Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 17:23, контрольная работа
Описание работы
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме психолого-педагогических особенностей развития детей с нарушениями слуха. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом, педагогическом, медико-социальном и во многих других аспектах. Становление и формирование психологических и личностных особенностей детей с нарушениями слуха – сложный и длительный процесс, обусловленной спецификой нарушения физического развития.
Содержание работы
1.Понятие с сущность данного вида отклонения. 2.Причины возникновения. 3.Классификация детей с нарушениями слуха. 4.Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха. 5.Диагностика детей с нарушениями слуха. 6.Серия коррекционно-развивающих игр для детей, имеющих нарушения слуха.
С детьми дошкольного возраста,
воспитывающимися в семье, продолжается
работа, начатая еще в раннем возрасте.
В дошкольный период обучения родители
должны
трезво оценивать достижения
в развитии ребенка. Переоценка родителями
успехов в обучении ребенка может иметь
тяжелые последствия в виде педагогической
запущенности, отставания в развитии от
сверстников, воспитывающихся в детском
саду. Если деятельность родителей по
воспитанию и обучению детей оказывается
малоуспешной, целесообразно начать обучение
в специальном детском саду или группе.
Родители должны систематически консультироваться
у сурдопедагога, который контролирует
развитие ребенка и результаты обучения,
может выявить сложные для родителей направления
работы, дать конкретные советы по продолжению
коррекционно-педагогической работы с
ребенком. Если есть такая возможность,
детям, воспитывающимся дома, целесообразно
посещать занятия в группах кратковременного
пребывания, где сурдопедагоги проводят
занятия с детьми в присутствии родителей,
дают рекомендации по поводу занятий дома.
Родителям, чьи дети воспитываются и обучаются
дома, важно поддерживать контакты с семьями,
в которых есть глухие и слабослышащие
дошкольники. Родителям необходимо постоянное
чтение литературы по проблемам воспитания
и обучения в семье детей с нарушениями
слуха дошкольного возраста. Большое значение
может иметь знакомство с публикациями
родителей, подготовленными на основании
своего опыта. Много таких статей предлагается
в разделе «Университет для родителей»
журнала «В едином строю». Основные требования
к организации и содержанию работы с дошкольниками,
имеющими нарушенный слух, в семье остаются
те же, что предъявляются и к работе с детьми
раннего возраста. Однако содержание работы
расширяется и углубляется по различным
направлениям. Организация работы с детьми
дошкольного возраста в семье. Воспитание
и обучение их происходит в течение всего
дня: в процессе режимных моментов (гигиенических
процедур, еды, прогулок), игр, свободной
деятельности. Ежедневно проводятся два
или три занятия с детьми, длительность
которых колеблется от 20 до 30 мин. Занятия
включают в себя различные виды работы,
чередование которых делает их неутомительными
для детей. Так же как и при организации
работы с детьми раннего возраста, обязательным
условием является создание слухоречевой
среды в семье, предполагающей постоянное
речевое общение с ребенком всех членов
семьи. Использование слуховых аппаратов
является еще одним фактором успешности
проведения работы с ребенком.В работах
различных специалистов подчеркивается
необходимость работы по всестороннему
развитию ребенка. Наиболее полно различные
направления работы с глухими и слабослышащими
дошкольниками и методика их проведения
представлены в работах А. А. Венгер, Г.
Л. Выгодской, Э. И. Леонгард; Б. Д. Корсунской
(1970); Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991).
Физическое воспитание в семье рассматривается
как одно из важнейших направлений развития
ребенка. Обучение основным движениям,
выполнение общеразвивающих упражнений
с предметами и без предметов, развитие
пространственной ориентировки и координации
движений, формирование правильной осанки
— таково содержание работы по физическому
воспитанию в семье. Родители могут успешно
вести эту работу, сочетая упражнения
с разнообразными играми детей на прогулках,
занятиях в спортивном уголке. В семье
должно проводиться и трудовое воспитание. На различных
этапах дошкольного периода она включает
в себя воспитание гигиенических навыков
и поведения в быту; хозяйственно-бытовой
труд, направленный на выполнение некоторых
обязанностей в семье; расширение представлений
о труде взрослых ; труд в природе, предполагающий
участие ребенка в работе на участке, уходе
за комнатными растениями; ручной труд,
в процессе которого дети учатся изготовлять
поделки из бумаги, картона, природного
материала. Ознакомление с окружающим
миром позволяет сформировать представления
об окружающих ребенка предметах, их свойствах
и назначении; явлениях живой природы(растениях,
животных), временные представления. Важнейшее
значение следует придавать наблюдениям
за деятельностью людей, условиями их
жизни, занятиям; обучению ориентированию
в окружающей обстановке; знанию различных
бытовых учреждений; усвоению норм поведения,
активизации их в собственном опыте ребенка
при общении с людьми. Ознакомление с окружающим
миром является основой для формирования
речи: усвоения значений слов, обозначающих
предметы, свойства, действия; понимания
фраз с этими словами; самостоятельного
использования вопросов, побуждени, ответов
на вопросы, сообщений в общении со взрослыми
и детьми. Этому разделу отводится важная
роль в социальном и познавательном развитии
дошкольников с нарушениями слуха. Познавательное
развитие ребенка также связано с проведением
игр и упражнений по развитию зрительного
восприятия(зрительное внимание, запоминание,
формирование целостного образа предмета,
развитие восприятия цвета, формы, величины,
пространственных отношений),развитию
наглядно-действенного, наглядно-образного,
элементов логического мышления, развитию
воображения.
Формирование элементарных
математических представлений дошкольников: дети в семье,
как и в детском саду, должны уметь считать
в пределах двадцати; освоить прямой и
обратный счет, счет группами; знать состав
числа в пределах десяти; уметь решать
примеры в пределах десяти; понимать и
решать простые задачи при условии наглядно
представленного условия. Математические
знания ребенка используются в различных
бытовых ситуациях, в играх, в связи с познаванием
окружающего мира, когда возникает потребность
использовать развития речи: обозначению
атрибутов игры, называнию ролей и определению
сюжета, общению с другими детьми различное
количество предметов , убирать часть
их, добавлять, распределять между участниками
и т. д. Игровая деятельность ребенка направлена
на формирование сюжетно-ролевой игры
, участие ребенка в ней наряду с другими
детьми, изготовление атрибутов и элементов
костюмов. Важно учить детей передавать
свои впечатления в играх, отражать отношения
между людьми и взрослыми, использовать
предметы- заместители ,воображаемые ситуации
и др. Как и в других видах деятельности,
важное значение придается игре как средству
в процессе игры. Развитие изобразительной
деятельности дошкольников в семье связано
с продолжением обучения рисованию, лепке,
аппликации, которое было начато на предыдущих
этапах развития ребенка. Обучение рисованию
направлено на умение передавать в рисунке
свои впечатления; уметь обследовать предметы
сначала с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно; отражать свойства предметов;
умение радоваться рисункам и лепным поделкам.
Важнейшим элементом работы по рисованию
является формирование замысла рисунка,
развитие сюжетного рисования ,лепки,
конструирования, соотнесение с реальными
предметами, людьми, событиями. Важное
значение придается развитию творчества
в про цессе рисования ,аппликации, конструирования.
Развитие изобразительной деятельности
тесно связано с расширением словаря и
использованием фразеологии — этот вид
деятельности может быть связан с обучением
рассказыванию. Все виды деятельности
ребенка носят развивающий характер и
являются основой для формирования речи:
накопления словаря, уточнения значений
слов и фраз, понимания и развития самостоятельной
речи. Весь речевой материал используется
в общении со взрослыми и другими детьми
в связи с наблюдениями за предметами
и явлениями, играми и упражнениями, различными
видами изобразительной деятельности
и конструирования. Работа по речевому
развитию глухих и слабослышащих детей
в семье требует также и организации специальных
занятий, где проводится планомерная работа
по развитию устной и письменной речи
детей. Обучение произношению строится
на основе развивающегося слухо-зрительного
восприятия ребенка при систематическом
использовании фонетической ритмики.
Рекомендуется проведение двух 5—10-минутных
занятий по фонетической ритмике в течение
дня. На них проводится работа по вызыванию
звуков, произнесению их в слогах и, главное,
в словах, фразах. В процессе занятий по
фонетической ритмике используются упражнения,
направленные на развитие речевого дыхания, слитности, ритма
речи, интонации. Детей старшего дошкольного
возраста учат использовать в речи некоторые
нормы орфоэпии. Обучение чтению. В работе с дошкольниками
в семье оно имеет большое значение. При
обучении чтению используется методика
послогового чтения, которая подкрепляется
работой с разрезной азбукой, собственным
письмом ребенка печатными буквами (Э.
И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991). Для формирования
чтения первоначально в процессе разных
видов деятельности, в быту, в играх широко
используются таблички с написанными
печатным шрифтом словами и фразами ,которые
вначале ребенок воспринимает целостно,
а постепенно, по мере овладения чтением,
начинает прочитывать по слогам. Принципиально
важно уточнять правильность понимания
прочитанных слов и фраз. С этой целью
после чтения слова ребенок указывает
на предмет, выполняет действие, отражает
свое понимание в рисовании, лепке и других
видах деятельности. Для формирования
навыков осознанного чтения рекомендуется
изготовление и чтение книжек-самоделок,
отражающих события из жизни ребенка.
Рисунки в книжке делают сначала взрослые
при участии ребенка, а затем сами дети.
Изготовление книжек-самоделок и их неоднократное
чтение поддерживает у ребенка интерес
к чтению. Постоянное чтение подписей
к картинкам, материала различных занятий,книжек-самоделок
должно подвести к формированию навыка
чтения адаптированных и неадаптированных
текстов, пониманию их содержания. В качестве
одного из важных средств развития внимания,
воображения, словесной памяти рассматривается
рассказывание, в процессе которого взрослый
рассказывает ребенку короткие рассказы,
сказки. Для лучшего понимания содержания
в качестве наглядной опоры используются
игрушки, фигурки действующих лиц, картинки.
Ребенка учат следить за эмоциональным
рассказом взрослого. Многократное рассказывание
одних и тех же историй в занимательной,
доступной для ребенка форме приводит
к тому, что постепенно он сам начинает
пересказывать сначала фрагменты рассказов,
а затем и целые истории. В процессе рассказывания
у старших дошкольников может развиваться
творческое отношение: придумывание продолжения
рассказов, а потом и самостоятельное
сочинение небольших историй и сказок.
Для закрепления структуры слова, уточнения
звукобуквенного состава используется
письмо печатными буквами, сначала в виде
списывания слов с табличек и запоминания
их, а затем и письмо слов и фраз по памяти.
Для формирования интереса к письму используются
разнообразные методические приемы: подписывание
рисунков, письмо-поручение, письмо-просьба,
слухозрительные и слуховые диктанты.
Старшие дошкольники должны уметь написать
отчет о выполненных ими действиях, о выполняемых
действиях других людей, дать описание
сюжетной картинки, написать несколько
связных предложений о выходных днях.
Все написанное ребенком обязательно
должно уточняться в плане понимания значения
написанных слов и фраз. Развитие речи
ребенка, овладение произносительной
стороной речи тесно связано с развитием
речевого слуха, расширением представлений
о звуках окружающего мира. В дошкольный
период продолжается поэтапное формирование
слухового восприятия речи, начатое в
ранний период развития ребенка. Детей
учат различать и опознавать знакомый
(на слух) речевой материал, т. е. воспринимать
его сразу на слух, без наглядной основы.
Опознавание детьми знакомого речевого
материала способствует формированию
в долговременной слуховой памяти акустических
образов, оперированию ими в процессе
восприятия речи. Параллельно проводится
работа по различению новых слов, словосочетаний,
фраз, которые знакомы ребенку в письменной
и устной формах. В соответствии с последовательностью
работы по развитию слухового восприятия
детям постепенно начинают предъявляться
на слух и новые слова, незнакомые по звучанию,
а затем и совсем незнакомые по значению
и по звучанию слова. Накопление слухового
словаря, которое происходит на специальных
занятиях, в быту, в разных видах деятельности,
становится условием полноценного усвоения
данного материала, обеспечивает формирование
смысловой и произносительной стороны
слов и фраз различного типа. Работа по
развитию слухового восприятия тесно
связана с работой над произношением,
так как весь предъявляемый на слух материал
ребенок воспроизводит устно и в процессе
уточнения акустических образов происходит
дифференциация и уточнение звуко -слоговой
и ритмико-интонационной характеристики
слов и фраз. В процессе развития слухового
восприятия увеличивается расстояние,
с которого дети воспринимают речевой
материал с аппаратом и без него. Глухих
и дошкольников учат воспринимать голос
нормальной громкости, а слабослышащих
— и шепот. Результаты работы по развитию
слухового восприятия, естественно, будут
разными у слабослышащих и глухих детей
в зависимости от состояния слуха, сроков
слуховой тренировки. Развитие слухового
восприятия обеспечивается также в ходе
восприятия неречевых звучаний: дифференциации
различных музыкальных инструментов,
голосов животных и птиц, количества звучаний,
мужского и женского голосов, сольного
и хорового исполнения. Одним из средств
развития слухового восприятия является
восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта,
природных шумов. Воспитание и обучение
неслышащего ребенка в семье создает для
этой работы значительно больше возможностей
по сравнению с условиями детского сада.
Работа по формированию речи, развитию
слухового восприятия в семье включается
во все звенья педагогической деятельности
родителей и может быть связана со всеми
моментами жизнедеятельности ребенка.
Условиями эффективности воспитания и
обучения ребенка с нарушенным слухом
в семье является постоянная помощь и
контроль за развитием ребенка со стороны
сурдопедагогов сурдокабинетов, групп
кратковременного пребывания, Центров
реабилитации слуха и речи, где консультируют
родителей по вопросам. В России существует
дифференцированная система дошкольных
учреждений для детей с нарушениями слуха
раннего и дошкольного возраста. С учетом
состояния слуха и речи организуются дошкольные
учреждения двух типов: для глухих и для
слабослышащих детей. Их деятельность
регулируется «Типовым положением о дошкольном
образовательном учреждении» (1995). Глухие
и слабослышащие дети раннего и дошкольного
возраста могут воспитываться и обучаться
в различных образовательных учреждениях:
Дошкольные образовательные учреждения
компенсирующего вида для детей с нарушениями
слуха открываются органами образования
при условии наличия достаточного числа
глухих или слабослышащих детей. Группы
в дошкольных образовательных учреждениях
компенсирующего вида для детей с нарушениями
слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической
комиссии. В дошкольное образовательное
учреждение компенсирующего вида принимают
глухих и слабослышащих детей с полутора-двух
лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости
от сроков поступления в детский сад (с
двух или трех лет)рассчитан на пять лет
или на четыре года. Допускается функционирование
дошкольного образовательного учреждения
(группы) в дневное и ночное время, а также
круглосуточно, в выходные и праздничные
дни. Предусматривается и свободное посещение
детьми дошкольного образовательного
учреждения. В детских садах компенсирующего
вида для глухих или для слабослышащих
детей могут открываться группы для детей
со сложными дефектами (сочетание двух
и более нарушений).При определении содержания
воспитательно- образовательного процесса
педагогический коллектив может руководствоваться
имеющимися программами воспитания и
обучения глухих и слабослышащих детей
дошкольного возраста, а также выбирать
из комплекса вариативных общеразвивающих
и коррекционных программ в соответствии
с индивидуальными особенностями воспитанников(возраста,
состояния слуха, речи, интеллекта и т.
п.). В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими
группами входят и компенсирующие — для
детей с нарушениями слуха. Как правило,
в зависимости от состояния слуха и речи
детей при дошкольных образовательных
учреждениях создаются группы для глухих
или для слабослышащих детей. Совместное
воспитание и обучение глухих и слабослышащих
детей в одной группе не рекомендуется.
Группы состоят из детей одного возраста
или смежного. Детские сады (группы) общеразвивающего
вида. Здесь возможно
интегрированное обучение глухих, слабослышащих
или позднооглохших дошкольников. Для
детей с нарушениями слуха могут быть
организованы индивидуальные коррекционно-развивающие
занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом,
логопедом), педагогом-психологом. Дошкольные
группы, отделения в специальных (коррекционных)
школах, школах-интернатах для не слышащих,
слабослышащих и позднооглохших детей.
Дошкольные группы при школах для не слышащих
или для слабослышащих и позднооглохших
детей рассчитаны на обеспечение развития
и подготовку к школе детей дошкольного
возраста. В дошкольные отделения (группы)
принимаются дети с двух-трех лет в зависимости
от имеющихся условий. В некоторых случаях
организуются группы для детей старшего
дошкольного возраста, специальное обучение
которых по разным причинам ( позднее выявление
нарушений слуха, текущие заболевания
ребенка и др.) начинается в более поздние
сроки. В течение двухлетнего периода
проводится общеразвивающая и коррекционная
работа и направленная на подготовку дошкольников
к обучению в первом классе школы для глухих
или слабослышащих детей. При организации
и определении содержания воспитания
и обучения глухих детей педагоги могут
руководствоваться Программой воспитания
и обучения в дошкольных группах при школах
для глухих детей. Программа рассчитана
на двухлетний срок коррекционно-воспитательной
работы в дошкольных группах. Педагоги
используют программы, рекомендованные
детским садам для глухих и слабослышащих
детей, а также могут разрабатывать и выбирать
вариативные коррекционные и общеразвивающие
программы. Образовательные учреждения
для детей дошкольного и младшего школьного
возраста «начальная школа — детский
сад» компенсирующего вида для глухих
или слабослышащих детей. В структуре
данного образовательного учреждения
могут быть группы детей пред дошкольного
возраста, детского сада, а также классы
начальной школы для слабослышащих или
для глухих детей. В образовательных учереждениях
«начальная школа — детский сад» реализуются
две образовательные программы: дошкольного
образования и начального школьного образования
глухих или слабослышащих и позднооглохших
детей. Основными средствами обеспечения
преемственности в коррекционной работе
являются педагогические технологии непрерывного
коррекционного воспитания и обучения
детей с нарушениями слуха, построенные
с учетом особенностей психофизического
развития детей дошкольного или школьного
возраста, ведущих для каждого этапа видов
деятельности, форм организации общеразвивающей
и коррекционной работы: игры, занятия,
свободная деятельность детей — в дошкольном
учреждении; уроки, внеурочные формы организации
детей — в школе. В настоящее время с целью
оказания систематической коррекционно
педагогической помощи, консультирования
родителей по вопросам воспитания и обучения
детей с нарушениями слуха в дошкольных
образовательных учреждениях разных видов
могут быть организованы группы кратковременного
пребывания. Они могут создаваться
при детских садах компенсирующего вида
для детей с нарушениями слуха, при детских
садах комбинированного вида, в состав
которых входят компенсирующие группы,
а также при дошкольных отделениях при
школах для глухих и слабослышащих. Группа
является структурным подразделением
дошкольного образовательного учреждения.
Комплектование групп осуществляется
психолого-медико-педагогической комиссией.
Обучение в условиях кратковременного
пребывания рекомендуется для детей с
нарушениями слуха младенческого и раннего
возраста; для детей с легкой степенью
тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих
дошкольных учреждениях; для внезапно
оглохших детей; для детей с комбинироваными
нарушениями, которые не могут посещать
специальный детский сад, но нуждаются
в коррекционной помощи; для детей, которым
противопоказано посещение детского сада,
а также для тех детей с нарушениями слуха,
которые воспитываются дома и не посещают
специальный детский сад. Основная организационная
форма работы — индивидуальные занятия
и занятия малыми группами (по 2—3 ребенка)
при обязательном присутствии родителей.
Занятия с учителем-дефектологом организуются,
как правило, два раза в неделю, а при необходимости
и пожеланию родителей могут проводиться
чаще или реже. Психолого-педагогическая
помощь дошкольникам с нарушениями слуха
оказывается в сурдологических кабинетах
и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие
занятия с детьми, консультируют родителей
по вопросам воспитания и обучения детей
в семье, ведут контроль за развитием детей
,интегрированных в дошкольные образовательные
учреждения. В последние годы с целью организации
медицинской и психолого-педагогической
помощи детям с нарушениями слуха в различных
регионах России стали организовываться
центры реабилитации слуха и речи. В таких
центрах проводят диагностику нарушений
слуха, медико-психолого-педагогическое
изучение детей, оказывают медицинскую
помощь, организуют индивидуальное слухопротезирование.
В структуре данных учреждений, как правило,
существует детский сад или группы для
глухих и слабослышащих дошкольников.
В центрах реабилитации слуха и речи используется
вербо-тональная методика, разработанная
специалистами центра. В основу комплектования
групп в дошкольных учреждениях для глухих
и слабослышащих детей раннего и дошкольного
возраста положено «Типовое положение
о дошкольном образовательном учреждении»
(1995). При организации групп необходимо
учитывать также критерии, в соответствии
с которыми обеспечивается правильный
подбор детей и учитываются индивидуальные
особенности их развития. Учет состояния
слуха и речи ребенка при направлении
его в группу специального детского сада. Организуются
ясли и детские сады для глухих и для слабослышащих
детей. В дошкольных учреждениях смешанного
типа организуются самостоятельные группы
как для глухих, так и для слабослышащих
детей. Раздельное обучение глухих и слабослышащих
детей обусловлено различным исходным
уровнем слухоречевого развития, темпами
формирования речи, что реализуется в
разных программах обучения для глухих
и для слабослышащих детей, в основе которых
лежат различные возможности использования
слуха для формирования речи, применение
различных методов обучения. Позднооглохшие
дети, не полностью утратившие речь, направляются
в группы для слабослышащих детей. В некоторых
случаях в детские сады для слабослышащих
детей по решению психолого-медико-педагогической
комиссии направляют глухих детей с речью,
сформированной в результате систематических
занятий родителей с ребенком в семье.
При комплектовании групп для слабослышащих
детей большое значение имеет учет уровня
речевого развития. Желательно, чтобы
в одни группы объединялись дети с одинаковым
уровнем речевого развития, потому что,
например, пребывание детей с фразовой
речью в среде неговорящих может негативно
отразиться на качестве их устной речи.
Учет возраста ребенка со сниженным слухом. В дошкольных учреждениях
организуются группы:
—группа детей пред дошкольного
возраста — от полутора-двух до трех лет;
—младшая группа — от трех
до четырех лет;
—старшая группа — от пяти
до шести лет;
—подготовительная группа
— от шести до семи лет.
В некоторых случаях, когда
число групп в дошкольном учреждении меньше
указанного выше, в группы могут направляться
дети смежного возраста, например в младшей
группе могут оказаться дети, которым
уже исполнилось четыре года. В этом случае
сурдопедагог проводит работу по подгруппам,
в которые объединяются дети одного возраста.
Учет имеющихся сложных недостатков в
развитии, т. е. сочетания снижения слуха
с олигофренией в степени дебильности,
ДЦП, нарушениями эмоционально-волевой
сферы и др. В дошкольных учреждениях компенсирующего
вида создаются группы для детей со сложными
недостатками в развитии. В такие группы
принимаются дошкольники четырех-пяти
лет. Наполняемость группы — до пяти детей.
