Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа
Цель исследования: выявить условия формирования коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по данной теме.
2) Изучить общение и его особенности в старшем дошкольном возрасте.
3) Рассмотреть структуру сюжетно-ролевой игры.
Исследование проходило 03.04.2014 г. в 10.00 часов, в нем принимали участие 20 детей старшей группы.
Наблюдение за методикой показало, что испытуемые были заинтересованы в работе, инструкция была воспринята легко, после первого объяснения.
В результате обработки полученных данных тестирования были сделаны следующие общие выводы: группа не имеет четкую социометрическую структуру. Многие дети получили примерно одинаковое количество положительных выборов - (56%). Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательные отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной. Были и взаимные выборы детей - (38%), а также встречались ребята, которые не получили ни положительных, ни отрицательных выборов (они остались как бы незамеченными своими сверстниками) и отвергаемые, т.е. дети, получившие в основном отрицательные выборы - (6%) рисунок 2.1.
Результативность исследования показала необходимость проведения тренингов на формирование навыков положительного общения и игровых упражнений. Была выделена группа из 7 ребят (см. приложение 3) для дальнейшего исследования, направленного на развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре.
Далее я провела методику «Лесенка», которая помогла мне определить особенности самооценки детей (общего отношения к себе) и представлений о том, как их оценивают другие люди.
Описание методики. Методика проводилась индивидуально. Процедура исследования представляла собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Ребёнку давался листок с нарисованной на нём лесенкой и объяснялось значение ступенек. После этого я задавала вопросы и записывала ответы.
Анализ данной методики показал, что в основном дети ставили себя на ступеньку «хорошие» (Арианна Б., Семён А., София Б., Тимофей В.) и «очень хорошие», (Полина С.) это говорит о нормальной, адекватной самооценке. Но были и те дети, которые ставили себя на нижний уровень. (Коля М., Тимофей В.) Это свидетельствует об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах, в дальнейшем могут быть неврозы, депрессии. Скорее всего, родители этих детей не замечают их, холодно к ним относятся, а окружающие совсем не замечают или недооценивают их.
Для исследования структуры личности ребёнка я использовала Детский апперцептивный тест (CAT).
Описание методики. Я показывала ребятам картинки со следующими изображениями: семейство обезьян, бегущие наперегонки лисята, кенгуру с детенышами, лежащий в кроватке зайчик, тигр, бегущий за обезьяной. Я показывала картинку и говорила: «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит». В процессе рассказа я уточняла инструкцию, просила ребенка сказать, что предшествовало этой ситуации и чем она закончится, кто из героев ему нравится, а кто нет. Картинки предъявляли по очереди. Первую анализировала совместно с ребенком. По мере развертывания рассказа задавала дополнительные вопросы (что будет дальше, кто нравится и т.д.). Все слова ребенка записывали отдельно на листе бумаги.
При анализе результатов я обращала внимание на соответствие общего характера рассказа рисунку. В рассказах детей встречались придуманные герои. У ребят наблюдалась тревожность, напряжение, агрессия. Некоторые ребята (Коля М., Тимофей В., Полина С.) несоответствовали своему рассказу, содержания изображения. Например, картинку «Лежащий в кроватке зайчик» Коля М. прокомментировал так: зайчику страшно, родители его бросили, оставили одного, и ушли гулять на долго.
С помощью этого теста я удостоверилась, что эти дети, действительно, страдают от холодности родителей, у них наблюдаются конкретные страхи (бандиты, собаки), ревность, упрямство.
Для подтверждения данных полученных в результате проведения различных методик, бесед, анкетирования и опроса, а также дополнительного исследования ролевых взаимоотношений в группе и влияния членов группы на индивидуальный опыт каждого участника мя использовала проективный метод исследования, а именно графический тест «Моя семья».
Описание методики. Ребенку предлагались: лист белой бумаги, 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Даю инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Время выполнения задания не ограничивалось. При выполнении задания в протоколе отмечали:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания ребёнку задавались вопросы: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»
В результате интерпретации рисунков в целом мы можем сказать, что у детей действительно есть проблемы, а именно скованность, напряженность, выраженные отрицательные эмоции.
В рисунке Арианны Б., можно увидеть, что мама и сестра стоят в хороших, благополучных отношениях. Но у самой есть чувство отверженности в семье. Арианна использовала темные и однообразные цвета, это свидетельствует о конфликтности и негативном восприятии.
Семён А. на рисунке изобразил только маму, это говорит о чувстве отверженности и неприятия в семье.
Коля М. на рисунке изобразил человека не связанного с семьёй (девочку), это говорит о том, что у него травматические переживания, связанные с семьёй, чувство отверженности, покинутости, бессилия.
Тест нам дал информацию о внутрисемейных отношениях: о том кто в семье главный, кто для ребенка является авторитетом.
Анализ данных полученных в результате проведенного исследования на стадии констатирующего эксперимента позволил четко спланировать следующий этап нашей работы, учитывая индивидуальные особенности детей, внутрисемейное положение, и скоординировать его направление на развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре.
Формирующий эксперимент
Разрабатывая план работы на этапе формирующего эксперимента, я ставила перед собой цель развития и формирования коммуникативных навыков при помощи сюжетно-ролевой игры, по средствам тренинговой работы и развивающих игр.
Формирующий эксперимент состоял из нескольких направлений:
1. Проведение цикла тренинговых занятий.
2. Проведение серии сюжетно-
Тренинговая работа была направлена на:
а) расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
б) отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
в) овладение навыками эффективного слушания;
г) активизацию процесса самопознания и самоактуализации;
д) расширение диапазона творческих способностей; снятие коммуникативных барьеров.
Форма организации трениговой работы носила характер регулярных занятий, проводились встречи 2-3 раза в неделю по 1-2 ч., что позволило систематически и последовательно производить изменения в группе, в соответствии с поставленными целями. Все занятия были построены на принципах преемственности и последовательности. В начале занятия и в конце всегда уделялось время на вспоминание и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой встрече.
Программа рассчитана на группу из 7 человек, принимающих участие в работе на добровольной основе.
Место проведения тренинговых занятий - комната, предназначенная для работы с дошкольниками.
Составленная программа тренингов включала в себя несколько этапов содержательной работы, которые в свою очередь имели четкую структуру, что позволило вести работу по нескольким направлениям одновременно.
Этапы содержательной работы:
I. Знакомство и формирование норм и правил в группе.
Наиболее важный этап работы, на котором происходит не только знакомство ведущего тренинга и участников (в данном случае), но и создание внутренней рабочей атмосферы, от благополучия которой зависит дальнейший ход работы. Следует обратить внимание на два ключевых момента этого этапа:
Знакомство
Процедура знакомства состоит из представления каждого участника себя группе (в данном случае тренеру) и выборе себе удобного тренингового имени, которое пишется на специальных листочках, любым удобным цветом, и крепится на одежду, впоследствии, это имя и будет использоваться в работе. Также участникам предлагается рассказать немного о себе, своих увлечениях и о некоторых целях, которые они ставят перед собой, входя в тренинговую работу.
Во время проведения процедуры знакомство велось тщательное наблюдение за поведением участников группы, за их восприятием выступлений других детей, которое показало о наличии между несколькими ребятами неприязни и отвержения. Также особое внимание уделялось самому характеру выступления, его развернутости, открытости.
Формирование норм и правил в группе.
Правила в группе вводятся поэтапно и первоначально задаются ведущим.
Ниже перечислены основные нормы поведения, при объяснении на каждом из них следует остановиться отдельно:
1. Умейте слушать друг друга
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
2. Обращение по имени
В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.
4. Проявляйте уважение
3ткрытость в высказываниях
появится лишь тогда, когда ученики
усвоят, что можно не соглашаться
с чьим-то мнением, но недопустимо
высказывать оценки в
5. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности). Все участники должны собираться до установленного времени.
6. Конфиденциальность
То, что происходит на занятии, остается между участниками.
Данный закон облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию.
6. Правило "стоп"
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".
7. Каждый говорит за себя, от своего имени
Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..."
II. Коммуникативные игры (цикл тренинговых занятий) (Приложение 4)
Коммуникативные игры делятся на три группы:
1) направлены на формирование у детей увидеть в другом человеке его достоинства и проявлять положительное отношение к нему;
2) способствуют углублению сферы общения;
3) обучают умению сотрудничать.
Проводя цикл тренинговых занятий с детьми старшего дошкольного возраста следует отметить, что данные упражнения хорошо проявили общую эмоциональную атмосферу в группе и особенности взаимоотношений между участниками. У некоторых из ребят наблюдалось недружелюбное отношение и отсутствие заинтересованности их мнением, среди которых особо можно выделить Колю М. и Семён А. Наблюдался средний уровень активности, хотя и следует отметить достаточно высокую степень заинтересованности в выполнении задания практически всех участников работы.
После окончания каждого тренингового занятия мы переходили к его обсуждению, где каждый участник мог высказаться, рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся. Наиболее активное участие в дискуссиях принимали Арианна Б., Полина С. и София Б., вовлекая в обсуждение других ребят, тем самым стимулируя их заинтересованность в общей работе.
Подведение итогов работы тренинговой группы.
Завершение работы тренинговой группы является важным этапом, во многом определяющим ее успешность.
Была проведена оценка работы группы, а также оценка качества проделанной работы каждого из участников тренинга. Всем предоставлялась возможность высказать свое мнение и впечатление, проанализировать произошедшие изменения в группе и в самом себе.
В каждое тренинговое занятие были включены процедуры введения и завершения состоящие из различных упражнений.
Особое внимание уделялось процедуре размышления и обсуждения после выполнения упражнений, на которые необходимо было оставлять достаточное количество времени. Чрезвычайно важно давать участникам возможность сообщить о том, что с ними произошло во время выполнения упражнения, проанализировать и осмыслить свой опыт.