Гуманистическая психология Карла Роджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Содержание работы

Введение.
1. Карл Роджерс - основоположник гуманистической психологии.
1.1 Биографическая справка.
2. Гуманистическая психология Карла Роджерса. 2.1.Основные положения теории "клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии".
2.2. Свойства отношений, которые способствуют личностному росту.
2.3. Четыре качества, необходимые для развивающего общения.
3. О групповой психотерапии.
3.1. Стадии группового развития.
3.2.Терапевтические возможности группы.
3.3. Использование концепции развития личности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Педагогика и психология.Гуманистическая психология Карла Роджера.docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)

Гуманистическая психология  Карда  Роджерса.                                                                   Содержание:

 Введение.

1. Карл Роджерс - основоположник гуманистической психологии.

1.1 Биографическая справка.

 2. Гуманистическая психология Карла Роджерса.                                                                  2.1.Основные положения теории "клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии".

2.2. Свойства отношений, которые способствуют личностному росту.

2.3. Четыре качества, необходимые для развивающего общения.

3. О групповой психотерапии.

3.1. Стадии группового развития.

3.2.Терапевтические возможности группы.

3.3. Использование концепции развития личности.

 Заключение.

 Список использованной  литературы.

 Введение.

С точки зрения гуманистической  психологии люди - в высшей степени  сознательные и разумные создания без  доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое  направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Сторонниками гуманистических  взглядов, рассматривающих людей, как  активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать  стиль жизни, который ограничен  только физическими или социальными  воздействиями можно назвать  таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт,  Роджерс,  Маслоу и др.

Центральным звеном личности, по К.Роджерсу, является самооценка, представление человека о себе, «Я-концепция», которая порождается во взаимодействии с другими людьми. Благодаря К.Роджерсу явления самосознания и самооценки, их функции в поведении и развития субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований

1. Карл Роджерс - основоположник гуманистической психологии.

  «Карл Роджерс - один из патриархов психологической науки XX столетия. Вместе с тем, его философия, воплотившись в личностном подходе в психотерапии, для многих его современников, коллег и людей профессионально далеких от психологии, приобрела метафизическое звучание и значимость системы моральных принципов.

 Вся научная теория и практика Карла Роджерса как психотерапевта на протяжении шести десятилетий, начиная с середины 1920-х годов и вплоть до его смерти в 1987 году в возрасте 85 лет, были всецело посвящены проблемам человеческого общения и понимания, утверждению принципов, на которых должно строиться совершенно особое "терапевтическое отношение", выходящее, однако, за пределы сугубо терапевтической ситуации, поскольку тут речь идет об универсальной модели распределения ответственности, компетенции, инициативы в рамках подлинного партнерства.

 Карл Роджерс был пионером в разработке нового парадигмально значимого подхода в области психотерапии, известного и признанного сегодня как "недирективный", "клиентоцентрированный" и "личностноцентрированный" подход. Ему принадлежит безусловное лидерство в развитии и распространении метода интенсивной групповой терапии, основанного на взаимодействии индивидуального опыта в групповом общении »1. Он был одним из ведущих деятелей движения гуманистической психологии 60-80-х годов, которое и сегодня не утратило своего влияния, затрагивая самые широкие сферы общественной жизни.

1.1 Биографическая справка

 Роджерс  Карл (1902-1987), американский психолог и педагог. Родился в Оук-Парке (шт. Иллинойс) 8 января 1902. Учился в Висконсинском университете, готовился к карьере священника в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. В семинарии заинтересовался психологией и поступил в педагогический колледж Колумбийского университета. В 1928 получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 - степень доктора.

  Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге "Клиническая работа с проблемными детьми" 1939г. Позднее интересы ученого переместились на психотерапию и разработку подхода, известного как "недирективное консультирование" и описанного в вызвавшей полемику работе "Консультирование и психотерапия" 1942г. Роджерс пришел к выводу, обсуждаемому в работе "Центрированная на клиенте терапия" 1952г., что установки консультанта имеют большее роль, чем его техника. Условия, необходимые для "психотерапевтического изменения личности", создаются, если консультант способен продемонстрировать три существенных качества: "конгруэнтность", т.е. подлинность, реальность, свободу от фасада; "эмпатию", т.е. понимание мира, как его видит клиент, и вероятность донести это понимание до клиента; и "безусловное позитивное отношение", т.е. признание личности клиента и уважение к нему, независимо от его проблем или степени антисоциальности.

 Книги Роджерса "Психотерапия и личностное изменение"1954г. и "Терапевтические отношения с больными шизофренией" 1967г. представляют собой исследования терапевтического процесса. Хотя достижения Роджерса приветствовались коллегами, только после публикации его избранных эссе в книге "Взгляд на психотерапию. Становление человека" 1961г; рус. перевод 1994г. труды ученого привлекли внимание широкого круга читателей-неспециалистов.

 В 1960-е годы Роджерс стал лидером движения, получившего название "групп встреч" (групповой психотерапии), заинтересовался движением молодежи конца 1960-х и начала 1970-х годов за альтернативные жизненные стили. Среди основных работ этого периода - "Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование" 1969г; "O группах встреч" 1970г; и "Стать партнерами: брак и его альтернативы" 1973г. Умер Роджерс в Ла-Джолле (шт. Калифорния) 4 февраля 1987г.

 2. Гуманистическая психология Карла Роджерса .

  Карл Роджерс является одним из основателей гуманистической психологии.

  Что же такое гуманистическая психология?

"Гуманистическая психология, или "третья сила" в психологии, как научное течение возникла в 50-х годах XX-го века, противопоставляя себя двум уже существующим направлениям - бихевиоризму и психоанализу. На основе гуманистической ориентации появилось движение за развитие потенциала человека, ценности которого разделяли ученые, педагоги, деловые люди, священники и представители других интеллектуальных профессий"2.

 К. Роджерс - необыкновенный исследователь развития личности человека.

 "Тайна становления Роджерса как психолога гуманистической ориентации, вероятно, связана с его личностью и тысячами часов интимного общения в час психотерапевтических сеансов с самыми разными людьми с поставленной задачей помочь им в учебных, профессиональных, личных и супружеских проблемах"3.   Будучи увлечен психотерапией, Роджерс стал не только психотерапевтом, но и выдающимся исследователем развития личности человека. Вероятно, в основе этого лежало его особое отношение к науке. К. Роджерсу принадлежит открытие положительной сути человеческой личности.

2.1. Основные положения теории клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии.

 Моменты, характерные  и для человекоцентрированного подхода к психотерапии, и для любого помогающего взаимоотношения.

1. Безоценочное принятие каждого чувства, каждой мысли, каждого смысла, каждого изменения направленности.

2. Глубокое понимание  чувств и личностных смыслов,  обнаруживаемых в своем опыте,  требует от партнера а общении всей сензитивности, на которую он только способен.

3. Дружеское общение в ходе поиска самого себя.

4. Доверие к "мудрости  организма", ведущее к ядру проблем.

5. Помощь клиенту в  том, чтобы он полно ощутил свои чувства.

 Указание на все  эти моменты, быть может, прояснит  то обстоятельство, что человекоцентрированный подход в психотерапии приводит к весьма неуловимому, зачастую запутанному процессу, обладающему своим собственным органичным течением. Чтобы сделать тот самый процесс возможным, психотерапевту крайне важно быть полностью присутствующим в качестве понимающего и проявляющего заботу человека, однако наиболее решающие события происходят в чувствах и ощущениях клиента.

2.3. Свойства отношений, которые способствуют личностному росту.

 В этой области не  проводилось много исследований, но то, что есть, возбуждает интерес  и вызывает на размышления.  Интересные доказательства содержит  тщательное изучение отношений между родителем и ребенком. Из всех сочетаний различных отношений к детям наиболее способствует развитию отношение "принятие - демократичность". Дети, имеющие с родителями теплые и равноправные отношения, показали ускорение интеллектуального развития, развитие творчества, эмоциональной защищенности и контроля; они менее возбудимы, чем дети, не имеющие с родителями таких отношений. Хотя сначала их социальное развитие шло медленно, к школьному возрасту они стали популярными, доброжелательными, неагрессивными лидерами.

  В тех случаях, где отношение родителей было определено как "активно отвергающее", у детей наблюдалось небольшое отставание в умственном развитии, относительно плохое использование своих способностей и некоторое отставание в творчестве. Они были эмоционально неустойчивы, непослушны, агрессивны и склонны ссориться. Дети родителей с другими видами отношений по своим качествам относятся к группе, промежуточной между этими двумя"4.

2.4. Четыре качества, необходимые для развивающего общения.

1 качество – конгруэнтность.

«Конгруэнтность - термин, который  мы используем для обозначения точного  соответствия нашего опыта и его  осознания. Это значит, что мне надо быть в курсе своих собственных чувств настолько хорошо, насколько это быть может, а не показывать какое-либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. Откровенность также включает стремление проявлять в словах и поведении свои различные чувства и отношения. Только так мои отношения могут быть правдивыми, а это очень важно.

В моих отношениях с другими  людьми я обнаружил, что не получится  ничего хорошего, если я буду представлять из себя того, кем на самом деле не являюсь. Налаживанию отношений не поможет ни маска, выражающая спокойствие и довольство, если за ней скрывается озлобленность и угроза; ни дружеское выражение лица, если в душе ты враждебно настроен; ни показная уверенность в себе, за которой чувствуется испуг и неуверенность. Я обнаружил, что это справедливо более того для менее сложных уровней поведения. Не поможет, если я веду себя так, как будто я здоров, в то час как я чувствую себя больным5. Если я не слышу, что происходит во мне, не воспринимаю этого из-за моей собственной защитной реакции, не дающей вероятность осознать свои чувства, тогда и происходит неудача.

 В исследованиях было  обнаружено, что именно это свойство  конгруэнтности нами связано  с успешной психиатрией. Чем  больше искренен и конгруэнтен терапист в отношениях к клиенту, тем больше вероятность того, что в личности клиента произойдут изменения"6.

"Конгруэнтность - это  соответствие нашего опыта и  его осознание. Что же такое  осознание опыта или более  того "чувствование опыта"? Часто  наблюдается следующая схема: "Я  такой-то и такой-то, но я такие  испытываю чувства, которые совсем  не соответствуют тому, что я  есть, я люблю своих родителей,  но иногда они вызывают у  меня такое, удивляющее меня, горькое  чувство. Я на самом деле  плохой, но иногда мне кажется, что я лучше других"

 Таким образом, сначала  говорится: "Мое "Я" отличается от части моего опыта.

 Далее…: "Возможно во мне несколько "Я"

 Еще позже… "Я - это  весь мой внутренний опыт"7.

2 качество - принятие себя таким, какой ты есть.

«Мне стало легче принимать  себя как несовершенного человека, который, конечно, отнюдь не действует  во всех случаях так, как бы он хотел. Возникает любопытный парадокс - когда  я принимаю себя таким, каков я есть, я изменяюсь"

  "Быть тем, кто ты есть - значит полностью стать процессом. Только когда человек может в большей степени стать тем, кто он есть, быть тем, что он отрицает в себе, возникает какая-то надежда на изменения. Подразумевает ли это быть злым, неконтролируемым, разрушительным?

  Весь ход переживаний в психотерапии противоречит этим страхам. Чем больше человек способен разрешать своим чувствам принадлежать ему и течь свободно, тем более они занимают соответствующее место в общей гармонии чувств. Он обнаруживает, что у него есть и другие чувства, с которыми выше названные смешиваются и уравновешивают их. Он чувствует себя любящим, нежным, внимательным и сотрудничающим, так же как и враждебным, похотливым и злым. Он чувствует интерес, живость, любопытство, также как лень или безразличие. Его чувства, когда он живет рядом с ними и принимает их сложность, действуют скорее в созидательной гармонии, чем увлекают его на какой-нибудь другой путь, не поддающийся контролю. Исходя из моего опыта, существовать во всей полноте, как уникальное человеческое существо, отнюдь не является процессом, который можно назвать плохим. Более подходящее название - "положительный, конструктивный, реалистический, достойный доверия процесс"8.

 Чтобы принять себя  таким кокой ты есть, Роджерс предлагает осуществлять несколько правил.

Первое из них: "Прочь  от слова "должен". "Некоторые  индивиды с "помощью" своих родителей  так сильно впитали в себя понятие "Я должен быть хорошим" или "Мне  следует быть хорошим", что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели".

 Другое правило: "Прочь  от соответствия ожиданиям". "Один  из моих пациентов говорил  с большим пылом: "Я так длительно  пытался существовать согласно  тому, что было значимо для  других людей, а для меня  на самом деле не имело никакого  смысла! Я чувствовал, что в каком-то  отношении представляю собой  существенно большее". Он старался  уйти от этого - быть тем,  кем его хотели видеть другие"9.

 Третье правило: " Вера в свое "Я". Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что "хорошие писатели так не пишут". Но к счастью он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейн проявлял необычную забывчивость относительно того факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того, чтобы уйти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, полагать по-своему, быть самим собой как можно глубже и искреннее"10.

Информация о работе Гуманистическая психология Карла Роджера