Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2) выявить формы проявления агрессии;
3) подобрать диагностический материал для исследования;
4) разработать программу психокоррекции агрессивного поведения детей;
Введение
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Характеристика диагностической программы
2.2 Описание коррекционной программы
3. Результаты исследования по проблеме агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
3.2 Выводы и рекомендации по результатам экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение
После завершения «разговора» дети вместе с психологом анализируют невербальные средства, которые были использованы «нападающим», и обсуждают адекватные пути выхода из этой конфликтной ситуации.
2. Игра «Да»—диалог, «Нет»—
«Да»-диалог. Двое из группы усаживаются в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу: о погоде, о прочитанной книге и т.п., постепенно переходя к высказываниям о значимых для собеседника событиях, людях, чертах их характера. Второй игрок сразу же отзывается, соглашаясь со всем, что говорит первый, — это непременное условие.
Остальные ребята следят за тем, чтобы второй участник диалога не начал возражать собеседнику. Иногда сделать это бывает очень нелегко. Но ведь это всего лишь игра, в жизни такая тренировка помогает сдержать себя, подавить излишнюю агрессивность.
«Нет»-диалог. Данная игра аналогична предыдущей, но задание противоположное — второй участник диалога ни в коем случае не должен соглашаться с первым. В это время дети учатся вежливо, но настойчиво возражать и отказывать другим людям, обосновывая причину несогласия так, чтобы собеседник не обиделся.
3. Беседа «Как мы говорим "Нет"«
Психолог в короткой беседе
подводит ребят к выводу о том,
что иногда лучше согласиться
или сказать оппоненту
4. Упражнение «Письмо другу»
Психолог предлагает детям
написать письмо своему другу, хорошему
знакомому или однокласснику
с комментариями по поводу одного
из его агрессивных поступков. Необходимо
дать оценку поступку, отметить качества
человека, способствовавшие такому поведению,
и указать пути исправления недостатков.
Хорошо, если будут использованы ситуации,
действительно имевшие место
в данном классе или школе. Можно
применить групповую или
После выполнения задания
следует обсудить, почему в обществе
осуждаются подобные поступки, как
нужно себя вести в аналогичных
обстоятельствах, какие способы
решения проблемы наиболее эффективны.
Если дети в своих письмах указывают
адекватные пути исправления ситуации,
это следует обязательно
На первый взгляд никакого воспитания и «самовоспитания» данное упражнение не предусматривает. Однако для того чтобы написать такое письмо, ребенок должен подобрать убедительные аргументы: почему не следует проявлять агрессию и как нужно поступать. Тем самым ребенок фиксирует и вербализует мотивы и формы неагрессивного поведения, сам вырабатывает и усваивает конструктивные линии поведения.
5. Подвижная игра «Зеркало»
Участников разбивают на пары. Один ребенок демонстрирует движения, а второй должен их асимметрично, зеркально повторять, стремясь к синхронности. Затем партнеры меняются: второй участник задает движения, а первый выполняет функцию его зеркального отражения.
6. Этюд «Улыбка по кругу». Ритуал прощания.
Занятие 6
Материалы: дневнички участников
тренинга, ручки, набор карточек или
плакат со схематическим изображением
различных эмоциональных
Ход занятия
1. Этюд «Какой я разный»
Психолог поочередно демонстрирует
карточки с изображением различных
эмоциональных состояний
Информация о работе Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте