Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:59, контрольная работа
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.
Разновидность
далтон-плана под названием
В США в первой четверти XX в. возникает
проектная система обучения, второе название
которой «метод проектов». Предполагалось,
что она обеспечит большую самостоятельность
учащихся в учебном процессе. Учебная
работа заменялась организацией практической
деятельности учащихся. Учащимся предлагалась
разработка проектов промышленного или
бытового назначения, вокруг которых и
строилась их учебно-познавательная деятельность.
Авторы «метода проектов» исходили из
того, что работая над схемами, чертежами,
производя соответствующие расчеты, учащиеся
освоят большие объемы знаний из разных
наук школьного цикла. Естественно, осуществлялась
их интеграция и систематизация. Как самостоятельная
форма учебной работы такая система, конечно,
не могла обеспечить системного, поступательного
накопления знаний; их содержательности,
глубины и научности; развивающей и воспитывающей
функций.
Лекционно-семинарская система появилась вместе с зарождением университетского образования. Она представлена лекциями, семинарами, практическими и лабораторными занятиями, консультациями и практикой по специальности. Для ее применения необходим изначальный достаточный опыт учебно-познавательной деятельности, сформированность общенаучных навыков, умений самостоятельного приобретения знаний [5,с.27].
В
50-60-е годы XX в. американский профессор
Ллойд Трамп предпринял попытку
модификации лекционно-
Получив широкую известность в США, план Трампа все же не прижился в массовой школе. В настоящее время по нему работают только некоторые экспериментальные школы.
История
педагогики знает немало форм и способов
организации учебной работы. Попытки
их совершенствования, поиск новых
продолжается постоянно. Самую высокую
жизнеспособность при всех имеющихся
недостатках сохранила классно-
В
современной школе широко распространены
и такие формы, как лекция, семинарские
занятия, экскурсии, занятия в учебных
мастерских, формы трудового и производственного
обучения, практикумы, дополнительные
занятия, формы внеклассной учебной работы
(кружки, научные общества, студии, конференции,
олимпиады, конкурсы, викторины), домашняя
учебная работа, собеседования, консультации,
инструктажи, за
четы и экзамены. Они обеспечивают организацию
коллективной, групповой и индивидуальной
работы с учащимися.
Таким
образом, можно отметить, что в современной
дидактике представлены и имеют организационное
оформление индивидуальное обучение,
классно-урочная система и лекционно-семинарская
система. Различные формы обучения и его
организации постоянно взаимодействуют
с системами обучения, в частности с классно-урочной
системой [6,с.16].
Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам.
Все формы можно разделить на общие и конкретные.
2.1. Общие формы учебной работы учащихся
В.А. Сластёнин даёт следующую классификацию форм обучения, в зависимости от структуры педагогического процесса. Достоинством этой классификации является определение места проведения процесса обучения, чего нет в других классификациях.
Педагогический процесс:
1. Учебная работа.
2. Внеучебная работа.
Формы обучения:
2. Дополнительные: лекции, домашняя работа, экскурсии, консультации.
3.
Вспомогательные: кружки и
Реализуются в формах:
учебная работа: урок, лекция, семинар, лабораторно – практическое занятие, экскурсия;
внеучебная работа: кружки, клубы, спортивные секции.
Распространёнными являются классификации В.К. Дьяченко и И.М. Чередова, основанные на структуре учебного общения.
Общие формы учебной работы (В.К. Дьяченко):
Общие формы учебной работы учащихся (И.М. Чередов):
Фронтальная |
Групповая |
Индивидуальная |
Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя. |
Сотрудничество в малых группах на принципах
самоуправления с менее жёстким контролем
учителя:
|
Самостоятельность ученика при максимальном
проявлении его инициативы с учётом степени
целеустремлённости, работоспособности,
интересов, склонностей:
|
На протяжении длительного времени в педагогической литературе было
общепринятым деление всех организационных форм на:
1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;
2.
Групповые (бригадные или
3. Индивидуальные.
В первом случае учитель одновременно работает со всеми учащимися класса, во втором – в классе работает несколько групп учащихся и каждую небольшую группку обучает кто-то из учеников, в третьем – каждый ученик выполняет работу индивидуально, без чьей-либо помощи. Такая классификация является неполной. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-вторых, в классификации члены деления не исключают друг друга, так фронтальные занятия являются частным случаем групповых. Остаётся неясным признак, по которому производится такое деление, обычно это признак одинаковости или неодинаковости заданий. Если в классе все учащиеся выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считать фронтальными, но в действительности каждый ученик на этих занятиях работает индивидуально, обособленно друг от друга, даже без помощи учителя. То же самое можно сказать и о занятиях, на которых производится контрольная работа.
А если на уроке самостоятельная работа по карточкам – одни ученики имеют одинаковые задания, а другие разные? Получается, что в классе проводится групповая работа, на самом деле все ученики работают индивидуально (ученики изолированы друг от друга). А если ученики работают в группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа, а групповая.
Таким образом, сравнение общих форм обучения позволяет выявить достоинства и недостатки каждой формы [2,с.30]:
Название формы |
Достоинства |
Недостатки |
Индивидуальная |
Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль. | Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников. |
Групповая |
Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования. | Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать. |
Парная |
Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем. | Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности. |
Коллективная |
Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. | Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного». |
2.2. Конкретные формы обучения
Конкретные формы организации учебного процесса есть только применение общих форм в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами. И.М. Чередов пишет, что в зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: формирования новых знаний, закрепления и совершенствования знаний, формирования умений и навыков, применения знаний на практике, повторения, систематизации знаний, контроля усвоения знаний, умений и навыков.
Такое деление не означает, что в звене формирования новых знаний ученики только усваивают новые знания. Они могут закреплять и систематизировать знания по ранее изученному материалу, но доминирующая цель этого звена - формировать новые знания - подчиняет себе все остальные, используемые для ее достижения. Также в звене закрепления и совершенствования знаний ученики могут получать новые знания, повторять ранее изученное, но главная его цель - закрепить и усовершенствовать знания по только что рассмотренному разделу программы.
Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе конструируемых форм организации обучения. Кроме того, на основе одного звена можно сконструировать несколько разных форм. Например, на основе звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соответствующего типа, лекция, конференция, экскурсия [6,с.48].
ведущие цели
Формирование знаний | Закрепление и систематизация знаний | Формирование умений и навыков | Повторение и систематизация знаний | Контроль за усвоением знаний, умений, навыков |
Лекция
конференция экскурсия предваряющая консультация. |
Семинар
заключительная конференция конференция экскурсия. |
Учебно-практическое
занятие
практическое занятие практикум |
Обзорная лекция
конференция экскурсия консультация |
Зачёт
собеседование учебно-практическое занятие экзамен олимпиада практикум |