Гендерное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены особенности организации гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

1.Введение
2.
А) Из истории становления гендерного воспитания
Б) Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей
В) Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста
Г) Формирование у родителей гендерной компетентности
3.Заключение
4.Список литературы

Файлы: 1 файл

Педагогика готово.docx

— 37.52 Кб (Скачать файл)

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень  важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между  ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли  бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным  образом может быть построена  и театрализованная деятельность.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что  среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной  деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые  предпочли бы мальчики.

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника  в семье и образовательном  учреждении существует много проблем, связанных с формированием у  детей гендерной идентичности, решение  которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый  год жизни. Рассмотрим особенности  данного возрастного периода  более подробно.

Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков  и умений поведения, а также выработку  отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений  и формирование этих отношений между  девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с  созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей  степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.

С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в  этом возрасте –– робким или уверенным  –– таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок  должен знать не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей  по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину  волос и пр.). Представления о  собственном поле еще не стойкие  и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть  детей при ясном осознании  своего пола в то же время высказывают  предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери”  хочет изображать отца или сына.

В 5 лет идет интенсивный  процесс формирования ребенка как  личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое  овладение речью. По осмыслению “Я”, самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз  успехов в школе и жизни. В  этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям  возможность играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок  –– своеобразная детская речь. Рисование  способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них –– принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

В некоторых случаях  в деятельности ребенка можно  найти исключительную приверженность к ценностным ориентациям другого  пола, когда вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация с другим полом обусловлена тем, что ребенок  выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и бессознательно следует  за всеми его проявлениями. Постепенно, в условиях нормальных отношений  в семье доминирующее влияние  кумира уступает место сложившимся  в субкультуре общественным ожиданиям.

Большое значение имеет  знакомство ребенка со сказками. Они  возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают  интеллект, помогают познать себя в  будущем. Часто дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).

В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько  позже у мальчиков встречается  явление, называемое “детским романтизмом” –– склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении  девочек появляется кокетство –– она вертится перед зеркалом, примеряет  разные платьица и т. д...

Современные исследователи  считают, что в возрасте от 5 до 8 лет  создается “любовная карта” человека, которую можно рассматривать  как записанную в мозге программу  индивидуальных психологических и  физиологических особенностей любовного  чувства и эротизма (идеальный  образ любовника), т. е. формируется  сексуальная ориентация.

По данным родителей  основная часть, как мальчиков, так  и девочек испытывали первую влюбленность в 5-6 лет.

Исследователи полагают, что развивающееся у детей  понимание связанных с полом  представлений –– гендерных схем –– способствует определению того, какие установки и модели поведения  будут ими усваиваться. Эти связанные  с полом представления и понятия  закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода. Первый уровень  понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 5 годами, называется половой  идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик –– девочка, дядя –– тетя), не вполне понимают, в чем  заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что  пол можно изменить, изменяя внешний  вид, например, поменяв одежду. Они  могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки  –– мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают  понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки –– женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени

Таким образом, к  старшему дошкольному возрасту, ребенок  уже твердо идентифицирует себя с  тем или иным полом, осознает необратимость  половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и  исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и  поло-ролевого поведения уже сформирована.

 

Своеобразие игровой деятельности девочек и  мальчиков старшего дошкольного  возраста .

Развитие дошкольника  осуществляется в различных видах  деятельности: познавательной (Т. И. Бабаева, А. В. Бурма, М. Н. Силаева и др.); элементарной трудовой (Р. С. Буре, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Е. Н. Герасимова и др.); изобразительной (В. И. Воробьева, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина  и др.); общении (Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак  и др.). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра (Д. Б. Эльконин, С. А. Марутян, П. Г. Саморукова, М. М. Стрекаловская и др.).

В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в  символической форме воспроизводят  взаимоотношения взрослых людей. Играя  роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков.

Основанием для  дифференцированного подхода, как  правило, является уровень развития детей, познавательные интересы, способности, особенности нервной системы (Т. И. Бабаева, Т. С. Грядкина, А. В. Бурма, М. В. Крулехт, Я. И. Ковальчук, Н. Г. Маркова  и др.). Одним из компонентов индивидуально-дифференцированного  подхода является создание условий  для освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности (О. В. Солнцева): проектирование содержания игровой  деятельности, создание пошаговой педагогической технологии развития самостоятельности  и творчества ребенка, конструирование  предметно-игровой среды. В последние  годы актуализация принципа природосообразности  предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в зависимости  от пола, однако содержание работы с  дошкольниками по половому признаку разработано недостаточно, что приводит, по мнению исследователей (С. А. Марутян, Н. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.) к отсутствию у детей специфических черт, характерных  для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки –– нежности, скромности, терпимости, стремления к  мирному разрешению конфликтов (Т. А. Репина).

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую  часть времени проводит в играх  –– игра вызывает качественные изменения  в психике ребенка. В сюжетно-ролевой  игре дети в символической форме  воспроизводят взаимоотношения  взрослых людей. Играя роль, ребенок  выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Эти игры называют социосексуальными, хотя собственно сексуального в них  очень мало. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей.

У девочек активно  прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Когда  в экспериментальной обстановке детям предоставили возможность  поиграть в магазин, то, превратившись  в «продавцов», они предлагали мальчикам  купить машинки и оружие, а девочкам –– кукол и посуду. Подобное поведение  доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств  с тем или иным полом зависит  не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки  для мальчиков”. Дети начали ставить  одни свойства в причинную связь  с мужским полом, а другие –– в такую же связь с женским.

Игры мальчиков  более предметны, девочек более  словесны, поэтому они играют в  вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей  отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают  за домом, заботятся о детях, выходят  замуж. Мальчики воюют на войне, водят  тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются  и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

Ролевые игры –– лучший способ преодоления негативных ролевых  стереотипов.

Например, игра “Врач  и пациент” идеально подходит для  этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков  заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые  ориентации девочек сдвинуты в сторону  противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что  дети, поведение которых строго соответствует  всем требованиям, предъявляемым к  их полу, часто отличаются более  низким интеллектом и меньшими творческими  способностями.

Наоборот, дети, более  свободные от жесткой половой  типизации поведения, имеют высокий  интеллект и психологически более  благополучны. Воспитатель и родители могут корректировать те или иные негативные качества детей с помощью  распределения игровых ролей  и сюжетными изменениями.

Игра содержит элементы экспрессивно-телесной коммуникации. Ограничение или блокирование этой специфической стороны психосексуального  развития проявляется и в детском, и во взрослом возрасте сексуальными дисгармониями и нарушениями  поло- и сексуально-ролевого репертуара поведения.

В играх реализуются  желания детей. Часто ребенок  в игре исполняет роль, запрещенную  для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным.

В игре он освобождается  от чувства одиночества и познает  радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию  по отношению к окружающему миру и людям.

Таким образом, наилучшее  время оказать влияние на отношение  ребенка к половым ролям –– это возраст до 6 лет. Успех вхождения  ребенка в мир людей, его половая  воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

 

Формирование  у родителей гендерной компетентности.

С момента рождения и на протяжении всей своей жизни  человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся  каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые  передаются из поколения в поколение  и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в  появлении и становлении у  него гендерной идентичности.

Информация о работе Гендерное развитие