В тех случаях, когда число детей со сложными
дефектами меньше пяти и нет возможности
создать специальную группу, их обучение
может осуществляться по разработанной
индивидуальной программе. В группы для
детей со сложными дефектами не принимаются
слепоглухие; дети с нормальным слухом
без речи; умственно отсталые в степени
имбецильности и идиотии; дети с психопатоподобным
поведением; с текущими психическими заболеваниями
(эпилепсия); дети с тяжелыми нарушениями
моторики, нуждающиеся в индивидуальном
уходе. В последнее десятилетие в сурдопедагогике
стали активно обсуждаться проблемы интеграции
дошкольников, имеющих нарушения слуха,
со слышащими детьми в условиях дошкольных
учреждений общего типа. Это связано с
изменениями социально-экономических
условий жизни, обновлением государственной
образовательной политики, направленной
на большее разнообразие форм воспитания
и обучения детей, активное участие родителей
в воспитании детей. Интерес к данной проблеме
существовал всегда, еще в тот период,
когда число специальных дошкольных учреждений
было невелико и не соответствовало потребностям
в обучении детей с нарушениями слуха.
Многие отечественные и зарубежные специалисты
отмечали важность общения детей, имеющих
нарушение слуха, с их нормально слышащими
сверстниками. Чаще всего инициаторами
обучения плохослышащих детей совместно
с нормально слышащими являются родители,
которые занимаются с детьми дома. А с
целью развития малышей в условиях коллективных
видов деятельности родители стремятся
к устройству плохослышащих детей в массовые
дошкольные учреждения. Нередко мотивом
определения ребенка с нарушенным слухом
в массовое дошкольное учреждение служит
отдаленность специального дошкольного
учреждения, нежелание пребывания ребенка
в условиях интерната в течение пяти дней.
Важным стимулом для родителей является
также пребывание ребенка с нарушенным
слухом в нормальной речевой среде, формирующей
появление у него потребности в словесном
общении. Чаще всего объединение плохослышащих
детей со слышащими происходит под контролем
специалистов и при активном участии родителей.
Многочисленные публикации родителей
из своего опыта подтверждают эффективность
такой модели развития неслышащего ребенка.
Нередко интеграция носит характер вынужденной
в связи с отсутствием специального дошкольного
учреждения по месту жительства плохослышащего
ребенка и не содержит компонентов коррекционного
обучения. Такая стихийная интеграция
без систематической работы родителей,
специальной подготовки воспитателей
массовых дошкольных учреждений, контроля
за развитием дошкольника со стороны специалистов
имеет в некоторых случаях и негативные
результаты: дети отстают в развитии по
сравнению с воспитанниками специальных
дошкольных учреждений, нередко находятся
в стороне от коллектива слышащих детей
и остро переживают свою отстраненность,
оказываются неподготовленными ни к массовой
, ни к специальной школе. В нашей стране
проблема изучения возможностей воспитания
глухих и слабослышащих дошкольников
в массовых детских садах и школах получила
развитие благодаря исследованиям Э. И.
Леонгард, развернутым в 60-е гг. По ее мнению,
посещение глухим ребенком массового
детского сада возможно при условии систематических
занятий родителей, хорошего протезирования
детей слуховыми аппаратами, наличия у
них устной речи . Цель посещения массового
детского сада автор видит в пребывании
глухого ребенка в нормальной речевой
среде, общении с говорящими детьми. Настаивая
на необходимости раннего всестороннего
воспитания и обучения детей в семье, обеспечивающего
высокий уровень общего и речевого развития
глухих и слабослышащих, Э. И. Леонгард
считает, что «обучение в массовой школе
не является самоцелью», оно становится
«следствием нормализации жизни детей
в семье и в детском саду» (1998, с. НО). Воспитание
в массовом детском саду и обучение в массовой
школе детей с нарушенным слухом должны
обеспечиваться в результате высокого
уровня общего развития и речевой подготовки
детей, активного участия родителей в
процессе нормализации их жизни. В последнее
десятилетие интерес к проблеме интеграции
детей с нарушениями слуха в массовые
дошкольные учреждения возрос благодаря
изучению зарубежного опыта воспитания
и обучения детей с отклонениями в развитии.
Интегрированное обучение детей с нарушениями
слуха рассматривается во многих странах
как часть общей интеграции детей с отклонениями
в развитии, имеющей основной целью социальную
адаптацию к условиям жизни в обществе.
В качестве одного из основных теоретических
положений интегративного подхода рассматривается
право на равные возможности образования
для всех, провозглашенное рядом международных
документов, и прежде всего Конвенцией
о правах ребенка (1989), а также решениями
ряда международных конференций по обучению
детей со специальными нуждами. Отклонения
в развитии рассматриваются в рамках интегрированного
подхода к обучению как отсутствие среды,
соответствующей нормализации жизни ребенка
с теми или иными проблемами. Интегрированное
обучение нередко рассматривается не
наравне со специальным, а в противовес
ему. Подчеркивается значимость совместного
обучения детей с проблемами в развитии
для формирования гуманистических чувств
у нормально развивающихся детей. Зарубежными
специалистами рассматриваются различные
формы интеграции по степени взаимосвязи
детей, имеющих отклонения, со своими сверстниками
(Т. Jonsson , 1994). Так называемая физическая
интеграция означает присутствие в детском
саду или школе детей с отклонениями, которые
объединены в специальную группу или класс
и лишь физически присутствуют в массовом
саду или школе: никакого взаимодействия
с нормальными детьми не происходит. При
функциональной интеграции дети находятся
в специальных группах или классах, однако
дистанция между детьми с отклонениями
в развитии и обычными ребятами сокращается
за счет проведения общих занятий по музыке,
физкультуре, изобразительной деятельности,
организации общих праздников, объединения
детей во время перемен. Наиболее высокий
уровень — социальная интеграция, когда
дети с отклонениями обучаются в обычных
группах и классах, в условиях которых
формируются спонтанные связи и отношения.
При этом важно добиться реализации принципа
«полное участие и равенство». Ряд специалистов
подчеркивают, что нахождение ребенка
с отклонениями в обычных условиях не
может быть самоцелью, ибо это лишь первый
шаг на пути к полноценной реабилитации
.В последние годы в некоторых странах
развиваются теоретические основы и практические
мероприятия по реализации «инклюзивного»
обучения (inclusive education), при котором ребенок
с отклонениями, в том числе и с нарушениями
слуха, обучается в школе по месту жительства.
В такой школе должны быть созданы все
условия для его обучения: использование
индивидуализированных методов обучения,
адаптированных программ, специальных
обучающих средств и материалов. При данном
подходе ребенок включен во все элементы
жизни детей в классе. Ответственность
за обучение ребенка полностью несет школа,
в штатном расписании которой должен быть
педагог, специально подготовленный к
работе с детьми, имеющими отклонения
в развитии. В задачи педагога входит помощь
учителю, в классе которого могут находиться
дети с разными нарушениями, в том числе
и с недостатками слуха. Предполагается
обеспечение ребенка слуховыми аппаратами,
привлечение к работе родителей, адаптация
программ, повышение уровня подготовки
педагогов, создание позитивного климата
в школе, консультирование ребенка специалистами
и контроль за его развитием, создание
служб медицинской, психологической и
социальной поддержки.
Дети с нарушениями слуха, принятые
в массовые дошкольные и школьные учреждения,
рассматриваются дифференцированно с
точки зрения используемых средств обучения.
Для слабослышащих детей с речью рекомендуются
использование слуховых аппаратов, при
необходимости — использование стационарной
звукоусиливающей аппаратуры, контроль
за развитием ребенка, а при необходимости
— консультативные занятия сурдопедагога
диагностического центра. При интеграции
глухих детей, не владеющих словесной
речью и пользующихся жестовой, ставится
задача обучения жестовой речи нормально
слышащих детей, привлечение к работе
с ребенком сурдопереводчика, который
помогает ему в восприятии и понимании
материала уроков или занятий. Модели
интеграции, развиваемые в настоящее время
в ряде стран, имеют ряд позитивных сторон,
и прежде всего направленность на социальное
развитие детей с отклонениями, формирование
уверенности в себе и в своих возможностях
полноценной жизни в обществе. Идеи интегрированного
обучения, развиваемые в нашей стране,
всегда основывались на необходимости
достижения ребенком с нарушенным слухом
равного со слышащими детьми уровня развития,
участия на равноправных началах во всех
видах деятельности в детском саду и школе.
В настоящее время изучаются возможности
интеграции глухих и слабослышащих детей
дошкольного и школьного возраста, разрабатываются
различные формы пребывания детей в массовых
дошкольных учреждениях и школах (И. М.
Гилевич, Л. И. Тигранова; Э. И. Леонгард;
Э. В. Миронова, Н. Д. Шматко). Среди различных
форм интегрированного воспитания дошкольников
называются группы для дошкольников с
нарушенным слухом при массовых детских
садах, интегрированные дошкольные группы
, в которых плохослышащие дети воспитываются
вместе со слышащими, интеграция отдельных
детей в группы массового детского сада.
Создание специальных групп для дошкольников
с нарушениями слуха в массовых дошкольных
учреждениях рассматривается как один
из наиболее распространенных вариантов,
удобных для развития плохо-слышащих детей.
Э. В. Миронова и Н. Д. Шматко (1995) рассматривают
несколько моделей интегрированного обучения,
ориентированных на наличие специальных
групп при массовых дошкольных учреждениях. Временная интеграция
предполагает участие детей с нарушениями
слуха вместе со слышащими в прогулках,
праздниках, некоторых занятиях. Особое
значение при такой форме интеграции должно
придаваться подготовительной работе,
которую проводят педагоги, как специальной
группы, так и массовой. Она заключается
в подготовке к встрече детей двух групп
и связана с изготовлением игр, дидактических
пособий. Неслышащие и слышащие дети участвуют
в общих занятиях по интересной для них
тематике, в инсценировании сказок, спектаклях
кукольного театра. Для упрочения связей
целесообразно, чтобы специальная группа
была связана с обычной группой и связи
между ними носили систематический характер.
Частичная, или фрагментарная,
интеграция ориентирована на пребывание
ребенка со сниженным слухом в первой
половине дня в специальной группе, где
проводятся фронтальные и индивидуальные
занятия, а во второй половине дня — в
группе слышащих детей. При такой форме
интеграции желательно иметь в обычной
группе не более двух детей. Сурдопедагог
специальной группы проводит работу с
воспитателями обычной группы, выявляет
трудности ребенка с нарушенным слухом,
дает рекомендации воспитателям, в процессе
занятий отрабатывает сложный для ребенка
речевой материал. Комбинированная форма
интеграции рекомендуется для детей с
хорошим уровнем речевого развития: владеющих
фразовой речью, понимающих обращенную
речь. При этой форме интеграции ребенок
в течение всего дня посещает группу слышащих
детей, сурдопедагог проводит с ним индивидуальные
занятия по развитию речи, развитию слухового
восприятия, коррекции произносительных
навыков. Полная интеграция предполагает
постоянное пребывание ребенка в массовом
детском саду, где к нему предъявляются
общие требования, без скидок на его плохой
слух. В настоящее время это наиболее распространенная
форма интеграции ,особенно в тех регионах,
где нет специальных дошкольных учреждений.
С глухими и слабослышащими детьми, интегрированными
с нормально слышащими детьми, как правило,
занимаются родители дома, а контроль
за их развитием осуществляют сурдопедагоги
сурдологических кабинетов и центров.
Без систематической помощи родителей
дети, даже имеющие небольшое снижение
слуха, могут испытывать трудности в массовом
детском саду, отставать от сверстников
в речевом и познавательном развитии.
Рассмотрим условия, необходимые для полноценного
воспитания ребенка с нарушенным слухом
в массовом детском саду.
1. Интегрированное обучение
в дошкольном учреждении может быть рекомендовано
глухим и слабослышащим детям с высоким
уровнем общего и речевого развития. Эта
форма воспитания так же может быть целесообразна
для слабослышащих детей с легкой степенью
тугоухости, владеющих речью. Эти дошкольники
в зависимости от уровня общего и речевого
развития чаще или реже посещают консультативные
занятия и находятся под контролем сурдопедагога.
Посещение массовых детских садов может
быть рекомендовано и позднооглохшим
детям, т. е. потерявшим слух в возрасте
трех-четырех лет, когда их речь уже была
сформирована. Их устная речь первоначально
ничем не отличается от речи слышащих
детей, однако они испытывают значительные
затруднения в восприятии и понимании
речи окружающих. С этими детьми сразу
же после потери ими слуха сурдопедагог
должен проводить специальную работу.
Независимо от степени снижения слуха
определять ребенка в массовое дошкольное
учреждение можно при наличии у него речи,
обеспечивающей общение с детьми и педагогами.
Ребенок должен уметь участвовать в диалоге:
отвечать на вопросы, выражать свои просьбы,
желания, задавать вопросы, а в случае
непонимания собеседника уметь переспросить
его, попросить уточнить сказанное. Его
устная речь должна быть достаточно разборчивой
и понятной окружающим детям и взрослым.
Ребенок должен уметь пользоваться слуховыми
аппаратами, понимать речь окружающих,
воспринимая ее на слухо-зрительной основе.
Глухой или слабослышащий ребенок в возрасте
четырех-пяти лет может уметь читать и
понимать короткие, близкие по тематике
тексты рассказов, сказок, стихов. Определение
ребенка в массовое дошкольное учреждение
зависит также от уровня физического развития
и состояния здоровья, познавательного
развития. Большое значение имеют личностные
свойства ребенка, особенно такие, как
активность, самостоятельность, инициативность,
которые положительно влияют на развитие
общения с другими детьми и педагогами.