Формы профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: формы профессионального обучения.

Предмет исследования: основные формы профессионального обучения.

Цель работы – изучить формы обучения в системе профессионального образования.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты изучения форм профессионального обучения.........5
1.1. Основные формы профессионального обучения......................................5
1.2. Виды современных организационных форм
профессионального обучения.......................................................................... 6
1.3. Формы получения образования................................................................19
2. Практические основы применения форм профессионального обучения....22
2.1. Методика профессионального обучения.................................................22
2.2. План урока на тему «Глобализация человеческого общества»........... 23
Заключение............................................................................................................32
Список используемой литературы......................................................................33

Файлы: 1 файл

Формы профессионального обучения.docx

— 69.18 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, при концентрированной  форме организации обучения студенты быстрее и лучше узнают друг друга и педагогов, а педагоги - обучающихся, их индивидуальные интересы, способности. Преподаватель имеет гораздо большие возможности для выявления причин затруднений в учении, конфликтов, особенностей работоспособности каждого студента. Это позволяет ему вносить обоснованные и своевременные коррективы в методику обучения, проектировать развитие как отдельного студента, так и коллектива группы.

Однако концентрированное  обучение имеет свои границы применения. Оно требует от обучающихся и  педагогов большой напряженности, которая в отдельных случаях  может порождать утомляемость. Данный подход не может быть в одинаковой степени применен ко всем предметам. Дело в том, что для усвоения и творческого восприятия одних наук и соответствующихим предметов необходим длительный процесс «созревания», а для освоения других важным фактором является интенсивность. Так, например, невозможно освоить за короткое время основы философии. Вместе с тем, не вызывает сомнений, что при изучении инженерной графики или освоении иностранного языка могут быть занятия в рамках месячного интенсивного обучения. Поэтому имеет место проблема тщательного определения тех задач учебного процесса, которые целесообразно решать при помощи концентрированного обучения[19, с.37].

Концентрированное обучение невозможно реализовать, если преподаватель не владеет в совершенстве своим предметом, методикой укрупнения содержания образования, формами, методами и средствами активизации учебного процесса. Кроме того, организация концентрированного обучения требует соответствующего учебно-методического и материально-технического обеспечения. Однако и при этих недостатках концентрированное обучение отвечает духу демократизации и гуманизации образования, объединяет все составные части педагогического процесса, соответствует потребностям современной профессиональной школы.

 

1.3. Формы получения  образования

Основные формы получения  образования следующие: очная, заочная, вечерне-сменная. И, в том числе, - самообразование.

В современных условиях для  свободного продвижения человека в  образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Тем более что в условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным - далеко не каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена. В системе профессионального образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения без отрыва от работы. Заочное обучение, при качественной его постановке во всем мире рассматривается как «высокая технология» получения образования и количество студентов, обучающихся по этой форме, постоянно растет[14, с.207].

Все остальные формы обучения, кроме экстерната, занимают промежуточное положение между очным и заочным обучением. В том числе вечернее (сменное) обучение. Кроме того, за рубежом существует много других форм обучения, давая возможность учащемуся, студенту право широкого их выбора с целью обеспечить ему наиболее удобный режим обучения без отрыва от  работы. Это так называемое «обучение частичного времени», когда обучающийся два дня в неделю учится, а три дня работает на производстве; сокращенный (по академическим часам аудиторных занятий) курс очного обучения; «сэндвич» и «блок» - разные варианты сочетания очного и заочного обучения; вечернее обучение и т.д. Всего, например, а Англии насчитывается 9 форм. Причем, например, в английских колледжах студенты-очники составляют всего 40% контингента, т.е. без отрыва от работы учится большая часть молодежи.

Особый интерес представляет система так называемого «открытого обучения», на которой есть смысл остановиться подробнее ввиду ее потенциальной перспективности.

В чем суть открытого обучения? Это дальнейшая модернизация системы заочного обучения. Основные отличия открытого обучения от заочного в следующем[14, с.208]:

- для поступления на  обучения не требуется никаких  свидетельств об образовании;

- обучаемый сам выбирает  содержание (из предлагаемых на  выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возможность на время прекратить обучение по каким-либо обстоятельствам, а затем вернуться к нему вновь и т.д.;

- для каждого курса,  модуля создаются комплекты учебных  материалов (так называемые «кейсы»), включающие пособия на печатной  основе, аудио-, видео- и слайд-фильмы, компьютерные программы. Такие  комплекты для сотен учебных курсов, в том числе альтернативных, выпускаются десятками фирм и позволяют студенту самостоятельно осваивать материал;

- самостоятельное изучение  учебных курсов сопровождается  консультациями тьютора (наставника-консультанта - новый тип педагога), чаще всего по телефону или Интернету, проверкой им письменных заданий; организацией групп взаимопомощи студентов, изучающих один и тот же курс, что позволяет им обмениваться информацией и идеями, практиковаться в различных ролях (тоже часто по телефону); организацией воскресных школ, тьюториалов (семинаров под руководством тьютора) и летних лагерей.

Другой разновидностью заочного обучения является дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предназначенный для профессиональной подготовки и переподготовки с использованием передовых информационных технологий. Предполагает трансляцию учебных материалов к обучающемуся преимущественно с помощью электронных средств доставки информации, осуществление проверки знаний на рабочем месте (или дома). Цели внедрения дистанционного образования:

- создание благоприятных  условий для подготовки, переподготовки  и повышения квалификации в регионах без отрыва людей от работы и места проживания;

- сокращение потерь времени  и материальных ресурсов в  связи с отвлечением работников территориальных организаций на очное обучение;

- увеличение информационной  емкости учебного материала и  повышение эффективности обучения за счет использования передовых информационных технологий на основе компьютеров;

- обеспечение технических  и организационных условий для  оперативного обновления учебного материала в соответствии с динамикой развития рынка и потребностей организаций (предприятий).

Дистанционное образование  представляет собой высокотехнологичный  продукт научно-технической революции, чем и объясняется его широкое  распространение во всем мире.

 

2. Практические основы применения форм профессионального обучения

2.1. Методика профессионального  обучения

 

В структуре урока как наиболее распространенной формы организации теоретического обучения выделяются три этапа - подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап включает предварительную подготовку к занятию участвующих в нем лиц.

Деятельность преподавателя  включает[3, с.20]:

– выбор темы занятия;

– изучение литературы по теме занятия как по основному предмету, так и по специальным дисциплинам, имеющим связь с данной темой;

– составление плана;

– отбор литературы для обязательного прочтения всей учебной группой и для подготовки докладов и сообщений;

– конструирование вопросов, заданий для обучающихся;

– проектирование индивидуальных и обязательных для всех заданий и т.д.

Особое внимание следует  обратить на подготовку докладов профессионально-прикладного характера.

Система вопросов и заданий к занятию должна отвечать ряду требований[3, с.21]:

– отбор наиболее существенного, важного материала;

– профессиональная направленность материала;

– вариативность заданий по содержанию, способам их выполнения, степени трудности;

– межпредметный, комплексный характер задач и заданий.

Деятельность обучающихся  при подготовке к занятию состоит в осмыслении вопросов, заданий, изучении литературы. Полученные задания они оформляют в виде докладов, тезисов, рецензий, рефератов, конспектов, графических работ, подборок материалов из периодики. Уточнение неясных вопросов происходит на консультации.

Второй этап - основной - связан с непосредственным ходом занятия. При проведении занятия преподавателю принадлежит вступительное слово, он организует выступления, коллективное обсуждение, корректирует ответы, задает вопросы и т.д. Обучающиеся выступают с докладами, содокладами, рецензируют выступления товарищей по группе, участвуют в дискуссии, оценивают ответы и участвуют в подведении итогов.

На заключительном этапе  преподаватель подводит итоги работы, выставляет оценки, отвечает на возникшие в ходе занятия вопросы.

 

2.2. План  урока на тему «Глобализация человеческого общества»

( ФГОУ СПО «Йошкар –  Олинский строительный техникум», специальность:  «Бухгалтерский учет », дисциплина: «Педагогика», 1 курс, 1 семестр).                                                                                                   

 

Цели:

– ознакомить с сущностью глобализации и ее факторами;

– развивать умения аргументировать свою позицию по дискуссионным вопросам;

– развивать умение воспринимать и анализировать новую информацию по  данной теме;

– развивать способности произвольного запоминания;

– развивать навыки синтеза материала;

– убежденность в необходимости получаемых знаний;

– воспитывать серьезное отношение к получению знаний.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока:

I. Организационный момент

- Как вы понимаете значение  слова «глобальный»?

(Преподаватель сообщает тему урока и его цели.)

Мы рассмотрим следующие  вопросы:

1. Что такое глобализация?

2. Классификация глобальных проблем.

 

II. Изучение нового материала 

1. Что такое глобализация?

- Современный мир многообразен  и разнолик. Какие факты можно  привести? (Студенты отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)

(Если есть возможность,  можно показать купированную  запись любого фильма по географии  или соответствующую запись одной  из передач телеканалов «Первый», «Россия», «Культура». Если технические условия не позволяют это сделать, нужно дать слово студентам. Они могут привести множество фактов, касающихся самых разных сторон жизни общества. Можно взять какую-нибудь одну характеристику, например, главную черту менталитета.)

- Чем можно объяснить  такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию.)

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.

До середины XX в. основными  субъектами международных отношений  были государства, иногда предприниматели, находившиеся под их юрисдикцией. Новый этап в интернационализации происходит во второй половине XX в. Появились и стали быстро развиваться ТНК - транснациональные корпорации и мировые финансовые центры. Классическая внешняя политика в условиях «холодной войны» стала превращаться в мировую внутреннюю политику двух сверхдержав - США и СССР: их противостояние, конфронтация или разрядка отношений между ними определяли политический климат планеты.

Распад СССР привел к новым  геополитическим реалиям и вновь  оказал существенное влияние на тенденции  развития глобализации.

Глобализация затрагивает  все области общественной жизни, включая экономику, политику, международные  отношения, социальную сферу, культуру, безопасность и т. д. Она вносит значительные коррективы в дальнейшие перспективы всего мирового сообщества. Часть наших современников рассматривает глобализацию как прямую угрозу существованию цивилизации и активно противостоит всем мероприятиям государств и высших должностных лиц, если их действия, по их мнению, способствуют углублению глобализации. Это так называемое движение антиглобалистов. Оно сформировалось в конце 90-х гг. XX века. Его участники пропагандируют альтернативные пути развития мировой экономики, устраивают манифестации, нередко экстремистского характера, в период проведения различных международных конференций и форумов, например саммита «Группы восьми».

Педагог использует материалы периодической печати в качестве раздаточного дидактического. Студенты должны определить цели и содержание движения антиглобалистов, привести конкретные факты для обоснования своего ответа. Наиболее ярко движение проявляет себя в период проведения саммитов глав государств «восьмерки», играющих главную роль в определении стратегии мирового развития).

Информация о работе Формы профессионального обучения