Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности гражданского воспитания старшеклассников.
Объектом работы является процесс гражданского воспитания старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Предмет работы — педагогические условия эффективности гражданского воспитания старшеклассников .
Методы исследования: структурный, функциональный, сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, изучение передового педагогического опыта.
Реферат. с. 3
Введение. с. 4
1. Значение и основы гражданского воспитания личности. с. 7
2. Организация воспитательной работы по формированию гражданского
воспитания подростков в Республике Беларусь. с. 15
3. Модели гражданского воспитания старшеклассников. с. 22
Заключение. с. 28
Список литературы. с. 30
Третье направление: «А память священна», соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно со школьным музеем. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия: сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры, создаются рукописные книги, альбомы о жизни и борьбе пионеров в годы Великой Отечественной войны и об их вкладе в Победу, приглашаются ветераны на пионерские сборы, организуются встречи с ветеранами в школьном музее, походы по местам боевой славы по территории района, проводятся акции по благоустройству памятников и могил погибших в годы войны, фестиваль «Песни военных лет», оформляется фотоэкспозиция «Памяти павших будьте достойны», где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны, а также проводятся экскурсии в Брестскую крепость-герой, мемориальный комплекс Хатынь, Курган Славы.
Четвертое направление:
«Спадчына», с помощью возрождения
национальной культуры вызывается интерес
у школьников к фольклору, народным
праздникам и обрядам. Основными
формами организации
Пятое направление: «Природа—наш дом, ты—хозяин в нем», природа является также одним не мало важным фактором в формировании гражданственности. Данное направление включает в себя проведение экскурсий на природу, походов выходного дня, многодневных походов и экспедиций; экскурсий на предприятия, в Беловежскую пущу, по Беларуси, организация природоохранной деятельности (экологические акции: посадка леса, благоустройство родников и муравейников, уборка мусора, сбор семян и т. д.) и научно-исследовательской работы (работа над научными экологическими проектами в рамках районных, областных, республиканских конкурсов), а также проведение республиканского конкурса «Наш чистый лес» и республиканских и областных конкурсов научных эколого-биологических работ школьников [13].
Большое значение в процессе формирования гражданских качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей – родителей. Поэтому школы активно стараются подключить семью к процессу воспитания. В учреждениях образования проводятся различные мероприятия участие в которых принимают не только дети, но и их родители. Например, в одной из школ города Гомеля новогоднее заседание КВН родители готовили вместе со своими детьми, разделившись на несколько команд, каждая из которых готовила свой сценарий. Или ко дню Защитника Отечества в той же школе была выпущена фотогазета “Чему я учусь у своего отца” и проведено спортивное состязание “Отцы – сыновья”, а накануне 8 марта на классном вечере был проведен рыцарский турнир, посвященный мамам. Дети читали стихи, сложенные в честь матерей, звучали признания в сыновней любви, рождались и цветочные аппликации, со словами благодарности подаренные матерям . Взаимоотношение детей и родителей очень важно в процессе формирования личности, так как семья имеет огромное влияние на ребенка, то школы просто обязаны заручиться их поддержкой и помощью.[14]
3. Модели гражданского воспитания старшеклассников.
Модели гражданского
воспитания должны формироваться и
развиваться в рамках воспитательной
системы школы, и занимать особое
место и приобретать все
Выпускник школы демократического государства в процессе обучения должен овладеть знаниями о правах человека, о государственных и общественных институтах, обладать умением критически мыслить, анализировать политическую ситуации, сотрудничать с другими людьми, приобщаться к ценностям современной цивилизации, включая уважение к правам других и терпимость, воспитывать в себе желание участвовать в общественно-политической жизни. Все это заложено в задачах воспитывающих сред воспитательной системы школы.
Гражданское воспитание
тесно связано с другими
Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта с учетом национальных и культурных особенностей должна позволять ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмыслять личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Все это должно складываться в единую воспитательную систему.[2,с.78]
На мой взгляд, воспитательная
система, имеющая гражданскую
Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения воспитательных задач свидетельствуют об эффективности воспитательной системы и ее составной части - модели гражданского воспитания.
Воспитательная система
школы - это система ценностно-
Воспитательная система
- это система целостная и
Таким образом, цель гражданского воспитания - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства, через создание условий для формирования гражданской компетентности личности, владеющей системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки и позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности.[7,с.230]
Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:
Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.
Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.
Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.
Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.
Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.
Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект и результат воспитательной системы школы.
Центральное место в воспитательной системе школы должно занимать формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.
Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:
- идея согласования ценностей поколений,
- идея приобретения
навыков осознанного выбора и
понимание личной
- идея оптимально организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель - это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в гражданском обществе.
II группа ценностей
- ценности, отражающие культурно-
На современном этапе, когда в Беларуси происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры наше страны, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурные достижения своей страны. Важно сформировать у старшеклассников опыт активного социального действия, восприятие своих гражданских умений, действий, опыта защиты интересов своей группы.
III группа - личностные ценности.
Принципы гражданско-правового воспитания:
1. Принцип гуманизации.
Означает приоритет
2. Принцип развития. Основывается
на взаимосвязи социального и
индивидуального развития. Оно обеспечивает
согласование развития
3. Принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.
4. Принцип коллективной
деятельности. Личность должна уметь
согласовываться с другими. В
правильно организованной
5. Принцип разумной
требовательности. Основывается на
развитии правового
6. Принцип возрастного
подхода. Каждый возрастной
7. Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый старшеклассник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где подросток приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
8. Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Подростки должны чувствовать себя гражданами страны, действовать на ее благо.
9. Принцип согласования. Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей, формирования толерантного отношения к другим людям[9,с.134-140]
На мой взгляд, реализация модели гражданского воспитания в рамках воспитательной системы школы будет способствовать формированию и развитию гражданской ответственности, социальной активности участников образовательного процесса, если:
- в модели гражданского
воспитания будут
- дополнительное образование
будет нацелено на
- будет уважительное и внимательное отношение к увлечениям, ценностям, культурным приоритетам подростков и старшеклассников, к их субкультуре, к их миру; но вместе с тем будет формироваться позитивное отношение к общекультурным ценностям, традициям и историческому наследию Отечества;
- будут созданы оптимальные
условия для совместной
- будет учитываться
мнение меньшинства при
Таким образом, данная модель
воспитания гражданственности у старшеклас