Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:12, реферат
Описание работы
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
умение соотнести предмет с символом
(условным знаком, числом).
выполнение элементарных операций с
предметами.
владение представлений равенства, "больше",
"меньше".
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
ОСОБЕННОСТИ
ЭМОЦИЙ
эмоциональное отношение к деятельности,
эмоциональная выраженность в поведении,
действии. Уступчивость, неустойчивость
эмоционального отношения.
индивидуальный эмоциональный статус.
ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ
РЕГУЛЯЦИИ
волевая регуляция и саморегуляция в
заданной деятельности. Настойчивость,
склонность к завершению деятельности.
Колебания в волевой установке. Работоспособность,
инициативность.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ОСОБЕННОСТИ
МОТИВАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
интерес к школе. Наличие собственного
желания. Личностные ожидания. Интерпретация
собственного отношения к школьному обучению.
Осознанность мотивов школьного обучения.
До начала психологической диагностики
психологу необходимо тщательно ознакомиться
с характеристикой на ребенка из дошкольного
учреждения, рисунками, поделками ребенка.
Исследование начинается со знакомства
с деятельностью ребенка в естественных
условиях (во время игр, занятий, при выполнении
трудовых поручений и т.д.).
Перед началом обследования для установления
эмоционального контакта с ребенком, правильного
отношения к психологу необходимо провести
беседу. Содержание ее должно быть направлено
на выявление особенностей представлений
ребенка об окружающем мире, раскрытие
интересов ребенка с помощью его любимых
игр, занятий. В случае ухода от вопросов,
отказа от общения можно предложить интересную
книгу, игрушку, постепенно входя в контакт
с ребенком.
В процессе обследования необходима
спокойная доброжелательная обстановка,
приветливый эмоциональный тон, уважительное
отношение к личности ребенка.
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
включает следующие этапы:
I. Изучение общих анамнестических
сведений о ребенке.
II. Диагностика состояния готовности
ребенка к школьному обучению.
III. Составление карты состояния
готовности ребенка к школе.
IV. Заключение об индивидуальных
особенностях готовности ребенка
к школе.
V. Психолого-педагогические рекомендации.
I. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ
СВЕДЕНИЙ О РЕБЕНКЕ
Фамилия, имя, отчество ребенка.
Место рождения, адрес.
Пол: М- 3.0 Ж- 3.1 (обвести кружком)
Возраст: 5-6 лет - 4.0 6-7 лет - 4.1 (обвести
кружком)
Детский сад:
не посещает - 5.0
посещает массовый - 5.1
посещает специальный - 5.2
Состав семьи:
семья полная - 6.0
Мать разведена - 6.1
Одинокая мать - 6.2
Мать и отчим - 6.3
Отец и мачеха - 6.4
Другие родственники - 6.5
Количество детей:
один - 7.0
Двое - 7.1
Трое - 7.2
Четверо - 7.3
Более четверых - 7.4
Отец: не работает - 8.0 Работает - 8.1
Мать: не работает - 9.0 Работает - 9.1
Экономическое положение семьи:
Неблагоустроенность - 10.0
Средние, удовлетворительные условия
- 10.1
Достаток и благоустроенность - 10.2
Изобилие, прекрасные условия - 10.3
Здоровье родителей (отца, матери):Отягощенность
отца или матери:
Оба здоровы - 11.0
Сифилисом - 11.5
Психозами - 11.1
Эндокринными или сердечно-
Алкоголизмом - 11.2
сосудистыми болезнями - 11.6
Припадками - 11.4
Прочими заболеваниями - 11.7
Олигофренией - 11.4 12.
Здоровье ребенка:
Практически здоров - 12.0
Нарушения в физическом развитии (рост,
вес) - 12.1
Нарушения в движениях (скованность,
расторможенность, параличи, парезы, стереотипные
и навязчивые движения) - 12.2
Выраженная утомляемость – 12.3
Для проведения обследования готовности
ребенка к школьному обучению составлена
система методик, по каждой разработаны
шкальные оценки в соответствии с возрастными
особенностями детей 6-7 лет.
Каждая методика представлена в соответствии
с единым алгоритмом:
1) название методики
2) автор методики или ее модификации
3) назначение методики
4) оборудование для исследования
по методике
5)инструкция для обследуемого
6) процедура обследования, его продолжительность
и форма проведения
7) обработка результатов обследования
8) шкальные оценки результатов
9) возрастные нормы
10) интерпретация результатов.
По каждой психологической позиции и
по каждой методике разработана система
определения уровня развития ребенка.
Выделяется пять уровней по следующей
значимости:
1 уровень – очень высокий
2 уровень – высокий
3 уровень – средний (норма)
4 уровень – низкий
5 уровень – очень низкий (уровень
педагогической озабоченности).
В процессе использования каждой из конкретных
методик следует обращать внимание на
ряд общих моментов.
Понимание ребенком инструкции. Перед
предъявлением любого задания важно установит,
как воспринимает ребенок инструкцию,
понимает ли ее, а если нет, то делает ли
попытки понимать.
Характер деятельности при выполнении
задания. Важно установить выполняет ли
ребенок предложенное задание с интересом
или формально. Обратить внимание на степень
устойчивости интереса. Особое значение
имеют такие показатели, как целенаправленность
деятельности, способы решения предложенных
ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность
ребенка, умение в случае необходимости
пользоваться предложенной ему помощью.
Реакция ребенка на результаты, общая
эмоциональная реакция на факт обследования.
Фиксируются отношения к работе, реакции
на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения
позволяют подойти к результатам обследования
неформально, дают возможность проанализировать
структуру деятельности ребенка, вскрыть
ее особенности.
Нарушения речи фиксируются в процессе
проведения психологического обследования.
Детям с нарушением речи рекомендуется
консультироваться у логопеда.[6] Дети,
обнаружившие по психическому развитию
низкий и очень низкий уровень и составившие
группу риска и группу педагогической
озабоченности, проходят специальное
дополнительное углубленное психоневрологическое
обследование. Его результаты заносятся
в карту индивидуального обследования
ребенка на основе протоколов обследования.
Методические приемы для проведения
диагностического обследования ребенка
должно быть по возможности краткими –
экспресс-методиками, удобными для быстрого
изучения той или иной сферы личности
ребенка.
Диагностическое интервью не должно
быть длительным и скучным. Необходимо
применять разные модификации в соответствии
с возрастом детей и задачами диагностики.
Хорошо использовать с этой целью игрушки,
бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети
не умеют описывать свои чувства, им легче
их выразить в рисунках.
После проведения первичного знакомства
с ребенком, можно начинать собственно
психодиагностическое обследование.
Мы предлагаем систему методик для проведения
обследования готовности ребенка к школьному
обучению.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА. МЫШЛЕНИЕ.
МЕТОДИКА 1.1
Практически – действенное мышление
ЦЕЛЬ: оценка зрительно-моторной
координации, уровня практически-действенного
мышления.
ИНСТРУКЦИЯ: Перед тобой лежит лист бумаги.
Представь себе, что кружки – это кочки
в болоте, помоги зайцу пробежать по этим
кочкам, чтобы не утонуть в болоте. Нужно
поставить точки посредине кружков (экспериментатор
показывает на своем месте, что точка ставится
одним прикосновением фломастера). Заяц
должен пробежать по болоту за полминуты.
Когда я скажу “стоп”, нужно остановиться.
Сколько раз можно дотронуться до кружочка?
Как нужно ставить точки? (Верно, начинай).
ПРОЦЕДУРА: Работа может быть организована
как индивидуально, так и в группе из 3-4
человек. Она продолжается 30 секунд до
команды “стоп”!
ОБРАБОТКА: Учитывается общее количество
точек, поставленных за 30 секунд и число
ошибок. Ошибками считаются точки вне
кружков, точки, попавшие на окружность.
Вычисляется коэффициент успешности выполнения
задания:
п – п I , где п – число точек за 30 секунд;
п
По коэффициенту определяется уровень
успешности выполнения задания: