Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа
Объект исследования: формы профессионального обучения.
Предмет исследования: основные формы профессионального обучения.
Цель работы – изучить формы обучения в системе профессионального образования.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты изучения форм профессионального обучения.........5
1.1. Основные формы профессионального обучения......................................5
1.2. Виды современных организационных форм
профессионального обучения.......................................................................... 6
1.3. Формы получения образования................................................................19
2. Практические основы применения форм профессионального обучения....22
2.1. Методика профессионального обучения.................................................22
2.2. План урока на тему «Глобализация человеческого общества»........... 23
Заключение............................................................................................................32
Список используемой литературы......................................................................33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Теоретические аспекты
изучения форм
1.1. Основные формы
1.2. Виды современных
профессионального обучения......................
1.3. Формы получения образования...
2. Практические основы применения форм профессионального обучения....22
2.1. Методика профессионального
обучения......................
2.2. План урока на тему
«Глобализация человеческого
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах профессий. Процесс обособления видов профессиональной деятельности обусловлен прежде всего существенным «усложнением» характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса. Данные изменения обусловили появление новых форм профессионального обучения.
Следовательно, одной из актуал
Степень разработанности темы. Изучением форм профессионального обучения занимались многие авторы. С.Я. Батышев представил характеристику ведущих форм организации теоретического и практического форм обучения. В.В. Гузеев представил характеристику форм обучения в профессиональном образований. А.А. Коротаев определил основы профессионального обучения. Исследовал различные подходы к решению наиболее типичных на сегодняшний день проблем в области форм профессионального обучения. А.М. Новиков исследовал проблемы концентрированного обучения. Л.Ю. Смирнова определила понятие о формах организация обучения и представила классификацию. В. Шувалова определила проблему организаций профессионального обучения.
Объект исследования: формы профессионального обучения.
Предмет исследования: основные формы профессионального обучения.
Цель работы – изучить формы обучения в системе профессионального образования.
Цель определила постановку основных задач исследования:
1. Определить сущность и классификацию форм организации профессионального обучения.
2. Представить основные виды современных форм профессионального обучения.
3. Определить практическое применение форм профессионального обучения.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования, определяется практическая значимость.
В первой главе раскрывается сущность и классификация форм организации профессионального обучения.
Во второй главе раскрывается практическое применение форм профессионального обучения.
В заключении представлены выводы по теме исследования.
Объём курсовой работы: курсовая работа изложена на 34 листах.
1. Теоретические
аспекты изучения форм
1.1. Основные формы профессионального обучения
Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени[3, с.18].
Форма организации обучения обозначает одну из основных дидактических категорий. Различают формы организации обучения, формы обучения, формы учебной работы, формы теоретического и производственного обучения, формы образования и самообразования, формы повышения квалификации и др.
В философском смысле форма есть способ существования любого явления вообще. В отличие от нее форма организации обучения есть самостоятельная дидактическая категория, сохраняющая главный признак - быть внутренней организацией процесса обучения. В дидактике в качестве содержания выступают учебный материал. Процесс обучения включает также методы и средства обучения, которые являются самостоятельными элементами процесса обучения. Форма как бы объединяет их, поднимает на более высокий уровень целостного проявления.
Выделяются следующие основные признаки формы организации обучения: пространственно-временная определенность (режим занятия, место проведения занятия, состав обучающихся); последовательность этапов работы или структура занятия; степень самостоятельности обучающихся; дидактическая цель занятия[3, с.19].
Существуют различные классификации форм организации обучения, отличающиеся по тому, какие критерии лежат в их основе: число обучающихся, дидактическая цель, вид деятельности, доминирующая функция, местоучебы, продолжительность занятий. Так, по количеству охваченных обучающихся выделяют индивидуальные (домашняя работа, дополнительные занятия, консультация и др.), групповые (экскурсия, лабораторная работа, практикум и др.) и массовые (предметные олимпиады, конференции и др.) формы организации обучения; по основной цели организации занятий выделяют формы теоретического обучения (лекция, семинар и др.), формы практического обучения (лабораторная работа, практикум и др.), формы смешанного обучения (урок, экскурсия и др.), формы трудового обучения (занятия в УПК, УПЦ и др.) [4, с.189].
1.2. Виды современных
организационных форм
Урок - наиболее распространенная
форма организации
Эффективность и результативность урока во многом определяются его структурой, под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но не обусловливает общее развитие обучающихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.
С другой стороны, такой урок отражает лишь внешние признаки учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности и др.). Поэтому традиционный урок не может служить для педагога руководством к действию. В теории различают дидактическую (основную) структуру и три подструктуры: логико-психологическую, мотивационную и методическую.
Дидактическая структура состоит из трех этапов: актуализация опорных знаний и способов действий; формирование новых понятий и способов действий; применение знаний, формирование навыков и умений, которые выступают как три обобщенные дидактические задачи, в разной степени решаемые на каждом уроке. Дидактическая структура является регулятивом деятельности, прежде всего преподавателя. Учебная деятельность учащегося регулируется логико-психологической подструктурой урока, имеющей следующий вид: воспроизведение и восприятие известного знания; восприятие новых знаний и способов действий; осознание и осмысление элементов нового; обобщение элементов знания и способов действий; применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях. Эта подструктура детерминирована общей логикой усвоения[10, с.138].
Формирование навыков поисковой деятельности у обучающихся обеспечивается логико-психологической подструктурой продуктивного усвоения знаний, включающей: создание проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение предположений, гипотез и их обоснование; доказательство гипотез; проверка правильности решения проблемы; формулирование выводов; применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Для учета интересов и потребностей обучающихся преподавателю необходимо осуществлять свою деятельность в соответствии со следующей мотивационной подструктурой урока: организация и управление вниманием обучающихся; разъяснение смысла деятельности; актуализация мотивацион-ных состояний; совместная с обучающимися постановка целей занятия; обеспечение ситуаций успеха в достижении цели; поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у обучающихся в своих действиях; оценивание действий, процесса и результатов обучения.
Все вышеназванные структуры
урока реализуются в
Лекция как форма организации обучения. Под лекцией понимается занятие, на котором осуществляется передача знаний обучающимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. По времени лекция может занимать один или два академических часа, иногда больше (в зависимости от возраста обучающихся, уровня образовательной программы, специфики содержания).
Основная дидактическая цель лекции - сформировать у обучающихся систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой для самостоятельной работы обучающихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности.
Особенностью применения
лекции в учебном процессе традиционно
считается слабая обратная связь. Поэтому
педагогу следует использовать приемы
обучения, снимающие этот недостаток:
изменение интонации и громкости голоса;
мимика, жест, улыбка; одобрение; решение
профессионально-
Семинар - это относительно
самостоятельная
Практические занятия как форма организации занятий - одна из форм организации педагогом учебной деятельности обучающихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий.
Практическое занятие состоит из следующих этапов: вводная часть (преподаватель формулирует цель занятия, дает задание, определяет вопросы, выполняет вместе с обучающимися схему предстоящих действий); самостоятельная работа (обучающиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты); заключительная часть (преподаватель анализирует ход выполнения и результаты работы у обучающихся, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникно-вения).
Консультация - это форма организации процесса обучения вне аудиторных занятий для одного или группы учащихся, студентов по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. Место консультации в учебном процессе определяется качеством усвоения учебной программы обучающимися. Вместе с тем, консультация - это не только средство компенсации недоработок педагога во время аудиторных занятий. Это составная часть процесса обучения, органически связанная с изучением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением. Роль консультаций в учебном процессе стала расти, особенно в последние годы в связи с тем, что преподаватели стали шире применять нетрадиционные формы организации обучения: конференции, игры и др., а также системы форм (например: лекция - практическое занятие - семинар - зачет)[14, с.199].
Различают следующие виды консультаций. Вводные или предварительные консультации - предшествуют изучению материала на аудиторных занятиях. Текущие консультации проводятся параллельно с изучением учебной программы с целью коррекции отдельных учебных умений обучающихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого материала. Заключительные консультации проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы. Консультации могут быть обзорными и тематическими. Заключительные консультации бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими.