Гуманистическая роль учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 02:52, реферат

Описание работы

На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки- воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться) .Уровень культуры и понятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).

Содержание работы

Введение
Сущность понятия духовно-нравственное воситание.
2Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
3Роль церкви в воспитании молодежи
4. Роль политической системы
5. Воспитание нравственности и духовности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Московский Государственный Областной.docx

— 44.81 Кб (Скачать файл)

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному  становлению человека, [6] формированию у него  
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),  
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),  
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),  
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному  становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению  с западным культурным человеком) возможность  иного, более полного и объемного  восприятия мира, своего места в  нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении  мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и  воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

В этой связи, методологической основой  духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России необходимо становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных  аспектах:  
- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),  
- нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром),  
- этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

Актуальность духовно-нравственного  воспитания молодежи на современном  этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале  экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых  людей искажены представления ο  доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и  жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела  ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных  для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются  внесупружеские, антиродительские и  антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. 

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого  фактора" высокие идеи - все это  следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек  не имеет возможности реально  оценить глубину нарушений и  характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в  обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается  в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние  рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном  обществе, безжалостно ликвидированы»

У молодого поколения в настоящее  время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. 

Актуальность  проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном  мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного  характера (это в первую очередь  средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства  молодого человека, на его формирующуюся  сферу нравственности.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Какова  же сущность основных понятий и факторы  развития духовно-нравственного воспитания. 

В повседневной жизни мы постоянно  используем многие сочетания со словами  «душа», «дух», «духовность», которые  отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном  научно-педагогическом знании эти понятия  игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в  духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». 

В педагогических источниках под «духовностью»  понимается состояние человеческого  самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения  людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и  т.д.

Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью»  называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей  и традиций, сконцентрированные, как  правило, в религиозных учениях  и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части  духовной культуры. Происхождение слова  религияи его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями  «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир  людей и мир сверхъестественный). Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.

К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей  представление о религии отсутствует. Для современного человека религия  перестала быть значимой частью внутреннего  духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства  наших современников она вытеснена  в сферу внешних элементов  архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение  понимания сути духовности в современной  культуре приводят к возникновению  кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Следует особо подчеркнуть, что религия  на протяжении веков и до наших  дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и  учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия  важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.

Россия  — многонациональная страна. В  ней исторически сосуществует множество  культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому  новое поколение россиян, не обладая  знаниями о религиях и их роли в  российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне  жизни невозможно правильно разобраться  в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных  цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о  религиях трудно разобраться в мировых  политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как  ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную  подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.

Если  судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется  человек; этические нормы; правила  поведения, определяемые этими качествами.[6] Как видим, в этом определении  понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия  «нравственность» и «мораль» часто  раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев  общества.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают  духовность и нравственность. "Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем ввиду, прежде всего, его  нравственный строй, способность руководствоваться  в своем поведении высшими  ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра  и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен  в той мере, в какой он действует  согласно высшим нравственным ценностям  человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений  духовности человека".[7] 

С. С. Аверинцев дает антропологическое  определение нравственности. "Не буду предлагать тысяча первой дефиниции  морали, – пишет он, – воздержусь и от попыток глубокомысленно  противопоставлять друг другу "этику", "мораль", "нравственность"; этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала  греческим, потом латинским, и под  конец славянским корнем. В латинском  слове для русского уха есть привкус "умственности". Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из окликания совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть – глубина, ум – свет; мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину.»

С. С. Аверинцев вводит в обиход понятие "совесть", как голос как "оклик" из глубин человеческих, голос не связанный  с социумом, но умом услышанный и  осознанный, совесть как проявление естественного нравственного закона. Человек может, услышав этот голос  послушаться его, но может его  и отвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе, и эта свобода нравственного  выбора есть основа личностного бытия  человека, его достоинство и привилегия. "Совесть, – пишет архимандрит  Платон (Игумнов), – является естественным духовным даром человеческой тварной  природы. Она выступает, как врожденная способность видеть, оценивать и  переживать события личной жизни  в свете нравственных понятий  и норм. Совесть – это выражение  всего нравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированная ее способность".

В Нагорной проповеди Господь дает заповедь, замечательную по краткости  и ясности, которая охватывает всю  гамму человеческих чувств и нравственные основы бытия: «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так  поступайте и Вы с ними, ибо в  этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Нравственность  – это присвоение человеком (то, что стало частью его «я») моральных  ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования. 
Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Одним из важных условий духовно-нравственного  образования является использование  этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо  без глубокого познания духовного  богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. 
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. 

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение  к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому  человеку.

В качестве критериев нравственного  воспитания в системе образования  выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных  качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных  различных ситуациях. В целом, это  можно определить как уровень  нравственной культуры личности.

Воспитание  и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского  интеллигента является самой важной задачей в процессе становления  личности. 

Интеллигентность  как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в  его образовании и культуре, честности  и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную  российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга  и гражданского достоинства, ответственности  перед народом и высокая личная культура человека.

«…духовное  единство народа и объединяющие нас  моральные ценности – это такой  же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и  решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система  нравственных ориентиров»,- Альберт  Лиханов.

1. Роль церкви в воспитании молодежи

 

Многие затрагивая подобную проблему говорят о том что  когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. Киселев изложил это так :-“Он “упростил” свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники .За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте.”2 К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное к власти машин в прямом и переносном смысле, потому - что человек утративший способность сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом выполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернуться к Богу услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия.

Информация о работе Гуманистическая роль учителя