Гуманистическая психология Карла Роджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

Содержание работы

Введение.
1. Карл Роджерс - основоположник гуманистической психологии.
1.1 Биографическая справка.
2. Гуманистическая психология Карла Роджерса. 2.1.Основные положения теории "клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии".
2.2. Свойства отношений, которые способствуют личностному росту.
2.3. Четыре качества, необходимые для развивающего общения.
3. О групповой психотерапии.
3.1. Стадии группового развития.
3.2.Терапевтические возможности группы.
3.3. Использование концепции развития личности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Педагогика и психология.Гуманистическая психология Карла Роджера.docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)

  Четвертое правило: "Положительное отношение к себе самому". "Одной из важных конечных целей психотерапии является то, когда индивид чувствует, что он нравится себе, искренне ценит себя как целостное функционирующее существо. При этом возникает чувство спонтанного свободного удовольствия, примитивная радость жизни, подобная той, которая возникает у ягненка, пасущегося на лугу, или у дельфина, резвящегося в воде"11.

"При успешной психотерапии  изменяется отрицательное отношение  к себе и увеличивается положительное.  Это не любовь к себе в  сочетании с бахвальством и  не самолюбование с претензией, это довольно-таки спокойное самоудовлетворение от того, что ты есть.

3 качество - это принятие другого человека.

«Чем более я принимаю другого человека, чем более он мне нравится, тем более я способен создать те отношения, которые он сможет использовать. Под принятием  я понимаю теплое расположение к  нему как к человеку, имеющему безусловную  ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств. Это значит, что он вам нравится, вы уважаете его как индивида и хотите, чтобы  он чувствовал по-своему. Это значит, что вы принимаете и уважаете весь спектр его отношений в данный момент независимо от того, положительные они или отрицательные, противоречат его прежним отношениям или нет. Это принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира другого человека создает для него теплоту и безопасность в отношениях с вами, а защищенность, проистекающая от любви и уважения, мне кажется, является очень важной частью помогающих отношений.

 Я нашел, что искренне  принимать другого человека и  его чувства отнюдь не так  просто, во всяком случае, не проще,  чем понимать его. Действительно  ли я могу позволить другому  человеку чувствовать враждебность  ко мне? Могу ли я принимать  его гнев как действительную  и законную часть его личности? Могу ли я принять его, если  он смотрит на жизнь и ее  проблемы совсем по-другому, чем  я? Могу ли я принимать человека, который прекрасно относится  ко мне, обожает меня и хочет  быть таким, как я? Все это  входит в принятие человека, и  все это нелегко. Я думаю,  что в нашей культуре все  подвержены следующему штампу: каждый  человек должен чувствовать, полагать  и верить также, как я. Мы обнаруживаем, что нам очень трудно позволить детям, родителям или супругам чувствовать по-другому в отношении каких-либо проблем. Однако мне кажется, что различия между людьми, право каждого человека реализовать свой злободневный опыт по-своему и найти в нем смысл - все это бесценные возможности жизни"12.

4 качество - эмпатическое понимание.

Эмпатическое понимание - означает "понять страх, гнев или  смущение другого, как будто они  ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева или смущения, связанных с ними".

"Хорошие отношения  с другим человеком значимы  лишь постольку, поскольку у  меня есть постоянное стремление  понимать его - тонкая эмпатия его чувств и высказываний, как он их представляет себе в тот самый момент. Принятие не стоит многого до тех пор, пока в него не входит понимание. Только тогда, когда я понимаю чувства и мысли, которые кажутся вам такими ужасными, такими глупыми, такими сентиментальными или эксцентричными, только когда я понимаю их так, как вы, и принимаю их так же, как вы, - только тогда вы на самом деле чувствуете в себе свободу исследовать все сильно скрытые расщелины и укромные уголки вашего внутреннего опыта"13.

"…Исключительно важно  позволить себе понимать другого  человека. Наша первая реакция  на большинство утверждений других  людей состоит скорее в немедленной  их оценке, чем в понимании.  Когда кто-то выражает какое-то  чувство, отношение или верование,  мы почти немедленно думаем: "Это  правильно" или "Это глупо", Это ненормально", Это неразумно", "Это неверно", Это нехорошо". Очень редко мы позволяем себе  точно понять, какой смысл имеет  это утверждение для собеседника.  Если бы я позволил себе  понять другого, я мог бы  сам измениться после этого  понимания. А мы все боимся  измениться. Поэтому нелегко позволить  себе понять человека до конца  и полностью, понять его точку  зрения и чувства. Это также  случается редко.

Понимание другого обогащает нас с двух сторон. Работая с клиентом, страдающим от личных проблем, чувствующим, что жизнь слишком тяжела, чтобы ее перенести, считающим, что он ничего не стоит и страдающим от чувства неполноценности, или с психопатом с его причудливым внутренним миром и, понимая их всех, - каждый раз чувствуешь, что обогащаешь себя. Воспринимая их злободневный опыт, я изменяюсь, становлюсь другим, вероятно, более отзывчивым человеком. И более важно, это то, что мое понимание дает им вероятность измениться. Оно дает им вероятность принять собственные страхи, причудливые мысли, чувство горя и упадок духа, так же как и свое мужество, доброту, любовь и нежность. И их опыт, и мой говорят о том, что, если кто-то полностью понимает их чувства, они способны сами принять их. И после этого клиенты обнаруживают, что и чувства и они сами - изменяются14".

 Итак, для развивающего  общения необходимы следующие условия:

 Конгруэнтность;

 Принятие себя;

 Принятие других;

 Эмпатическое понимание.

3. О групповой психотерапии.                                                                                                                                      

 Групповая терапия  - является одной из основных  техник, которую использовал Карл Роджерс в своих работах.

  "Более 35 лет в центре моей профессиональной жизни были консультирование и психотерапия индивидов. И почти 35 лет назад я понял, что и в группе можно достичь не менее эффективных изменений в установках и поведении. С тех пор мой интерес к группе никогда не ослабевал, но лишь последние 7-8 лет я работаю над групповой психотерапией как над одной из двух основных проблем, волнующих меня в профессиональном смысле (другая, по-моему, состоит в том, что нашим учебно-воспитательным заведениям крайне необходима большая свобода)"15.

 В теоретическую основу  групповой психотерапии легли,  с одной стороны учение Левина и психология Гештальта, и с иной, - клиентоцентрированная терапия. За последнее время течение обогатилось новыми теориями и разработками16.

3.1 Стадии группового  развития.

 К. Роджерс, в результате многолетней практики в области групповой психотерапии, пришел к выводу, что каждая группа проходит несколько стадий своего развития.

1.Замешательство. Лидер или посредник группы объявляет участникам в самом начале, что не собирается управлять группой и что всем предоставляется полная свобода действий. Вполне конечно, что люди поначалу теряются, смущаются, наступают неловкие паузы, разговор почти не поддерживается, общение носит поверхностный характер.

2. Нежелание раскрыться  или высказаться. Обычно участники  сначала показывают приятель  другу лишь свою "оболочку", а то, что спрятано за ней. проявляется не сразу, со страхами и опасениями.

3. Описание пережитого. Люди  рассказывают о фактах из своей биографии.

4. Выражение отрицательных  эмоций. Первые важные непосредственные  эмоции носят отрицательный характер  и относятся к другим членам группы или к посреднику.

5. Выражение и исследование  важного для личности материала.  Участник понял: эта группа  частично принадлежит ему. И  он может помочь развитию группы. Отрицательные эмоции были выражены  и приняты, или не совсем  приняты, в любом случае без  катастрофических последствий. А  значит тут есть, хотя и рискованная, но свобода. Затем в группе устанавливается атмосфера доверия, и участник решает рискнуть - раскрыть хоть немного для других свое "я".

6. Выражение спонтанных  чувств между участниками группы. Включение участника в жизнь  группы отмечено открытым выражением  его непосредственных чувств  и переживаний по отношению  к окружающим.

7. Развитие в группе  способности исцелять. Одна из  наиболее удивительных сторон  жизни любой группы психотерапии - проявляющаяся естественная и  спонтанная способность многих  участников облегчать и исцелять  боль и страдание окружающих17.

3.2 Терапевтические возможности группы.

  "Если в группе возникает серьезная ситуация (например, кто-то очень странно ведет себя, проявляя элементы психопатии), я полагаюсь на участников: они не менее, а иногда и более меня способны успешно проводить терапию. Профессиональный эскулап часто мыслит шаблонно и ему проще повесить ярлык на чье-то поведение, например: "Типичный параноик!" В результате он несколько отстраняется от человека и смотрит на него скорее как на объект терапии. В то же час неискушенный участник продолжает относиться к больному как к личности, и насколько мне понятно, подобное отношение приносит существенно больше пользы. Поэтому если в поведении кого-либо из участников наблюдаются явные отклонения, я больше надеюсь на мудрость группы. Это и унижает, и вдохновляет. И я убеждаюсь, какие невероятные возможности помогать другим таятся в каждом обыкновенном человеке, и как успешно они используются, если только вручить им свободно проявиться"18.

1. Самоприятие и начало изменений. Многие понимают, что прежде чем измениться, им надо пройти период самоприятия. Пример: "Я очень властный человек и люблю командовать. Мне на самом деле нравится использовать людей как материал для создания каких-то новых форм. Внутри меня как бы живет обиженный и затравленный мальчишка и ему очень жалко самого себя. Внешне я компетентный и квалифицированный руководитель, а на самом деле - это мальчишка".

2. Разрушение оболочки. Постепенно  в группе создается атмосфера  неприятия того из участников, кто продолжает прятаться за маску или ширму.

3. Налаживается обратная связь между участниками. В час свободного непосредственного общения участник получает массу информации о том, каким его видят другие.

4. Столкновение. Хотя столкновения  могут быть и положительными, существенно чаще они бывают отрицательными.

5. Истинное общение. Более  тесный и прямой контакт между  участниками, - существенно реже встречающийся в обычной жизни, истинное сопереживание, истинное общение.

6. Выражение положительных  чувств и близости. Один из  участников, пытаясь подвести своеобразный  итог встреч группы, так описал  свои ощущения: "…Это то, что  я называю утверждением - неким  утверждением себя, утверждением  уникальности и, одновременно, универсальности  личностных качеств каждого, утверждением, что что-либо позитивное может  произойти лишь когда мы сообща станем человечнее…"

7. Поведенческие изменения  в группе. В самой группе происходят  большие поведенческие изменения.  Меняются жесты. Меняется тон  беседы - то твердый, то нежный, почти постоянно натуральный,  возбудимый. Участники проявляют  удивительно вдумчивое и заботливое отношение друг к другу.

3.3 Использование концепции развития личности.

 «Теоретические идеи Роджерса, его концепция развития личности и помогающих отношений могут использоваться везде, где общаются люди и группы людей: в менеджменте, медицинской практике, в отношениях между государствами. Начиная с 60-х годов и до настоящего времени его идеи оказывают очень большое влияние на методы и практику образования. Из всех представителей гуманистической психологии К. Роджерс был единственным, кто создал свою собственную концепцию обучения. В системе взглядов на обучение К. Роджерса работа учителя сравнивается с работой терапевта, который не формирует человека, стараясь отлить его в форму, задуманную ранее, а помогает ученику найти в себе то положительное, что в нем уже есть, но искажено, забито, спрятано».

Заключение.

 Подход, получивший название "клиентоцентрированная психотерапия" был основан Карлом Роджерсом - выдающимся психологом, исследователем и психотерапевтом. На сегодняшний день клиентоценрированный подход является одним из наиболее влиятельных и обширно распространенных, наряду с психоанализом и поведенческой психологией. В своем самоопределении люди опираются на собственный опыт. Каждый человек имеет уникальное поле опыта или "феноменальное поле", которое содержит "все, происходящее в любой данный момент внутри оболочки организма, и потенциально может быть осознано". Поле опыта ограничено биологически и психологически. Подход в существенно большей степени опирается на стремление человека к развитию, здоровью и адаптации.

 Терапия - это обретение  клиентом свободы расти и развиваться.  Опора на чувства, в меньшей  степени - на интеллектуальное  осознание ситуации; занимается  непосредственно ситуацией, а  не прошлым человека. Предпочтение  отдается термину "клиент", а не "пациент", так как пациент  - больной человек, нуждающийся  в помощи и обращающийся за  ней к специально обученным  специалистам. Клиент же - человек.  Который просит об определенной  услуге, полагая, что он не может  чего-то сделать один. Здесь есть равенство клиента и терапевта, которое исключается в случае пациент - эскулап.

  Психотерапия - реализация существующих у потенциального клиента способностей, а не искусная манипуляция более или менее пассивной личностью. Клиент тут способен понимать свои собственные трудности и проблемы, продолжает направлять процесс. Формировать цели терапии, инициирует изменение поведения, которые хочет.

Информация о работе Гуманистическая психология Карла Роджера