Формы профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: формы профессионального обучения.

Предмет исследования: основные формы профессионального обучения.

Цель работы – изучить формы обучения в системе профессионального образования.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты изучения форм профессионального обучения.........5
1.1. Основные формы профессионального обучения......................................5
1.2. Виды современных организационных форм
профессионального обучения.......................................................................... 6
1.3. Формы получения образования................................................................19
2. Практические основы применения форм профессионального обучения....22
2.1. Методика профессионального обучения.................................................22
2.2. План урока на тему «Глобализация человеческого общества»........... 23
Заключение............................................................................................................32
Список используемой литературы......................................................................33

Файлы: 1 файл

Формы профессионального обучения.docx

— 69.18 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение...................................................................................................................3

1. Теоретические аспекты  изучения форм профессионального  обучения.........5

1.1. Основные формы профессионального  обучения......................................5

1.2. Виды современных организационных  форм 

профессионального обучения.......................................................................... 6

1.3. Формы получения образования................................................................19

2. Практические основы применения форм профессионального обучения....22

2.1. Методика профессионального  обучения.................................................22

2.2. План  урока на тему  «Глобализация человеческого общества»........... 23

Заключение............................................................................................................32

Список используемой литературы......................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В сфере образования, как  и в других областях материального  и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах профессий. Процесс обособления видов профессиональной деятельности обусловлен прежде всего существенным «усложнением» характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса. Данные изменения обусловили появление новых форм профессионального обучения.

         Следовательно, одной из актуальных проблем являются формы обучения в системе профессионального образования.

Степень разработанности  темы. Изучением форм профессионального обучения занимались многие авторы. С.Я. Батышев представил характеристику ведущих форм организации теоретического и практического форм обучения. В.В. Гузеев представил характеристику форм  обучения в профессиональном образований.  А.А. Коротаев определил основы профессионального обучения.  Исследовал различные подходы к решению наиболее типичных на сегодняшний день проблем в области форм профессионального обучения. А.М. Новиков исследовал проблемы концентрированного обучения. Л.Ю. Смирнова определила понятие о формах организация обучения и представила классификацию. В. Шувалова определила проблему организаций профессионального обучения.

Объект исследования:  формы профессионального обучения.

Предмет исследования: основные формы профессионального обучения.

Цель работы – изучить формы обучения в системе профессионального образования.

Цель определила постановку основных задач исследования:

1. Определить сущность и классификацию форм организации профессионального обучения.

2. Представить основные виды современных форм профессионального обучения.

3. Определить практическое применение форм профессионального обучения.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы.

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования, определяется практическая значимость.

В первой главе раскрывается сущность и классификация форм организации профессионального обучения.

Во второй главе раскрывается практическое применение форм профессионального обучения.

В заключении представлены выводы по теме исследования.

Объём курсовой работы: курсовая работа изложена на 34 листах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты изучения форм профессионального  обучения

1.1. Основные формы  профессионального обучения

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени[3, с.18].

Форма организации обучения обозначает одну из основных дидактических категорий. Различают формы организации обучения, формы обучения, формы учебной работы, формы теоретического и производственного обучения, формы образования и самообразования, формы повышения квалификации и др.

В философском смысле форма  есть способ существования любого явления вообще. В отличие от нее форма организации обучения есть самостоятельная дидактическая категория, сохраняющая главный признак - быть внутренней организацией процесса обучения. В дидактике в качестве содержания выступают учебный материал. Процесс обучения включает также методы и средства обучения, которые являются самостоятельными элементами процесса обучения. Форма как бы объединяет их, поднимает на более высокий уровень целостного проявления.

Выделяются следующие  основные признаки формы организации  обучения: пространственно-временная определенность (режим занятия, место проведения занятия, состав обучающихся); последовательность этапов работы или структура занятия; степень самостоятельности обучающихся; дидактическая цель занятия[3, с.19].

Существуют различные  классификации форм организации обучения, отличающиеся по тому, какие критерии лежат в их основе: число обучающихся, дидактическая цель, вид деятельности, доминирующая функция, местоучебы, продолжительность занятий. Так, по количеству охваченных обучающихся выделяют индивидуальные (домашняя работа, дополнительные занятия, консультация и др.), групповые (экскурсия, лабораторная работа, практикум и др.) и массовые (предметные олимпиады, конференции и др.) формы организации обучения; по основной цели организации занятий выделяют формы теоретического обучения (лекция, семинар и др.), формы практического обучения (лабораторная работа, практикум и др.), формы смешанного обучения (урок, экскурсия и др.), формы трудового обучения (занятия в УПК, УПЦ и др.) [4, с.189].

 

1.2. Виды современных  организационных форм профессионального  обучения

Урок - наиболее распространенная форма организации теоретического обучения в учреждениях начального, отчасти среднего профессионального образования. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и обучающихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится, таким образом, к взаимодействию педагога и обучающихся, целью которого является усвоение обучающимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения[7, с.211].

Эффективность и результативность урока во многом определяются его  структурой, под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но не обусловливает общее развитие обучающихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.

С другой стороны, такой урок отражает лишь внешние признаки учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности и др.). Поэтому традиционный урок не может служить для педагога руководством к действию. В теории различают дидактическую (основную) структуру и три подструктуры: логико-психологическую, мотивационную и методическую.

Дидактическая структура состоит из трех этапов: актуализация опорных знаний и способов действий; формирование новых понятий и способов действий; применение знаний, формирование навыков и умений, которые выступают как три обобщенные дидактические задачи, в разной степени решаемые на каждом уроке. Дидактическая структура является регулятивом деятельности, прежде всего преподавателя. Учебная деятельность учащегося регулируется логико-психологической подструктурой урока, имеющей следующий вид: воспроизведение и восприятие известного знания; восприятие новых знаний и способов действий; осознание и осмысление элементов нового; обобщение элементов знания и способов действий; применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях. Эта подструктура детерминирована общей логикой усвоения[10, с.138].

Формирование навыков  поисковой деятельности у обучающихся  обеспечивается логико-психологической подструктурой продуктивного усвоения знаний, включающей: создание проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение предположений, гипотез и их обоснование; доказательство гипотез; проверка правильности решения проблемы; формулирование выводов;  применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Для учета интересов и  потребностей обучающихся преподавателю  необходимо осуществлять свою деятельность в соответствии со следующей мотивационной подструктурой урока: организация и управление вниманием обучающихся; разъяснение смысла деятельности; актуализация мотивацион-ных состояний; совместная с обучающимися постановка целей занятия; обеспечение ситуаций успеха в достижении цели; поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у обучающихся в своих действиях; оценивание действий, процесса и результатов обучения.

Все вышеназванные структуры  урока реализуются в практической деятельности преподавателя при помощи методической подструктуры, которая характеризуется большой вариативностью. Число элементов в ней, их последовательность определяются педагогом исходя из общей дидактической структуры урока и целей обучения, воспитания и развития обучающихся. Например, на одном уроке она может предусматривать постановку вопросов на воспроизведение обучающимися опорных знаний, рассказ преподавателя, решение задач по образцу и др.; на другом - выполнение самостоятельной работы поискового характера, постановку вопросов, обобщающую беседу и др.

Лекция как форма организации  обучения. Под лекцией понимается занятие, на котором осуществляется передача знаний обучающимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. По времени лекция может занимать один или два академических часа, иногда больше (в зависимости от возраста обучающихся, уровня образовательной программы, специфики содержания).

Основная дидактическая  цель лекции - сформировать у обучающихся  систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции состоит в том, что  она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой  для самостоятельной работы обучающихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности.

Особенностью применения лекции в учебном процессе традиционно считается слабая обратная связь. Поэтому педагогу следует использовать приемы обучения, снимающие этот недостаток: изменение интонации и громкости голоса; мимика, жест, улыбка; одобрение; решение профессионально-ориентированных задач; пауза при изложении вопроса; применение аудиовизуальных средств обучения и др. [12, с.231].

Семинар - это относительно самостоятельная организационная  форта, предназначенная для подготовки обучающихся к самообразованию и творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение обучающимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности[5, с.189].

Практические занятия  как форма организации занятий - одна из форм организации педагогом  учебной деятельности обучающихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий.

Практическое занятие  состоит из следующих этапов: вводная  часть (преподаватель формулирует цель занятия, дает задание, определяет вопросы, выполняет вместе с обучающимися схему предстоящих действий); самостоятельная работа (обучающиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты); заключительная часть (преподаватель анализирует ход выполнения и результаты работы у обучающихся, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникно-вения).

Консультация - это форма  организации процесса обучения вне  аудиторных занятий для одного или группы учащихся, студентов по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. Место консультации в учебном процессе определяется качеством усвоения учебной программы обучающимися. Вместе с тем, консультация - это не только средство компенсации недоработок педагога во время аудиторных занятий. Это составная часть процесса обучения, органически связанная с изучением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением. Роль консультаций в учебном процессе стала расти, особенно в последние годы в связи с тем, что преподаватели стали шире применять нетрадиционные формы организации обучения: конференции, игры и др., а также системы форм (например: лекция - практическое занятие - семинар - зачет)[14, с.199].

Различают следующие виды консультаций. Вводные или предварительные консультации - предшествуют изучению материала на аудиторных занятиях. Текущие консультации проводятся параллельно с изучением учебной программы с целью коррекции отдельных учебных умений обучающихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого материала. Заключительные консультации проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы. Консультации могут быть обзорными и тематическими. Заключительные консультации бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими.

Информация о работе Формы профессионального обучения