Гражданское воспитание старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности гражданского воспитания старшеклассников.
Объектом работы является процесс гражданского воспитания старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Предмет работы — педагогические условия эффективности гражданского воспитания старшеклассников .
Методы исследования: структурный, функциональный, сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, изучение передового педагогического опыта.

Содержание работы

Реферат. с. 3
Введение. с. 4
1. Значение и основы гражданского воспитания личности. с. 7
2. Организация воспитательной работы по формированию гражданского
воспитания подростков в Республике Беларусь. с. 15
3. Модели гражданского воспитания старшеклассников. с. 22
Заключение. с. 28
Список литературы. с. 30

Файлы: 1 файл

Контрольная Рубин.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

                   

                                                План.

         Реферат.                                                                                             с. 3

         Введение.                                                                                           с. 4

         1. Значение и основы гражданского воспитания личности.         с. 7

         2. Организация воспитательной работы по формированию гражданского

              воспитания подростков в Республике Беларусь.                    с. 15

         3. Модели гражданского воспитания старшеклассников.          с. 22

          Заключение.                                                                                    с. 28    

          Список литературы.                                                                       с. 30

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Реферат.

 

Общая характеристика работы:   В современных условиях демократизации государства и становления гражданского общества в Республике Беларусь резко возрастает необходимость гражданского воспитания подрастающего поколения, нашему развивающемуся обществу нужны разносторонне образованные, нравственно и социально устойчивые граждане, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономики, политики и культуры.

В ходе исследования выявим противоречия между потребностью общества в гражданском воспитании старшеклассников и реальными возможностями его осуществления в деятельности общеобразовательных учреждений, а также недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы.

Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности гражданского воспитания старшеклассников.

Объектом работы является процесс гражданского воспитания старшеклассников в общеобразовательном учреждении.

Предмет работы — педагогические условия эффективности гражданского воспитания старшеклассников .

Методы исследования: структурный, функциональный, сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, изучение передового педагогического опыта.                              

 

 

                                      Введение.

Сегодня нельзя ставить  и решать актуальные вопросы социального  и духовного развития человека и общества, в том числе школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Гражданственность - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства

Возрастание роли гражданского общества в нашей республике, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения . Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления.

Необходимость глубокого  внимания к проблеме гражданского воспитания вызвана также процессами, происходящими  в молодежной среде.

В науке созданы предпосылки  для решения обозначенной выше проблемы в трудах классиков о педагогики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).

Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах  по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, О.С. Богданова, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Д. Никандров, Т.А. Стефановская, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.). проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др.[3,с. 78]

Анализ научных исследований позволяет констатировать их несомненную  теоретическую и практическую значимость для решения проблемы гражданского становления личности, однако следует отметить, что большинство этих подходов были оформлены во второй половине XX века и не отражают реалий современного этапа общественного развития. В современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Поиск путей разрешения данных противоречий делает актуальной выбранную тему.

Предмет изучения данной работы - гражданское воспитание. Цель работы - выявить и обосновать ведущие  парадигмы становления и развития гражданского воспитания школьников в Республике Беларусь, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданского воспитания; объект изучения – воспитание старшеклассников.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

- проделать научно-педагогический  анализ опыта гражданского воспитания  школьников;

- определить научно-практический потенциал гражданского воспитания в современной воспитательной практике, разработать концептуальные основы построения моделей.

Теоретической основой  исследования служили положения:

- теории персонализации  и развития личности;

- теории формирования гражданственности;

          - психолого-педагогические концепции гуманистической направленности и целостного развития личности в педагогическом процессе;

- концепции регионализации  образования ;

- идеи демократизации  образования .

Тема, цель, и задачи исследования обусловили выбор комплекса методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ и обобщение опыта педагогической практики гражданского воспитания. Работа имеет следующую структуру: введение, две главы и заключение.[1,с.143-145]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               1. Значение и основы гражданско воспитания личности.

 

Гражданское воспитание - это часть воспитания в целом, одно из его основных направлений. На личностном уровне гражданственность  выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Под патриотизмом и гражданственностью понимается любовь к Родине, преданность  своему Отечеству, стремление служить  его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения.

На целевом уровне воспитание гражданственности у детей и молодежи, помимо направленности на формирование социально значимых качеств, фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса - успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как личности, как индивидуальности, как субъекта деятельности.

Гражданско-воспитывающее обучение в сущностном плане характеризуется:

- социальной направленностью;

- единством гражданского воспитания с патриотическим, духовно-нравственным, экологическим и другими видами воспитания в процессе обучения;

- воспитанием школьников  в процессе сознательной, активной, творческой учебной деятельности, актуализации социально значимого  и полезного поведения;

- ведущей ролью содержания преподаваемых дисциплин в гражданском воспитательном воздействии на школьников;

- возрастным подходом  к выбору технологий гражданского воспитания детей в учебном процессе;

- личным примером и  авторитетом преподавателей (учителей) как граждан своей страны;

Гражданское воспитание в настоящее время рассматривается как одно из наиболее приоритетных направлений работы образовательных учреждений всех типов и уровней, особенно средней школы. Это не случайно, поскольку дети и молодежь составляют основную объектную базу гражданского воспитания, а школа - ведущее учреждение, где закладываются основы гражданско-патриотического становления подрастающего поколения - будущего нашей страны.

Как показывают исследования, основным каналом эффективного воспитательного  воздействия в данной области  на учащихся является учебный процесс, его богатый воспитательный потенциал. Содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность; четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения; отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между обучаемыми; личный качества учителя, его педагогическое мастерство; общий режим и атмосфера учебного процесса школы - вот те основные факторы, оказывающие необходимое влияние на школьников в учебном процессе общеобразовательной школы.[13]

В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009г. отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеком, осознал свою сопричастность происходящему, ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития Республики Беларусь. Сегодня мир пришел к пониманию того, что основой решения глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный [1].

Гражданское воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.[15]

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая  проблему гражданского воспитания , усилия прежде всего следует сосредоточивать  на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Движение белорусского общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному  государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже  недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания [1].

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по гражданскому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций [2].

 

Гражданское воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Большую роль в воспитании гражданственности играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов  этих стран [1].

Информация о работе Гражданское воспитание старшеклассников