Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа
Объект исследования: формы профессионального обучения.
Предмет исследования: основные формы профессионального обучения.
Цель работы – изучить формы обучения в системе профессионального образования.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты изучения форм профессионального обучения.........5
1.1. Основные формы профессионального обучения......................................5
1.2. Виды современных организационных форм
профессионального обучения.......................................................................... 6
1.3. Формы получения образования................................................................19
2. Практические основы применения форм профессионального обучения....22
2.1. Методика профессионального обучения.................................................22
2.2. План урока на тему «Глобализация человеческого общества»........... 23
Заключение............................................................................................................32
Список используемой литературы......................................................................33
В-четвертых, при концентрированной форме организации обучения студенты быстрее и лучше узнают друг друга и педагогов, а педагоги - обучающихся, их индивидуальные интересы, способности. Преподаватель имеет гораздо большие возможности для выявления причин затруднений в учении, конфликтов, особенностей работоспособности каждого студента. Это позволяет ему вносить обоснованные и своевременные коррективы в методику обучения, проектировать развитие как отдельного студента, так и коллектива группы.
Однако концентрированное
обучение имеет свои границы применения.
Оно требует от обучающихся и
педагогов большой
Концентрированное обучение невозможно реализовать, если преподаватель не владеет в совершенстве своим предметом, методикой укрупнения содержания образования, формами, методами и средствами активизации учебного процесса. Кроме того, организация концентрированного обучения требует соответствующего учебно-методического и материально-технического обеспечения. Однако и при этих недостатках концентрированное обучение отвечает духу демократизации и гуманизации образования, объединяет все составные части педагогического процесса, соответствует потребностям современной профессиональной школы.
1.3. Формы получения образования
Основные формы получения образования следующие: очная, заочная, вечерне-сменная. И, в том числе, - самообразование.
В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Тем более что в условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным - далеко не каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена. В системе профессионального образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения без отрыва от работы. Заочное обучение, при качественной его постановке во всем мире рассматривается как «высокая технология» получения образования и количество студентов, обучающихся по этой форме, постоянно растет[14, с.207].
Все остальные формы обучения, кроме экстерната, занимают промежуточное положение между очным и заочным обучением. В том числе вечернее (сменное) обучение. Кроме того, за рубежом существует много других форм обучения, давая возможность учащемуся, студенту право широкого их выбора с целью обеспечить ему наиболее удобный режим обучения без отрыва от работы. Это так называемое «обучение частичного времени», когда обучающийся два дня в неделю учится, а три дня работает на производстве; сокращенный (по академическим часам аудиторных занятий) курс очного обучения; «сэндвич» и «блок» - разные варианты сочетания очного и заочного обучения; вечернее обучение и т.д. Всего, например, а Англии насчитывается 9 форм. Причем, например, в английских колледжах студенты-очники составляют всего 40% контингента, т.е. без отрыва от работы учится большая часть молодежи.
Особый интерес представляет
система так называемого «
В чем суть открытого обучения? Это дальнейшая модернизация системы заочного обучения. Основные отличия открытого обучения от заочного в следующем[14, с.208]:
- для поступления на обучения не требуется никаких свидетельств об образовании;
- обучаемый сам выбирает содержание (из предлагаемых на выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возможность на время прекратить обучение по каким-либо обстоятельствам, а затем вернуться к нему вновь и т.д.;
- для каждого курса,
модуля создаются комплекты
- самостоятельное изучение учебных курсов сопровождается консультациями тьютора (наставника-консультанта - новый тип педагога), чаще всего по телефону или Интернету, проверкой им письменных заданий; организацией групп взаимопомощи студентов, изучающих один и тот же курс, что позволяет им обмениваться информацией и идеями, практиковаться в различных ролях (тоже часто по телефону); организацией воскресных школ, тьюториалов (семинаров под руководством тьютора) и летних лагерей.
Другой разновидностью заочного обучения является дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предназначенный для профессиональной подготовки и переподготовки с использованием передовых информационных технологий. Предполагает трансляцию учебных материалов к обучающемуся преимущественно с помощью электронных средств доставки информации, осуществление проверки знаний на рабочем месте (или дома). Цели внедрения дистанционного образования:
- создание благоприятных условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации в регионах без отрыва людей от работы и места проживания;
- сокращение потерь времени и материальных ресурсов в связи с отвлечением работников территориальных организаций на очное обучение;
- увеличение информационной емкости учебного материала и повышение эффективности обучения за счет использования передовых информационных технологий на основе компьютеров;
- обеспечение технических и организационных условий для оперативного обновления учебного материала в соответствии с динамикой развития рынка и потребностей организаций (предприятий).
Дистанционное образование
представляет собой высокотехнологичный
продукт научно-технической
2. Практические основы применения форм профессионального обучения
2.1. Методика профессионального обучения
В структуре урока как наиболее распространенной формы организации теоретического обучения выделяются три этапа - подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает предварительную подготовку к занятию участвующих в нем лиц.
Деятельность преподавателя включает[3, с.20]:
– выбор темы занятия;
– изучение литературы по теме занятия как по основному предмету, так и по специальным дисциплинам, имеющим связь с данной темой;
– составление плана;
– отбор литературы для обязательного прочтения всей учебной группой и для подготовки докладов и сообщений;
– конструирование вопросов, заданий для обучающихся;
– проектирование индивидуальных и обязательных для всех заданий и т.д.
Особое внимание следует обратить на подготовку докладов профессионально-прикладного характера.
Система вопросов и заданий к занятию должна отвечать ряду требований[3, с.21]:
– отбор наиболее существенного, важного материала;
– профессиональная направленность материала;
– вариативность заданий по содержанию, способам их выполнения, степени трудности;
– межпредметный, комплексный характер задач и заданий.
Деятельность обучающихся при подготовке к занятию состоит в осмыслении вопросов, заданий, изучении литературы. Полученные задания они оформляют в виде докладов, тезисов, рецензий, рефератов, конспектов, графических работ, подборок материалов из периодики. Уточнение неясных вопросов происходит на консультации.
Второй этап - основной - связан с непосредственным ходом занятия. При проведении занятия преподавателю принадлежит вступительное слово, он организует выступления, коллективное обсуждение, корректирует ответы, задает вопросы и т.д. Обучающиеся выступают с докладами, содокладами, рецензируют выступления товарищей по группе, участвуют в дискуссии, оценивают ответы и участвуют в подведении итогов.
На заключительном этапе преподаватель подводит итоги работы, выставляет оценки, отвечает на возникшие в ходе занятия вопросы.
2.2. План урока на тему «Глобализация человеческого общества»
( ФГОУ СПО «Йошкар –
Олинский строительный
Цели:
– ознакомить с сущностью глобализации и ее факторами;
– развивать умения аргументировать свою позицию по дискуссионным вопросам;
– развивать умение воспринимать и анализировать новую информацию по данной теме;
– развивать способности произвольного запоминания;
– развивать навыки синтеза материала;
– убежденность в необходимости получаемых знаний;
– воспитывать серьезное отношение к получению знаний.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Как вы понимаете значение слова «глобальный»?
(Преподаватель сообщает тему урока и его цели.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Что такое глобализация?
2. Классификация глобальных проблем.
II. Изучение нового материала
1. Что такое глобализация?
- Современный мир многообразен и разнолик. Какие факты можно привести? (Студенты отмечают пунктуальность и аккуратность немцев, чопорность и следование традиции англичан, фривольность и игривость нрава французов, широту души и надежду на «авось» русских, отсутствие внешней эмоциональной реакции японцев и т. д.)
(Если есть возможность,
можно показать купированную
запись любого фильма по
- Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию.)
Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.
До середины XX в. основными субъектами международных отношений были государства, иногда предприниматели, находившиеся под их юрисдикцией. Новый этап в интернационализации происходит во второй половине XX в. Появились и стали быстро развиваться ТНК - транснациональные корпорации и мировые финансовые центры. Классическая внешняя политика в условиях «холодной войны» стала превращаться в мировую внутреннюю политику двух сверхдержав - США и СССР: их противостояние, конфронтация или разрядка отношений между ними определяли политический климат планеты.
Распад СССР привел к новым
геополитическим реалиям и
Глобализация затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, международные отношения, социальную сферу, культуру, безопасность и т. д. Она вносит значительные коррективы в дальнейшие перспективы всего мирового сообщества. Часть наших современников рассматривает глобализацию как прямую угрозу существованию цивилизации и активно противостоит всем мероприятиям государств и высших должностных лиц, если их действия, по их мнению, способствуют углублению глобализации. Это так называемое движение антиглобалистов. Оно сформировалось в конце 90-х гг. XX века. Его участники пропагандируют альтернативные пути развития мировой экономики, устраивают манифестации, нередко экстремистского характера, в период проведения различных международных конференций и форумов, например саммита «Группы восьми».
Педагог использует материалы периодической печати в качестве раздаточного дидактического. Студенты должны определить цели и содержание движения антиглобалистов, привести конкретные факты для обоснования своего ответа. Наиболее ярко движение проявляет себя в период проведения саммитов глав государств «восьмерки», играющих главную роль в определении стратегии мирового развития).