Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:39, курсовая работа
Объект исследования: формы профессионального обучения.
Предмет исследования: основные формы профессионального обучения.
Цель работы – изучить формы обучения в системе профессионального образования.
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты изучения форм профессионального обучения.........5
1.1. Основные формы профессионального обучения......................................5
1.2. Виды современных организационных форм
профессионального обучения.......................................................................... 6
1.3. Формы получения образования................................................................19
2. Практические основы применения форм профессионального обучения....22
2.1. Методика профессионального обучения.................................................22
2.2. План урока на тему «Глобализация человеческого общества»........... 23
Заключение............................................................................................................32
Список используемой литературы......................................................................33
Традиционная форма проведения консультации (обучающиеся задают вопросы, а преподаватель отвечает) далеко не всегда эффективна. Поэтому с целью активизации обучающихся делается так: предлагается обучающимся заранее в специальный ящик подавать вопросы и затем, выбрав наиболее интересные и трудные, готовить консультантов из числа самих обучающихся. В этом случае, как показывает опыт, обеспечивается более высокая отдача от консультации.
Самостоятельная работа. Сущность самостоятельной работы обучающихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельная работа осуществляется как в ходе аудиторных занятий, так и во внеучебное время[4, с.200].
Самостоятельная работа активизирует учащихся, студентов как своим организационным устройством, так и содержанием заданий. Она позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле.
В профессиональной школе распространены следующие формы внеурочной самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой (задачи - выделение главного, систематизация, анализ, обобщение, составление блок-схем, таблиц, алгоритмов и т.д.); выполнение сквозных и индивидуальных заданий по циклам дисциплин; изучение темы с малой группой обучающихся (с последующей защитой у преподавателя); разработка обучающимися методических материалов по предмету (схем, таблиц, опорных конспектов, программ для ЭВМ, задач и т.д.); подготовка к наиболее ответственным лабораторным работам; конкурсное выполнение разных заданий; изучение новой техники, технологии на базовых предприятиях, в лабораториях; самостоятельное изучение дисциплин под руководством преподавателя; выполнение специально подготовленных заданий развивающего характера. Эффективность той или иной формы организации обучения зависит от многих факторов, среди которых одним из основных является педагогическая, психологическая и методическая подготовленность преподавателей и обучающихся к ее реализации.
Процесс практического (производственного) обучения реализуется в различных формах: производственная экскурсия, практикум, консультация, занятие в учебном цехе училища, лицея; обучение в цехах предприятий, пред выпускная практика и некоторые другие. При обучении конкретной профессии используется, как правило, комплекс организационных форм, в которых конкретные формы выполняют свои задачи.
Таким образом, применяемая в базовой профессиональной школе система организации обучения приводит к противоречию: с одной стороны, требуется активизировать процесс формирования целостной личности современного специалиста, добиться интеграции всех педагогических воздействий и условий саморазвития обучающихся, а, с другой - существующий процесс обучения расчленен многопредметностью и мелкопредметностью, порождающей формирование частных, несистемных знаний и умений. Разрешение противоречия между обновляющимся содержанием образования и традиционной формой его реализации возможно на пути перестройки организационной структуры учебного процесса, построения его с учетом закономерностей восприятия, переработки и усвоения информации человеком.
Этой задаче отвечает концентрированное обучение - особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и обучающихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения занятий, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели и более крупных организационных единиц обучения.
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания обучающихся (достижение системности знаний и умений, их мобильности и т.д.) путем создания оптимальной организационной структуры учебного процесса. Его сущностными признаками являются: преодоление многопредметности учебного дня, недели, семестра; единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины; непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений); укрупнение содержания и организационных форм процесса обучения; рассредоточение во времени зачетов и экзаменов; интенсификация учебного процесса по каждому предмету; сотрудничество участников процесса обучения[4, с.204].
Выделяются три модели реализации концентрированного обучения в зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) и степени концентрации.
Первая модель(многопредметная, с высокой степенью концентрации) предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета. Продолжительность концентрированного изучения предмета определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения студентами, общим числом отводимых на его изучение часов, наличием материально-технической базы и другими факторами. Можно выделить два варианта реализации этой модели.
При первом варианте планирование учебного процесса состоит в следующем: общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на четыре части. Далее в течение нескольких дней подряд (по 4-6 часов в день) студенты изучают только этот предмет. За это время на качественном уровне изучается материал всего курса. При следующем погружении студенты вновь возвращаются к этому материалу, углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях. Еще более глубокое изучение материала происходит во время третьего погружения, когда студенты учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. Четвертое погружение ориентировано на обучение студентов умениям творческого применения знаний. Как видим, предполагается неоднократное в течение года (до четырех раз) обращение к изучению одного и того же материала, но каждый раз на новом уровне с более глубоким проникновением в сущность изучаемого предмета. Этот вариант концентрированного обучения целесообразно использовать для изучения дисциплин, содержание которых отличают четкие причинно-следственные связи, дающие возможность представить его в виде единой логической цепочки. К таким дисциплинам можно отнести физику, химию, электронику и ряд других предметов.
Второй вариант реализации данной модели концентрированного обучения состоит в однократном в течение учебного года обращении к изучению предмета. Продолжительность концентрации составляет, как правило, несколько недель при ежедневном учебном блоке (4 или 6 академических часов).
Учебный день представляет собой органичное сочетание различных форм организации обучения, объединенных одной целью - формирование системы знаний и умений обучающихся по целостной теме изучаемого курса. Важно подчеркнуть, что одно и то же содержание в течение дня прорабатывается в разных формах учебной деятельности (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной и др.) при большом удельном весе самостоятельной работы обучающихся. Содержательная доминанта придает учебному дню целостность, а деятельность обучающихся приобретает активный характер, благодаря включению их в различные формы и виды работы, обеспечивающих непрерывность процесса познания, органическое единство процессов усвоения знаний и формирования умений. При этом речь идет не только об учебных умениях, но и в значительной мере о формировании умений сотрудничать в микрогруппе, коллективе, то есть об обучении технологии сотрудничества, формировании коммуникативной компетенции[15, с.69].
Данная модель концентрированного обучения требует соответствующего графика организации учебного процесса на уровне учебного плана. Он представляет собой своеобразный «конвейер», когда обучающиеся переходят от изучения одного предмета к изучению другого в определенной последовательности. Последняя строится исходя из принципа преемственности, взаимосвязи изучаемых предметов. Длительность погружения в предмет может быть различной, в зависимости от объема выделяемых на предмет часов.
Вторая модель концентрированного обучения (малопредметная, с низкой степенью концентрации) предполагает укрупнение одной организационной единицы - учебного дня, количество изучаемых предметов в котором сокращается до двух-трех. В рамках же учебной недели и других организационных единиц число дисциплин сохраняется в соответствии с учебным планом и графиком его прохождения. Учебный день состоит, как правило, из двух учебных блоков с интервалом между ними, во время которого обучающиеся обедают и отдыхают.
Учебный блок включает следующую последовательность взаимосвязанных основных форм организации обучения: лекция - самостоятельная работа -практическое занятие - зачет. На лекции студенты знакомятся с целью и планом всего учебного блока и самой лекции. Этот материал готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта, схемы и т.п. После ориентировки студентов в предстоящей деятельности преподаватель проводит первое изложение учебного материала. Затем следует сжатое второе, а в конце лекции -третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов лекции. Изложение и объяснение материала сопровождается применением приемов активизации и поддержания внимания студентов: сочетание слова и наглядности, постановка проблемных вопросов, предложение небольших практических микроситуаций и др. Таким образом, на лекции происходит восприятие студентами целостного блока знаний и его первичное осмысление[15, с.70].
На следующем этапе - самостоятельной работе - педагогом ставится задача самостоятельно проработать материал учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы. Самостоятельная работа может быть индивидуальной, в парах и т.д. Педагог в это время выполняет функцию консультанта. На самостоятельной работе в результате самопогружения студентов в изучение предмета осуществляется более углубленное усвоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление. Важно также, что формируются самообразовательные умения: работа с книгой, выделять главное в прочитанном, составлять план, устанавливать причинно-следственные связи и т.п.
Третий структурный элемент учебного блока - практическое занятие. Его цель - формирование умений применять новые знания на практике. В результате самостоятельного, а также совместного (с педагогом и другими студентами) выполнения заданий на применение знаний осуществляется этап закрепления знаний в памяти. Подчеркнем, что он проходит это не отсрочено во времени, когда большая часть знаний у студентов забывается, а непосредственно после их восприятия и осмысления в соответствии с закономерностями запоминания информации человеком. Кроме того, для практических занятий при концентрированном обучении характерна спокойная, деловая атмосфера взаимодействия и сотрудничества педагогов и обучающихся, последних между собой. Здесь нет места цейтноту, столь характерному для этапа закрепления знаний на традиционных занятиях.
На зачете - последнем этапе блока - проверяется степень усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированность навыков работы, общих учебных и специальных умений и т.д. Зачет проводится с применением тестирования, результаты которого студенты сами могут оцепить по определенным преподавателем критериям. Здесь активно применяется взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка.
На зачете выделяется также время для проведения совместно со студентами общего качественного и количественного анализа работы студентов в ходе занятий, выделения слабых мест и определения путей их преодоления, а также ориентировки студентов в содержании следующего блока по предмету.
Данная модель концентрированного обучения легко адаптируема к существующим условиям, что позволяет перейти к ней при меньших организационных издержках, связанных с составлением расписания учебных занятий, занятостью педагогов и т.д. Однако она снимает проблему калейдоскопично-сти учебного процесса только в рамках учебного дня. В других организационных единицах многопредметность сохраняется.
Третья модель концентрированного обучения (модульная, со средней степенью концентрации) предполагает одновременное и параллельное изучение не более двух-трех дисциплин, образующих модуль. Организация учебного процесса при этом выглядит следующим образом. Весь семестр разбивается на несколько модулей (в зависимости от числа предметов, изучаемых по учебному плану, в семестре их может быть три-четыре), в течение которых концентрированным образом изучаются две-три дисциплины, вместо растянутых по всему семестру 9 и более предметов. Продолжительность модуля в зависимости от объема выделенных на изучение предметов часов, может составлять 4-5 недель. Модуль завершается сдачей зачета или экзамена. В случае необходимости студенты в процессе изучения модуля выполняют курсовые или дипломные проекты[19, с.35].
При объединении предметов в модуль следует руководствоваться, прежде всего, принципами преемственности, межпредметных связей, чередования предметов словесно-знаковых с образно-эмоциональными предметами. В зависимости от количества в модуле могут быть разные варианты реализации данной модели. Например, если модуль включает два предмета, учебная неделя имеет следующую структуру: один день отдается изучению одного предмета, следующий день - другого предмета, затем вновь первая дисциплина и т.д. Другой вариант при тех же условиях: в структуре учебного дня первый учебный блок посвящается изучению одного предмета, второй блок - другого. На следующий день эта последовательность повторяется или же дисциплины меняются местами.
Положительной стороной модульной организации концентрированного обучения является то, что эта модель создает благоприятные возможности для взаимодействия педагогов, работающих в конкретной учебной группе. Взаимодействие может быть следующим. В начале изучения модуля коллектив педагогов, работающих с учебной группой, ставит задачи на период изучения модуля - то есть ставится общая цель и задачи всего процесса на предстоящий период. Эти цели доводятся до сведения коллектива учебной группы, что дает возможность обучающимся видеть перспективы своего обучения. Затем каждым педагогом проводится декомпозиция общей цели всего процесса обучения на цели отдельных процессов с учетом функциональных возможностей каждого учебного предмета. В течение изучения модуля работа педагогов в учебной группе направлена на решение общих задач. В конце изучения модуля проводится педагогический консилиум и делается заключение о выполнении общей задачи. Эта технология взаимодействия педагогов повторяется с началом изучения нового модуля.
Что дает реализация концентрированного обучения? Во-первых, при такой организации обучения обеспечивается восприятие, углубленное и прочное усвоение обучающимися целостных завершенных блоков изучаемого материала. Создаются благоприятные условия для целенаправленного и систематического применения комплекса организационных форм обучения, обеспечивающих вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности. Становится возможной подлинная дифференциация и индивидуализация обучения, его связь с жизнью, будущей профессией.
Во-вторых, благотворно влияние концентрированного обучения на мотивацию учения: за многочасовые занятия одним предметом внимание учащихся, студентов не угасает, а, наоборот, нарастает.
В-третьих, концентрированное обучение способствует и созданию благоприятного психологического климата, что вполне объяснимо, поскольку все участники учебного процесса с самого начала психологически настроены на долговременную связь и взаимодействие друг с другом. Последнее обстоятельство, в свою очередь, выступает как важный фактор решения воспитательных и развивающих задач обучения. Для этой технологии обучения характерна совместная работа педагога и студентов. В ней не только создаются условия для лучшего усвоения знаний, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, развиваются навыки сотрудничества и делового общения.