Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:12, курсовая работа
Основной задачей обучения детей дошкольного возраста является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Систематизация знаний о геометрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин). Формирование такого представления требует:
а) четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур);
б) четкого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «вершина», умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих элементов;
в) умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то, что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах.
Введение…………………………………………………………………….
2
1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур……………………………………………………...
4
2. Анализ программного содержания по разделу «Форма»……………..
8
3. Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста……………………………………………………
11
Заключение…………………………………………………………………
19
Список используемой литературы……………………………………… 21
Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх.
Определенный порядок рассматривания и сравнения моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.).
Отсюда следует вывод о необходимости обучать детей правильным приемам обследования формы геометрических фигур; развивать способность выявлять их простейшие свойства (количество вершин, углов, сторон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимоположение и др.), а также учить детей группировать геометрические фигуры по признакам (форме, размеру, цвету), подчеркивая этим инвариантность форм; учить выбирать по слову и образцу среди фигур разного цвета и размера; учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометрическими фигурами; учить видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.
Список используемой литературы
1.Венгер Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
2.Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
3.Коррекционно-развивающие программы Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / ред. О.А.Денисова, Н.В.Афанасьева. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. - 256 с.
4.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М.Леушина. - М.: Просвещение, 1974.- 368 с.
5.Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Л.С.Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.
6.Репина Г.А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования / Г.А.Репина // Дошкольная педагогика. - 2009. - №4. - С.16-21.
7.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А.Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 376 с.
8.Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. - М.: Просвещение, 1965. - 188 с.
9.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И.Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.