Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2) выявить формы проявления агрессии;
3) подобрать диагностический материал для исследования;
4) разработать программу психокоррекции агрессивного поведения детей;

Содержание работы

Введение
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Характеристика диагностической программы
2.2 Описание коррекционной программы
3. Результаты исследования по проблеме агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
3.2 Выводы и рекомендации по результатам экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.30 Кб (Скачать файл)

После завершения «разговора»  дети вместе с психологом анализируют  невербальные средства, которые были использованы «нападающим», и обсуждают  адекватные пути выхода из этой конфликтной  ситуации.

2. Игра «Да»—диалог, «Нет»—диалог»

«Да»-диалог. Двое из группы усаживаются в центр круга  и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу: о погоде, о прочитанной  книге и т.п., постепенно переходя к высказываниям о значимых для  собеседника событиях, людях, чертах их характера. Второй игрок сразу  же отзывается, соглашаясь со всем, что  говорит первый, — это непременное  условие.

Остальные ребята следят за тем, чтобы второй участник диалога  не начал возражать собеседнику. Иногда сделать это бывает очень  нелегко. Но ведь это всего лишь игра, в жизни такая тренировка помогает сдержать себя, подавить излишнюю агрессивность.

«Нет»-диалог. Данная игра аналогична предыдущей, но задание противоположное  — второй участник диалога ни в  коем случае не должен соглашаться  с первым. В это время дети учатся вежливо, но настойчиво возражать и  отказывать другим людям, обосновывая  причину несогласия так, чтобы собеседник не обиделся.

3. Беседа «Как мы говорим  "Нет"«

Психолог в короткой беседе подводит ребят к выводу о том, что иногда лучше согласиться  или сказать оппоненту категорическое «нет», чем начинать возбужденно  комментировать свое недовольство его  высказыванием или просьбой. Это  помогает продемонстрировать настойчивое  и решительное поведение, обозначить четкую позицию и не ухудшить отношений  с собеседником. Кроме того, аргументированный  отказ позволяет обосновать несогласие или невозможность выполнить  просьбу. В противном случае человек  может счесть его за каприз и обидеться.

4. Упражнение «Письмо другу»

Психолог предлагает детям  написать письмо своему другу, хорошему знакомому или однокласснику  с комментариями по поводу одного из его агрессивных поступков. Необходимо дать оценку поступку, отметить качества человека, способствовавшие такому поведению, и указать пути исправления недостатков. Хорошо, если будут использованы ситуации, действительно имевшие место  в данном классе или школе. Можно  применить групповую или индивидуальную формы работы.

После выполнения задания  следует обсудить, почему в обществе осуждаются подобные поступки, как  нужно себя вести в аналогичных  обстоятельствах, какие способы  решения проблемы наиболее эффективны. Если дети в своих письмах указывают  адекватные пути исправления ситуации, это следует обязательно отметить.

На первый взгляд никакого воспитания и «самовоспитания» данное упражнение не предусматривает. Однако для того чтобы написать такое  письмо, ребенок должен подобрать  убедительные аргументы: почему не следует  проявлять агрессию и как нужно  поступать. Тем самым ребенок  фиксирует и вербализует мотивы и формы неагрессивного поведения, сам вырабатывает и усваивает  конструктивные линии поведения.

5. Подвижная игра «Зеркало»

Участников разбивают  на пары. Один ребенок демонстрирует  движения, а второй должен их асимметрично, зеркально повторять, стремясь к  синхронности. Затем партнеры меняются: второй участник задает движения, а  первый выполняет функцию его  зеркального отражения.

6. Этюд «Улыбка по кругу». Ритуал прощания.

Занятие 6

Материалы: дневнички участников тренинга, ручки, набор карточек или  плакат со схематическим изображением различных эмоциональных состояний  человека.

 

Ход занятия

1. Этюд «Какой я разный»

Психолог поочередно демонстрирует  карточки с изображением различных  эмоциональных состояний человека и предлагает участникам тренинга показать себя в этих состояниях. Так, грусть сопровождается соответствующим выражением лица, имитацией слез; радость —  улыбкой, доброжелательными рукопожатиями, жестом «О'кей!»; злость — агрессивной  жестикуляцией и т.п.


Информация о работе Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте