Формирования коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить условия формирования коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по данной теме.
2) Изучить общение и его особенности в старшем дошкольном возрасте.
3) Рассмотреть структуру сюжетно-ролевой игры.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Если взаимодействие между играющими происходит на основе интереса к содержанию игры, то группы детей составляются уже избирательно - это дети, интересующиеся преимущественно двигательными или умственными играми. Здесь проявляются те или иные склонности и интересы, прочнее становится знакомство детей друг с другом.

По-нашему мнению, игровые группы, возникающие на основе личного интереса, - самые устойчивые по составу группы. На этой основе развиваются и живут играющие коллективы детей. Общественность здесь выражена в сложном виде оценочного отношения друг к другу.

На развитие взаимоотношений детей в игре огромное влияние оказывает овладение ими структурными компонентами игры: ролью, правилами.

Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

 

 

 

1.5. Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Свободная ролевая игра - самая привлекательная деятельность для детей. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетно-ролевой игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».

Игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно, а передается людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».

Каким же образом передается ребенку игра? Оказывается, как отмечает Н. Короткова, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. В такой группе сюжетно-ролевая игра «живет» во всей ее целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне, проникаясь в целом ее духом (в таких ситуациях не возникает никакой специальной задачи побуждения к игре). Постепенно дети накапливают игровой опыт и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики, взрослея, они уже сами становятся «носителями» игры, передающими ее другому поколению детей.

Первый принцип организации сюжетно-ролевой игры: для того чтобы дети овладели игровыми действиями, воспитатель должен играть вместе с ними.

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, занимает позицию учителя, т.е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Конечно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. Однако в совместной игре с детьми необходимо сменить такую позицию на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого - гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетно-ролевой игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.

Однако воспитатель не может воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной группе. Для формирования игровых умений Н. Михайленко предлагает использовать другой путь, более экономичный и прямо противоположный естественному механизму передачи - не ждать, когда у детей произойдет обобщение конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу оказывались перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры.

Сначала дети как бы «открывают» новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.

Если строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро и экономно в плане затрат усилий и времени педагога сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.

Из этого выделяется второй принцип организации сюжетно-ролевой игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятым. Взрослому, играя с ребенком, необходимо пояснять игровые действия и стимулировать к этому ребенка. Однако чтобы такие пояснения он по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.

У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям, поэтому уже с раннего возраста их можно научить вступать в игровое взаимодействие. Вместе с тем пояснять свои игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры - непростая задача для детей. Поэтому сюжетно-ролевая игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.

Отсюда вытекает третий принцип организации сюжетно-ролевой игры: воспитателю необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

При формировании игровых умений у детей средством опоры, на которую ссылается в своих действиях воспитатель, является сюжет. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя становится многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другим, через введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты воспитателю в совместной игре с детьми необходимо развертывать многотемные сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий.

Сформулированные принципы организации сюжетно-ролевой игры направлены на формирование у детей игровых способов и умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре педагога с детьми и создания условий для самостоятельной игры детей. Но с возрастом следует изменять форму совместной игры со взрослым, увеличивая долю самостоятельной игры. [25;126]

Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства и организации игры следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Чтобы найти привальный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе.

Воспитателю детского сада важно помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку в старшем дошкольном возрасте происходит становление ребенка как личности. А это требует от воспитателя тонкого понимания проявления характера ребенка, его интересов и способностей. Поэтому поддерживать, развивать и проектировать все лучшее, что может быть в ребенке, - необходимое условие воспитания нравственных качеств и взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре.

В данной главе были подробно рассмотрены сущность и структура сюжетно-ролевой игры. Позиция Д.Б. Эльконина показала, что в структуру сюжетно-ролевой игры входят: роль, содержание, правила, сюжет. Также Д.Б. Элькониным были установлены разновидности ролей (роль конкретного взрослого, роль профессии обобщенного типа, роль детей, этнографические роли, семейные роли, роли сказочного, карнавального характера).

Особое внимание было уделено влиянию сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативной деятельности. В игре дети учатся общению друг с другом. Изучили иследованния Л.Г. Лысюк, где рассмотрели усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях:

1) в вербальном плане;

2) в реальных житейских  ситуациях;

3) в отношениях по поводу игры;

4) в сюжетно-ролевых отношениях.

Отношения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества иличностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Также нами были изучены принципы организации сюжетно-ролевой игры, среди которых следует выделить: 1) воспитатель должен играть вместе с детьми 2) воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом этапе развертывать игру так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения 3) воспитатель должен ориентировать детей на осуществление игрового действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Экспериментальная  база исследования

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 «Улыбка» в подготовительной группе. В исследовательскую группу входило 20 детей старшего дошкольного возраста. Исследование состояло из следующих этапов:

констатирующий эксперимент

формирующий эксперимент

контрольный эксперимент

На этапе констатирующего эксперимента в результате наблюдений за деятельностью детей и проведения диагностик были выявлены особенности межличностного взаимоотношения ребят, выделена группа детей, у которых имелись некоторые затруднения в общении со сверстниками, исследованы причины возникновения данных проблем.

На этапе формирующего эксперимента, основываясь на данных, полученных в результате проведения констатирующего эксперимента, были составлены упражнения, цикл тренинговых занятий, серия сюжетно-ролевых игр.

На этапе контрольного эксперимента мною было проведено наблюдение за поведением старших дошкольников во время сюжетно-ролевой игры. А также проведены беседы с воспитателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Исследование особенностей межличностного взаимодействия

Констатирующий эксперимент

Целью констатирующего эксперимента являлось рассмотрение особенностей межличностного взаимоотношения ребят старшего дошкольного возраста, выделение группы детей, имеющих некоторые затруднения в общении со сверстниками, исследование причин возникновения данных проблем, составление плана работы по развитию у детей коммуникативной культуры в игровой деятельности и по улучшению климата в группе.

Констатирующий эксперимент состоял из нескольких этапов:

1.Наблюдение за деятельностью  детей во время сюжетно-ролевой  игры.

2.Проведение диагностики  «Два домика»

3.Проведение методики  «Лесенка»

4.Проведение детского  апперцептивного теста (CAT)

5.Проведение графического  теста «Моя семья»

Для исследования межличностных отношений ребят, выявления психологического климата в группе (см. приложение 1), мною было проведено наблюдение за поведением и деятельностью детей во время сюжетно-ролевой игры. На каждого испытуемого я заводила протокол, в котором отмечала наличие данных показателей и степень выражённости по таким параметрам: инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон (см. приложение 2).

В результате наблюдения за поведением ребят до занятия, во время и после, мною были сделаны выводы о повышенном уровне дискомфорта в группе, о напряженности межличностного общения у детей, неразвитости потребности в общении со сверстниками или неумении найти подход к ним, неспособность видеть и слышать другого. Особо сильно эти черты выражены у Коли М., Данила И., Полины С., Арианны Б., Семёна А., Софии Б., Тимофея В.

Для более детального исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику «Два домика», которая позволила нам выявить популярность ребенка среди сверстников и положение в группе.

Описание методики. Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, невзрачный, черного цвета. Показываем ребенку обе картинки и говорим: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном - игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции отмечаем тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Информация о работе Формирования коммуникативной культуры в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста