Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 02:52, реферат
На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки- воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться) .Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).
Введение
Сущность понятия духовно-нравственное воситание.
2Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
3Роль церкви в воспитании молодежи
4. Роль политической системы
5. Воспитание нравственности и духовности
Заключение
Список используемой литературы
Под "духовно-нравственным воспитанием"
понимается процесс содействия духовно-нравственному
становлению человека, [6] формированию у него
- нравственных чувств (совести, долга,
веры, ответственности, гражданственности,
патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия,
кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к
различению добра и зла, проявлению самоотверженной
любви, готовности к преодолению жизненных
испытаний),
- нравственного поведения (готовности
служения людям и Отечеству, проявления
духовной рассудительности, послушания,
доброй воли).
В России духовно-нравственное воспитание
традиционно содействовало
Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
В этой связи, методологической основой
духовно-нравственного
- культурно-историческом (на основе примеров
отечественной истории и культуры),
- нравственно-этическом (в контексте нравственного
православно-христианского учения о человеке,
цели его жизни и смысле отношений с другими
людьми, Богом, миром),
- этнокультурном (на основе национальных
православных традиций русского народа).
Актуальность духовно-
В
настоящее время Россия переживает
один из непростых исторических периодов.
И самая большая опасность, подстерегающая
наше общество сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической
системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют
над духовными, поэтому у молодых
людей искажены представления ο
доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и
«Хаос
и неразбериха современной
У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.
Актуальность
проблемы духовно-нравственного
Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Какова
же сущность основных понятий и факторы
развития духовно-нравственного
В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».
В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.
Под
понятием духовность традиционно обозначалась
совокупность проявлений духа в мире
и человеке. В социологии, культурологии,
а ещё чаще в публицистике «духовностью»
называют объединяющие начала общества,
выражаемые в виде моральных ценностей
и традиций, сконцентрированные, как
правило, в религиозных учениях
и практиках, а также в художественных
образах искусства. В рамках такого
подхода, проекция духовности в индивидуальное
сознание называется совестью. В этой
связи следует отдельно поговорить
о религии как значимой части
духовной культуры. Происхождение слова
религияи его первоначальное значение
до сих пор вызывают споры. Одни считают,
что оно связано с понятиями
«благочестие, предмет поклонения»,
другие возводят его к латинскому
глаголу «связывать, соединять» (мир
людей и мир
К
сожалению, в системе мировосприятия
большинства современных людей
представление о религии
Следует особо подчеркнуть, что религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.
Россия
— многонациональная страна. В
ней исторически сосуществует множество
культур, часто выросших в рамках
своих религиозных традиций. Поэтому
новое поколение россиян, не обладая
знаниями о религиях и их роли в
российской истории, просто не сможет
обустраивать свою страну. Без элементарных
знаний о религиозной стороне
жизни невозможно правильно разобраться
в событиях прошлого и настоящего.
Религии всегда были и продолжают
оставаться стержнем в жизни различных
цивилизаций, определяя их своеобразное
лицо. Кроме того, без знаний о
религиях трудно разобраться в мировых
политических процессах, в причинах
современных конфликтов и войн. Как
ни парадоксально, войны конца XX века
очень часто имеют религиозную
подоплеку или оперируют
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.[6] Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. "Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека".[7]
С. С. Аверинцев дает антропологическое определение нравственности. "Не буду предлагать тысяча первой дефиниции морали, – пишет он, – воздержусь и от попыток глубокомысленно противопоставлять друг другу "этику", "мораль", "нравственность"; этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус "умственности". Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из окликания совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть – глубина, ум – свет; мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину.»
С.
С. Аверинцев вводит в обиход понятие
"совесть", как голос как "оклик"
из глубин человеческих, голос не связанный
с социумом, но умом услышанный и
осознанный, совесть как проявление
естественного нравственного
В Нагорной проповеди Господь дает заповедь, замечательную по краткости и ясности, которая охватывает всю гамму человеческих чувств и нравственные основы бытия: «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).
Нравственность
– это присвоение человеком (то,
что стало частью его «я») моральных
ценностей, требований к себе и другим,
и, наконец, перспектива совершенствования.
Духовно-нравственное воспитание должно
базироваться на изучении социокультурного
опыта предшествующих поколений, представленного
в культурно-исторической традиции. Система
ценностей традиции складывалась на протяжении
многих столетий. Она вбирала в себя опыт
поколений, под влиянием истории, природы,
географических особенностей территории,
на которых жили народы России.
Одним
из важных условий духовно-нравственного
образования является использование
этнокультурных традиций народов того
региона, где оно осуществляется.
Воспитание гражданина и патриота,
знающего и любящего свою Родину, неосуществимо
без глубокого познания духовного
богатства своего народа и приобщения
к его этнокультуре.
Одна из проблем современного образования
состоит в том, что в процессе воспитания
не соблюдается историческая преемственность
поколений. Молодежь лишается возможности
брать пример с людей, живших в прошлом,
не знают, как люди решали свои проблемы,
что стало с теми, кто пошел против высших
ценностей, и с теми, кто смог изменить
свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.
Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.
Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура человека.
«…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров»,- Альберт Лиханов.
1. Роль церкви в воспитании молодежи
Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. Киселев изложил это так :-“Он “упростил” свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники .За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте.”2 К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное к власти машин в прямом и переносном смысле, потому - что человек утративший способность сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом выполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернуться к Богу услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия.