Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2) выявить формы проявления агрессии;
3) подобрать диагностический материал для исследования;
4) разработать программу психокоррекции агрессивного поведения детей;
Введение
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Характеристика диагностической программы
2.2 Описание коррекционной программы
3. Результаты исследования по проблеме агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
3.2 Выводы и рекомендации по результатам экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
1. Агрессия и формы ее
проявления у младших
1.1 Проблема агрессии в
работах отечественных и
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Характеристика
2.2 Описание коррекционной программы
3. Результаты исследования по проблеме агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
3.2 Выводы и рекомендации
по результатам
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Нарушения поведения и
других психологических проблем
связано с рядом
Сочетание неблагоприятных
биологических, психологических, семейных
и других социально-психологических
факторов искажает весь образ жизни
детей. Характерным для них становится
нарушение эмоциональных
Целью данной работы является изучение особенностей проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте
Объектом является агрессия младшего школьника.
Предметом являются формы проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2) выявить формы проявления агрессии;
3) подобрать диагностический материал для исследования;
4) разработать программу психокоррекции агрессивного поведения детей;
В качестве гипотезы выдвинуты следующие положения:
1) Формы выражения агрессии имеют гендерные различия:
а) мальчиком свойственна физическая агрессия;
б) девочкам свойственна вербальная агрессия
2) предположительно что у детей с показателями выше среднего по шкале нейротизма в большей степени выражена агрессия.
В процессе работы нами были использованы следующие методы:
– теоретический: анализ психолого-педагогической литературы;
– эмпирические: констатирующий эксперимент, анкетирование, интервьюирование;
– метод статистической обработки результатов: количественный и качественный анализ.
Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения Новопавшинской средней школы Дубенского района. Выборку составили 8 человек, в возрасте от 7 до 11 лет, из них 4 мальчика и 4 девочки.
1. Агрессия и формы ее
проявления у младших
1.1 Проблема агрессии в
работах отечественных
Проблема агрессивности
одна из самых значительных проблем
современной психологии. Эта проблема
имеет давнюю историю. Многие исследователи
в нашей стране и за рубежом
занимались проблемой агрессии, но
к одному знаменателю не пришли,
так как она сложна и многогранна
и, следовательно, одного решения быть
не может. Различают агрессию как
специфическую форму поведения
и агрессивность как
Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.
Агрессивность — свойство
личности, заключающееся в готовности
и предпочтении использования насильственных
средств, для реализации своих целей.
Агрессивное поведение чаще всего
понимается как мотивированные внешние
действия, нарушающие нормы и правила
сосуществования, наносящие вред, причиняющие
боль и страдания людям. Эмоциональный
компонент агрессивного состояния
— это чувства, и прежде всего
гнев. Но не всегда агрессия сопровождается
гневом и не всякий гнев приводит к
агрессии. Эмоциональные переживания
недоброжелательности, злости, мстительности
также часто сопровождают агрессивные
действия, но они далеко не всегда приводят
к агрессии. Важно помнить и
о том, что агрессивность в
определенных пределах необходима любому
человеку. Агрессивность может служить
способом самозащиты, отстаивания своих
прав, удовлетворения желаний и достижения
цели. Выраженная в приемлемой форме
агрессивность играет важную роль в
способности ребенка
Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:
- физическую — проявляющуюся
в конкретных физических
- вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);
- косвенную — непрямая
агрессия (ребенок сплетничает,
Э. Фромм подразделяет агрессию на пять видов:
- доброкачественную - способствующую поддержанию жизни,
- злокачественную - реакция на угрозу интересам индивида,
- инструментальную - представляет
собой жесткость и
- псевдоагрессию (непреднамеренная,
игровая, самоутверждение) - действие,
в результате которого может
быть нанесен ущерб, но
- оборонительную (нападение,
бегство, сопротивление,
Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании).
1.2 Психологические особенности младшего школьника
Младшие школьники отличаются
повышенной эмоциональностью. Их эмоционально-волевая
и познавательная сферы окрашены
сильными переживаниями. Дети еще не
умеют сдерживать свои чувства, контролировать
их проявление. Они очень непосредственны,
откровенны в выражении радости,
горя, печали, страха, удовольствия или
неудовольствия. Младшие школьники
отличаются большой эмоциональной
неустойчивостью, частой сменой настроений,
склонностью к аффектам, кратковременным
и бурным проявлениям чувств. И
только с годами развивается способность
их регулировать, сдерживать нежелательные
проявления. Наличие признаков
Младшие школьники стремятся
к самоутверждению среди
Одной из игровых форм в
этом возрасте являются «игры–потасовки».
И.А. Фурманов выделяет такую игровую
форму поведения младших
В младшем школьном возрасте
эмоциональное состояние
1.3 Формы проявления агрессии у младших школьников
Агрессивное поведение складывается
из трех компонентов: познавательного,
эмоционального и волевого. Познавательный
компонент заключает в себе понимание
ситуации, выделение объекта и
обоснование мотива для проявления
агрессии. Эмоциональный компонент
представляет собой легкое возникновение
отрицательных эмоций: гнева, отвращения,
презрения, злости. Волевой компонент
- это целеустремленность, настойчивость,
решительность, инициативность (качества
сами по себе вполне положительные). Степень
выраженности компонентов в этой
триаде может варьироваться. Все
они связаны с физиологическими
свойствами личности - темпераментом,
интраверсией и экстраверсией и
пр. Особенности темперамента ребенка
могут приводить к формированию
способов поведения, которые воспринимаются
как агрессивные. Например: дети с
холерическим типом темперамента очень
активны, разговорчивы, не всегда способны
адекватно воспринимать окружающих,
им свойственно перебивать, отвлекаться,
сложно сидеть на одном месте, что
порой создает впечатление
Информация о работе Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте