения, их структуры.
В результате изучения игры как ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, следует отметить, что в ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.
Также рассмотрели структуру и сущность сюжетно-ролевой игры, игру как средство развития коммуникативной культуры в данном возрасте. В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять действия действию других игроков.
Были изучены принципы организации сюжетно-ролевой игры, среди которых я выделила:
1) воспитатель должен играть вместе с детьми;
2) воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства;
3) воспитатель должен
ориентировать детей на
В процессе практической деятельности на этапе констатирующего эксперимента были выявлены проблемы межличностных взаимоотношений в группе, а также низкий уровень инициативности и активности ребят в игровой деятельности, общая эмоциональная напряжённость и нестабильность.
В процессе дальнейшей работы, направленной на снятие коммуникативных барьеров, улучшение психологического климата в группе, эмоционального состояния детей через проведение тренинговой работы и цикла сюжетно-ролевых игр, целью которых являлось всестороннее развитие личности ребёнка, расширение возможностей, установления контакта в различных ситуациях общения, отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми, овладение навыками эффективного слушания, активизация самопознания и самоактуализации, расширение диапазона творческих способностей.
Подтверждающие предположение заключения и выводы сформулировали, основываясь на данных полученных в результате тестирований, наблюдений и индивидуальных бесед с воспитателем.
Благополучие прохождения каждого возрастного периода является залогом гармоничного дальнейшего развития личности - это должен знать каждый воспитатель, занимающийся обучением и всесторонним развитием детей дошкольного возраста. Особое внимание следует уделять формированию и развитию коммуникативных навыков общения, давать возможность дошкольнику реализовывать свою потребность в общении со сверстниками, взрослыми; а от качества и уровня этой реализации в дальнейшем и будет зависеть та модель поведения, которой ребёнок будет активно пользоваться на протяжении всей жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 2002.
2.Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 2003
3. Алешина Ю. Б., Петровская
Л.А. Что такое межличностное
4. Бодалёв А.А. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 2004
5. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 2005.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.,2003
7. Галигузова Л.И. Психологический
анализ феномена детской
8. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпов С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Издательство МГУ, 2003
9. Ганошенко Н.И., Ермолова
Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности
личностного развития
10. Диагностика и коррекция
психического развития
11. Запорожец А.В. Общение как проблема общей психологии. М., 2002
12. Игры детей мира. Ярославль, 2005
13. Игры - обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского. В 4 кн. М., 2003
14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2004
15. Лежнева Л.И. Научим детей общаться // Начальная школа. 2006. № 10.
16. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.Анцыферовой. М., 2004
17. Лисина М.И. Общение
детей со взрослыми и
18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М.; Воронеж, 2002
19. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 2002.
20. Лисина М.И., Смирнова
Р.А. Формирование избирательных
привязанностей у дошкольников //
Генетические проблемы
21. Лысюк Л.Г. Различные планы взаимодействий детей в игровой деятельности.М., 2004
22. Максимова А.А. Учим детей общаться 13-16лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005
23. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Т.А. Марковой.: Просвещение, 2001
24. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
25. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. как играть с ребенком. М., 2003
26. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 2004. № 4.
27. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2002.
28. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 2003
29. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002