Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель работы: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности гражданского воспитания старшеклассников.
Объектом работы является процесс гражданского воспитания старшеклассников в общеобразовательном учреждении.
Предмет работы — педагогические условия эффективности гражданского воспитания старшеклассников .
Методы исследования: структурный, функциональный, сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, изучение передового педагогического опыта.
Реферат. с. 3
Введение. с. 4
1. Значение и основы гражданского воспитания личности. с. 7
2. Организация воспитательной работы по формированию гражданского
воспитания подростков в Республике Беларусь. с. 15
3. Модели гражданского воспитания старшеклассников. с. 22
Заключение. с. 28
Список литературы. с. 30
Заключение.
В данной работе были изучены и проанализированы основные направления гражданского воспитания, раскрыта сущность понятия гражданственность. Также на примерах различных мероприятий, проводимых с целью воспитания гражданской культуры личности были изучены основные методики и подходы по ее формированию.
В результате проведения данного исследования подтвердилась важность формирования гражданственности у старшеклассников в условиях современной школы для развития полноценной личности и дальнейшего процветания нашей республики. Как и нравственность в целом, гражданственность носит деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.
Процесс выработки нравственных представлений по данному вопросу осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже. [10,с.23]
В воспитании гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, а так различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности.
К социально-педагогическим условиям оптимизации гражданского воспитания, мы относим, прежде всего, последовательную реализацию принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение к идее политехнического образования, организацию производительного труда школьников, их допрофессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических колледжей и лицеев, создание в школах ремесленных классов по типу дореволюционных для освоения детьми народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения информационно-компьютерными технологиями.
Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.
Модели гражданского воспитания старшеклассников должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении государством.[11,с.178]
Литература.
1. Авдонин В.С Исторический
компонент в концепции гражданс
2. Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 9.
3. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990.
4. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей.
5. Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. - М.: "Педагогика", 1986.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: "Юрайт", 2000.
7. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. -№ 1.
8. Овчинникова И.Г. Будь гражданин. - М.: "Знание", 1989.
9. Подгорнов А,В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: (на материале доп. Образования): Автореф. Дис.канд. пед. наук. Петрозаводск, 1998
10. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. - М.: Университет, 2001. - С.97-100.
11. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002.
12. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - №4.
13. Финогенова, А. В Гражданское воспитание молодежи через ученическое самоуправление [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.bgam.edu.by/bgam.
14. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи
в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.vsu.by/magistratura/ped.
15. Методические рекомендации «Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году» [Электронный ресурс].- Режим доступа www.umk.gorodgomel.by.