Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:33, курсовая работа
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2) выявить формы проявления агрессии;
3) подобрать диагностический материал для исследования;
4) разработать программу психокоррекции агрессивного поведения детей;
Введение
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Характеристика диагностической программы
2.2 Описание коррекционной программы
3. Результаты исследования по проблеме агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
3.2 Выводы и рекомендации по результатам экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение
Рисунок 1. 1–3 – низкий уровень; 4–7 – средний уровень; 8–10 – высокий уровень
По полученным результатам
для большинства испытуемых характерен
средний уровень агрессии он присущь
38% детей в группе. Для детей
с средней выраженностью
Результаты диагностики методики «Как ты поступишь» представлены в таблице 4, и на рисунке 2.
Таблица 4
№ п\п |
Ф.И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Преобладающая форма |
1 |
Аня Ш. |
2* |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
вербальная |
2 |
Саша Е. |
1* |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
физическая |
3 |
Настя М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
вербальная |
4 |
Вика Б. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
вербальная |
5 |
Андрей П. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
физическая |
6 |
Настя К. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
вербальная |
7 |
Алексей К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
вербальная |
8 |
Иван А. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
физическая |
Рисунок 2
По полученным результатам у 3 мальчиков физическая агрессия преобладает над вербальной. Агрессия проявляется в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, или наносят вред дерутся, ломают, швыряют предметы; только у одного мальчика вербальная агрессия преобладает над физической он старается выражать негативные чувства через содержание словесных ответов (угрозы, ругань).
У всех девочек вербальная агрессия преобладает над физической. Девочки выражают агрессию в словесной форме они могут кричать, угрожать, оскорблять.
Результаты методики «Айзенка» (шкала нейротизма) представлены в таблице 5, и на рисунке 3.
Таблица 5
№ п/п |
Имя |
Показатель нейротизма |
1 |
Аня. Ш |
12 |
2 |
Саша. Е |
18 |
3 |
Настя. М |
15 |
4 |
Вика. Б |
19 |
5 |
Андрей. П |
16 |
6 |
Настя. К |
18 |
7 |
Алексей. К |
14 |
8 |
Иван. А |
11 |
Рисунок 3
Низкий уровень от 0 до 5; уровень ниже среднего от 6 до 10; средний уровень от 11 до 16; уровень выше среднего от 17 до 22; высокий уровень от 23 до 24.
По полученным результатам для испытуемых характерен уровень выше среднего и средний уровень по шкале нейротизма.
Средний уровень (от 11 до 16) означает
что детям свойственна
Если уровень выше среднего (от 17 до 22), то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.
3.2 Выводы и рекомендации
по результатам
По результатам проведенной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:
Формы выражения агрессии
в младшем школьном возрасте являются
физическая, вербальная и косвенная.
По полученным результатам у мальчиков
физическая агрессия преобладает над
вербальной, а у девочек вербальная
агрессия преобладает над физической.
Здесь можно сделать вывод
о том что выдвинутая нами первая
гипотеза подтвердилась. Вторая гипотеза
о том что у детей с
Для снижение уровня агрессивности
младшего школьника была разработана
коррекционная программа
Таким образом, цель нашей курсовой работы достигнута. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично.
Комплекс психологических рекомендаций для педагогов и родителей
Принципы работы с агрессивными детьми для педагога
Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.
Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
При работе с агрессивным ребенком педагогу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться. За агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность. Агрессия – это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку» (Гиппенрейтер, 1997).
В целях проведения успешной работы можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребенком в ходе совместной работы:
– контакт с ребенком;
– уважительное отношение к личности ребенка;
– положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
– безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
– сотрудничество с ребенком
– оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
У агрессивных детей отмечается
высокий уровень мышечного
Регулярное выполнение релаксационных
упражнений делает ребенка более
спокойным, уравновешенным, а также
позволяет ребенку лучше
Принципы общения с агрессивными детьми для родителей
1) Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия.
2) Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений»; исключение угроз и приказов.
3) Родителям необходимо выработать единые требования и правила воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам школы.
4) Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.
5) Родителям необходимо позаботиться о включении ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.
Заключение
Проведенное нами исследование
еще раз подтверждает что в
настоящее время в обществе усиливаются
агрессивные тенденции. Поскольку
агрессия начинает проявляться еще
в детстве, актуальной остается проблема
агрессивности у младших
По полученным в нашем
исследовании результатам, можно сделать
вывод, что наша первоначальная гипотеза,
получила своё экспериментальное
Литература
1.Бреслав Г.Э.
2.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
3.Вачков И.В. Основы
технологии группового
4.Вачков И.В. Групповые
методы в работе школьного
психолога: Учебно-
5.Венгер А.Л. Психологическое
консультирование и
6.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: Учебно-методический комплекс. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2006.
7.Гребенникова О.В. Игры-
8.Дубинко Н.А Влияние
когнитивных процессов на
9.Дубровина И.В., Андреева
Ад., Данилова Е.Е, Вохмянина пе.
Психокоррекционная и
10.Зимина И.С. Детская
агрессивность как предмет
11.Ковалев П. Возрастно-
12.Коробейников И.А Нарушения
развития и социальная
13.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.
14.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов / Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.
15.Панфилова МА. Игротерапия общения М: Гном-Пресс. 2002.
16.Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. Л.Г. Герцик, А.В. Решетникова. - М.: Форум, 1997.
17.Подласый И.П. Курс
лекций по коррекционной
18.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / / психологический журнал. - 1996. - N25.
19.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер Ком, 1998.
20.Смирнова Е.О.
21.Сеемого Н.Я., Семого М.М
Проблемные дети: основы диагностической
и коррекционной работы
22.Фурманов И.А. Детская
агрессивность:
23.Фурманов И.А. Агрессия
и насилие: диагностика,
24.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 2004.
Информация о работе Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте