Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 17:23, контрольная работа
Описание работы
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме психолого-педагогических особенностей развития детей с нарушениями слуха. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом, педагогическом, медико-социальном и во многих других аспектах. Становление и формирование психологических и личностных особенностей детей с нарушениями слуха – сложный и длительный процесс, обусловленной спецификой нарушения физического развития.
Содержание работы
1.Понятие с сущность данного вида отклонения. 2.Причины возникновения. 3.Классификация детей с нарушениями слуха. 4.Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения слуха. 5.Диагностика детей с нарушениями слуха. 6.Серия коррекционно-развивающих игр для детей, имеющих нарушения слуха.
2. Готовность массового
дошкольного учреждения к работе
с ребенком, имеющим нарушения слуха.
Наличие в группе массового дошкольного
учреждения ребенка с нарушенным слухом
требует внимания к нему со стороны воспитателей,
готовности вместе с родителями разделить
ответственность за его воспитание и обучение,
подготовку к школе. Самое главное — психологическая
готовность воспитателя группы к работе
с ребенком, желание помочь ему и его родителям,
сделать пребывание плохослышащего ребенка
в группе полезным и интересным для него.
До определения ребенка в группу необходима
предварительная беседа с родителями,
знакомство и общение с ребенком. Педагогу
необходимо получить максимальную информацию
о ребенке: о степени его общего развития,
особенностях речи, состоянии слуха, личностных
особенностях. Важно иметь информацию
не только о проблемах, испытываемых ребенком
в связи со снижением слуха и нарушениями
речи, но и о его игровых интересах, любимых
занятиях и т. д. Можно условно выделить
несколько направлений деятельности воспитателя,
в группе которого находится ребенок с
нарушенным слухом. Это, во-первых, работа
со слышащими детьми группы и их родителями;
во-вторых, создание условий для ребенка
со сниженным слухом; в-третьих, обеспечение
активного участия плохослышащего ребенка
во всех видах деятельности и общении
с детьми; в- четвертых, работа с родителями
ребенка, имеющего нарушения слуха. Степень
комфортности ребенка в детском саду зависит
в значительной степени от отношения к
нему других детей, взаимоотношений, складывающихся
между ними. Воспитатель должен помочь
плохослышащему ребенку освоиться в коллективе
слышащих детей, организовывать и поддерживать
их совместную деятельность. Слышащим
детям нужно объяснить, что ребенок плохо
слышит, что у него есть слуховой аппарат,
который помогает ему слушать. Целесообразно
предупредить детей о том, что надо разговаривать
нормальным голосом, не кричать, не шептать,
а говорить так, чтобы ребенок, который
плохо слышит, видел лицо. Следует вызвать
у детей желание общаться с глухим или
слабослышащим ребенком, помогать ему,
если он что-то не понял. Целесообразно
проинформировать родителей слышащих
детей о наличии в группе ребенка со сниженным
слухом, потому что они опосредованно
влияют на отношения своих детей с этим
ребенком. Воспитателю группы массового
сада также надо учесть ряд моментов. Необходимо
подумать о том, где будет сидеть ребенок
со сниженным слухом, чтобы он мог хорошо
видеть лица педагога и других детей. Во
время занятий, игр, развлечений нужно
следить за тем, чтобы ребенок со сниженным
слухом не оказывался за спинами других
детей, хорошо видел происходящее. Воспитатель
должен помнить о требованиях, предъявляемых
к его речи: пользоваться голосом нормальной
громкости, говорить естественно, в нормальном
темпе. Воспитатель обязан знать основные
правила пользования слуховым аппаратом:
как помочь ребенку надеть аппарат, включить,
выключить, поменять батарейку. Родители
должны проинформировать воспитателя,
на каком расстоянии ребенок слышит речь
с аппаратом и без аппарата, чтобы воспитатель
мог учитывать это в общении с ребенком.
В массовом детском саду важно обеспечивать
участие ребенка со сниженным слухом в
занятиях и всех видах деятельности. Воспитателю
необходимо следить за участием плохослышащего
ребенка в общении: начинать общение с
детьми, убедившись, что ребенок со сниженным
слухом смотрит на ребят, воспринимает
их речь. Для того чтобы убедиться, что
он хорошо понимает вопросы и задания,
иногда нужно попросить повторить задание
или вопрос, пересказать его другому ребенку.
В ходе занятий важно привлекать ребенка
к выполнению работы в паре со своим сверстником,
в группе из нескольких человек — следить,
чтобы ребенок не работал молча, а участвовал
в диалоге наравне с другими детьми. В
играх нужно стараться поручать ему разные
роли, в том числе главные. Воспитатель
проводит работу с плохослышащим ребенком
в тесном контакте с его родителями. Он
информирует родителей о поведении ребенка
в группе, участии в занятиях, играх и другой
деятельности; характеризует продвижение
в развитии, сообщает о возникших трудностях.
В некоторых случаях воспитатель просит
родителей заранее ознакомить ребенка
с некоторыми текстами, которые могут
быть малопонятны из-за незнакомой ребенку
лексики. После занятий воспитатель записывает
слова, фразы, вызвавшие затруднения, просит
родителей уточнить их значение. Если
какое-то задание вызывает трудности,
то родители также помогают малышу выполнить
его дома. Воспитатель должен стремиться
привлекать родителей к участию в общей
для родителей всех детей деятельности
(собраниях, лекториях, праздниках, выставках),
не ставя их в обособленное положение.
3.Интеграция ребенка со
сниженным слухом в массовое дошкольное
учреждение невозможна без активного
участия родителей. Им принадлежит ведущая
роль в организации ежедневных занятий
дома, постоянная работа по развитию речевого
общения в быту, контроль за усвоением
программного материала в детском саду.
Как правило, родители проводят общеразвивающую
и коррекционную работу в семье по заданиям
сурдопедагога. Само по себе посещение
массового детского сада не может обеспечить
все направления работы, в которой нуждается
глухой или слабослышащий ребенок. Поэтому,
как правило, родители проводят с детьми
занятия в вечерний период времени, увеличивают
их число в выходные дни. Эти занятия включают
работу по развитию устной и письменной
речи, развитию слухового восприятия,
ознакомлению с окружающим миром, развитию
познавательной деятельности и др. Содержание
занятий заранее обсуждается и планируется
с сурдопедагогом. В содержание занятий
включаются и те задания, которые рекомендует
воспитатель массового детского сада.
Организуя обширную работу с ребенком,
родителям необходимо помнить и о том,
что нагрузка для ребенка может оказаться
очень большой, он лишится многих любимых
развлечений и занятий: просмотра мультфильмов,
катания на горке, свободных игр. От родителей
требуется большая гибкость, чтобы посещение
массового детского сада, проведение занятий
дома, свободная деятельность и игры ребенка
естественно сочетались, не вызывали у
ребенка усталости и перегрузки.
4. В организации интегрированного
обучения дошкольников с нарушениями
слуха велика роль сурдопедагогов. Именно
они могут посоветовать родителям посещение
ребенком массового детского сада, а в
некоторых случаях, наоборот, предостеречь
их от этого, если ребенок не готов к интеграции
в коллектив слышащих детей. Чаще всего
сурдопедагог, в течение определенного
периода времени консультирующий родителей,
хорошо знающий уровень общего и речевого
развития ребенка, может направлять работу
тех родителей, у которых ребенок посещает
массовое дошкольное учреждение. Дети
могут посещать занятия в сурдологическом
кабинете, группе кратковременного пребывания
при специальном дошкольном учреждении,
центрах помощи родителям при некоторых
научных центрах. В зависимости от места
жительства родителей, возраста ребенка,
возможностей родителей заниматься с
ребенком занятия можно проводить чаще
или реже: от еженедельных занятий до 1—2
консультаций в год. В настоящее время
в штатные расписания отдельных детских
садов, которые посещают дети с нарушениями
слуха в числе шести-восьми, рекомендуется
введение должности сурдопедагога (Н.
Д. Шматко, 1997). Он возглавляет всю работу
по организации коррекционных занятий,
консультированию воспитателей, контролю
за развитием детей, обучению родителей.
Организация коррекционной работы сурдопедагогами
сурдологических кабинетов, консультативных
групп предполагает проведение индивидуальной
работы по развитию речи, формированию
ее произносительной стороны, обучению
чтению и письму, развитию слухового восприятия.
Сурдопедагог также дает подробные рекомендации
по различным проблемам воспитания ребенка,
расширению представлений об окружающем,
формированию математических представлений
и обучению счету. Педагоги в процессе
проведения занятий знакомятся с результатами
обучения ребенка за определенный период,
подробно комментируют их, знакомят родителей
с содержанием и методами работы на предстоящий
период, дают советы и ответы на все возникающие
вопросы. Систематическая работа сурдопедагогов
должна проводиться со всеми глухими и
слабослышащими детьми, посещающими массовый
детский сад. Это относится и к детям с
легкой степенью тугоухости, потому что
их речевое развитие может иметь некоторое
своеобразие и подготовка к обучению в
школе (особенно если речь идет о массовой
школе) требует проведения специальной
работы. Особое значение имеет систематическое
проведение работы с позднооглохшими
детьми, важнейшая задача которой — сохранение
и развитие имеющейся речи, обучение восприятию
устной речи на основе новых способов
(слухо-зрительного, зрительного ), обучение
чтению и др. Важное значение имеет организация
взаимодействия сурдопедагогов сурдокабинетов,
консультативных групп с педагогами и
воспитателями массовых дошкольных групп
, где воспитываются плохослышащие дети.
Сурдопедагоги консультируют воспитателей
по вопросам организации воспитания ребенка
с нарушенным слухом, знакомят с особенностями
развития каждого ребенка. Сурдопедагоги
объясняют воспитателям характер возможных
трудностей, способы их преодоления.
Различные формы интеграции
плохослышащих дошкольников со слышащими
детьми направлены на нормализацию жизни
каждого ребенка, включение его в сферу
нормальных социальных отношений, его
всестороннее развитие. Высокий уровень
развития ребенка может обеспечить хорошую
подготовку к школе и стать основой для
дальнейшего обучения в массовой школе.
Однако каждый конкретный случай должен
тщательно обсуждаться родителями, сурдопедагогами,
учителями массовой школы.
5.Диагностика
детей с нарушением слуха.
Первую оценку состояния слуха
ребенка дает педиатр или оториноларинголог
на основании опроса родителей. Анкета-вопросник
для родителей: Вздрагивает ли ваш ребенок
от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
Появляется ли замирание ребенка на голос
в возрасте 2—3 недель? Поворачивается
ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук
голоса позади него? Оживляется ли ребенок
в возрасте 1-3 месяцев на голос матери?
Поворачивает ли ребенок голову в возрасте
4 месяцев в сторону звучащей игрушки или
голоса? Реагирует ли ребенок в возрасте
1,5—6 месяцев криком или широким открытием
глаз на резкие звуки? Есть ли гуление
у ребенка в возрасте 2-4 месяцев? Переходит
ли гуление в лепет у ребенка в возрасте
4-5 месяцев? Замечаете ли вы у ребенка появление
нового (эмоционального) лепета, например,
на появление родителей? Беспокоится ли
спящий ребенок при громких звуках и голосах?
Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10
месяцев появление новых звуков и каких?
Так, в возрасте от новорожденности до
4 месяцев у родителей выясняют, пробуждает
ли спящего ребенка неожиданный громкий
звук, вздрагивает ли и плачет ли он при
таких звуках. Положительный ответ предполагает
наличие нормального слуха. О 4 — 7-месячных
детях выясняют, делают ли они попытки
поворачиваться к источнику звука и каков
характер их голоса. В 7—9 месяцев родители
могут охарактеризовать способность ребенка
определить источник звука. В возрасте
9—12 месяцев вопросы, обращенные к родителям,
касаются особенностей локализации звуков
вне поля зрения ребенка, характера его
речевых звуков. И наконец, в возрасте
1—2 лет выясняется способность ребенка
слышать, не видя говорящего, а также каковы
его ответные звуки, словарный запас. Для
выявления поведенческих реакций при
скрининговом исследовании слуха у детей
до 1 года применяют различные звучащие
игрушки, звукореактометры , воспроизводящие
прерывистые звуки одной частоты, а также
узкополосный и широкополосный шум различной
интенсивности. При этом фиксируют различные
реакции ребенка: безусловный ориентировочный
рефлекс (рефлекс Моро) , когда ребенок
раскидывает руки и совершает ими обнимающие
движения и др.; замирание тела или «застывание»
ребенка; движение конечностей, разведение
рук и ног в стороны; поворот головы к источнику
звука или от него; гримасы лица (нахмуривание
бровей, зажмуривание глаз); сосательные
движения; легкая дрожь всего тела ребенка
при пробуждении; широкое открывание глаз;
изменение ритма дыхания, пульса, и т.д.
Внимание уделяют трем видам ответов:
рефлекторным реакциям, слуху (поведение
в ответ на звуковой сигнал) и слушанию
(прислушивание, обращение малыша в сторону
источника звука). У новорожденных
исследование проводят в стадии легкого
сна (за 1 час до кормления или 1 час после
кормления). Для этого используют шум интенсивностью
90 дБ УЗД(интенсивность, обозначенная
на звукореактотесте, достигается при
расположении прибора на расстоянии 10
см от уха) в режиме автоматического прерывания
сигнала. Частота предъявления сигнала
— 3 Гц. Это исследование проводится врачом.
Ребенка необходимо уложить на твердый
матрас таким образом, чтобы голова лежала
свободно и прямо, а руки и ноги оставались
свободными. Следует помнить, что новорожденному
ребенку трудно поворачивать голову с
одной стороны на другую, так как ему мешает
затылочный бугор. Поэтому после каждого
поворота головы на звук необходимо уложить
голову ребенка вновь на затылок. Исходя
из того что большинство детей чаще реагируют
на звук правым ухом («правши»), тест следует
проводить, начиная со стимуляции правого
уха, а затем — левого. У детей раннего
возраста может отмечаться исчезновение
ответа на часто повторяющиеся стимулы,
поэтому целесообразно ограничивать количество
предъявлений стимула до 2— 3 и увеличивать
время межстимульного интервала. Реакция
считается положительной, если новорожденный
три раза отвечает на звук одной из указанных
реакций. Эта методика позволяет получить
качественный ответ на вопрос: «Слышит
ребенок или не слышит?» У детей в возрасте
старше 7 месяцев двигательная реакция
характеризуется относительной быстротой.
Описанная методика исследования слуха
с помощью поведенческого скрининга может
быть использована и для детей старше
9—10 месяцев, но им предъявляют как шумовые
сигналы, так и тональные посылки частотой
500, 2000 и 4000 Гц и интенсивностью 90, 65, 40 дБ
УЗД в непрерывном режиме. В этом возрасте
дети реагируют на звуковые стимулы быстрым
поворотом головы в сторону источника
звука. В случае односторонней потери
слуха ребенок реагирует только в сторону
здорового уха независимо от расположения
источника звука. При подозрении на снижение
слуха у ребенка его направляют в сурдологопедический
центр (кабинет) на аудиологическое обследование
объективными методами. К таким методам
относятся: Акустическая импедансометрия,
представляющая собой регистрацию акустического
сопротивления (или акустической проводимости)
звукопроводящего аппарата слуховой системы.
При акустической импедансометрии проводится
запись тимпанограммы и акустического
рефлекса. Это позволяет определить наличие
тугоухости и ее характер. Метод регистрации
вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ)
используют при проведении скриннинговых
обследований новорожденных и детей первых
лет жизни. ВОАЭ представляет собой чрезвычайно
слабые звуковые колебания, генерируемые
внутренним ухом в ответ на звуковую стимуляцию,
которые могут быть зарегистрированы
в наружном слуховом проходе при помощи
высокочувствительного микрофона.
Компьютерная аудиометрия по СВП основана
на регистрации вызванных биопотенциалов
слуховой системы, возникающих в результате
акустической стимуляции органа слуха.
С помощью компьютерной аудиометрии по
слуховым вызванным потенциалам определяют
объективный порог слуха. Скрининговое
исследование слуха новорожденных с факторами
риска по тугоухости и глухоте, основанное
на регистрации ВОАЭ и КСВП, — идеальная
модель аудиологического скрининга в
настоящее время. Для ее реализации необходимо
не только оснащение соответствующей
аппаратурой, но и объединение усилий
персонала родильных домов, неонатологов,
педиатров и сурдологов (врачей, занимающихся
обследованием и коррекцией слуха) с целью
максимального охвата новорожденных аудиологическим
скринингом. Общепринятым является мнение,
что родители или другие члены семьи —
первые, кто обращает внимание на возможные
проблемы со слухом у ребенка. Тем не менее
многие из них не знают, что следует предпринять.
Неоценимую помощь в этом случае оказывают
информация и литература, акцентирующие
внимание родителей на проблеме и путях
ее решения. Надлежащий уровень диагностики
детской тугоухости не может быть достигнут
без тесного сотрудничества неонатологов,
участковых педиатров, сурдологов. Необходимо,
чтобы врач-неонатолог родильного дома,
отделения патологии новорожденных и
выхаживания недоношенных учитывал наличие
у каждого ребенка факторов риска по тугоухости
и глухоте (рассмотрены нами выше). При
наличии хотя бы одного из перечисленных
факторов врач-неонатолог отмечает в индивидуальной
карте новорожденного: «Угрожаемый по
тугоухости», указывая фактор. При выписке
из стационара с родителями проводится
беседа, ориентирующая их на возможно
более раннее обследование ребенка. После
выписки такие дети берутся на диспансерное
наблюдение в поликлинике по месту жительства
врачом-педиатром, который знакомит родителей
с анкетой-вопросником, отражающей нормальные
реакции на звуки у детей различного возраста.
Наличие факторов риска по тугоухости
и глухоте, отсутствие у ребенка реакции
на звук, задержка речевого и интеллектуального
развития являются основанием для направления
ребенка для аудиологического обследования
(исследования слуха). Раннее выявление
нарушений слуха и своевременное проведение
соответствующего лечения и/или слухопротезирования,
а также систематическая сурдопедагогическая
работа уменьшают влияние тугоухости
и глухоты на речевое и интеллектуальное
развитие ребенка.
6.Серия коррекционно-развивающих
игр для детей, имеющих нарушения
слуха.
Можно применить коррекционные
игры для развития слухового внимания.
Такие как: Где позвонили? Скажи, что ты
слышишь? Наседка и цыплята. Где звенит?
Жмурки с колокольчиком. Скажи что звучит?
Найди игрушку. Цель: Развитие координации
движений. Оборудование: Небольшая яркая
игрушка или кукла. Описание игры: Дети
стоят полукругом, педагог показывает
игрушку, которую они будут прятать. Водящий
ребёнок отходит в сторону и отворачивается,
а в это время педагог прячет у кого-нибудь
из детей за спиной игрушку. По сигналу
«Пора» водящий идёт к детям, которые тихо
хлопают в ладоши. По мере того, как водящий
приближается к ребёнку, у которого спрятана
игрушка, дети хлопают громче. Если отдаляется,
хлопки стихают. По силе звука ребёнок
отгадывает, к кому он должен подойти.
После того как ребёнок отгадывает, к кому
он должен подойти. После того как будет
найдена игрушка, водящим назначается
другой ребёнок.
Барабан. Цель: вызвать интерес к
звучащим игрушкам, учить извлекать их
звучание. Оборудование: барабан, игрушечные
барабанчики. Речевой материал: будем играть, играйте,
да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН (СНОСКА: Здесь и далее крупным
шрифтом выделены те слова, словосочетания
и фразы, которые предъявляются детям
письменно - на табличке) Ход игры. Дети
полукругом стоят или сидят перед педагогом.
Взрослый, заинтриговав детей, достает
из коробки (мешочка...) барабан, играет
на нем, произнося татата, предъявляет табличку
БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются
до барабана в момент звучания, чтобы ощутить
вибрацию его корпуса. Педагог учит детей
стучать деревянной палочкой по барабану,
извлекая его звук. При этом один ребенок
стучит по барабану, а остальные имитируют
это движение: или стучат пальцем по игрушечным
картонным барабанам, или по ладони. Педагог
стимулирует детей к сопровождению движений
произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает.
Бубен. Оборудование: бубен. Речевой материал: будем играть, играйте,
да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН.
Ход игры: Игра проводится
аналогично описанной выше. По бубну ложно
ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).
Дудка (гармошка, свисток,
металлофон, шарманка)
Оборудование: дудка
(гармошка, свисток, металлофон, шарманка),
бумажные дудочки, гармошки. Речевой материал: будем играть, играйте,
да, нет, верно, неверно, молодец, ДУДКА,
ГАРМОШКА. Ход игры: Игра проводится аналогично
тому, как это описано выше. При этом детей
учат извлекать звук из гармошки, металлофона,
шарманки. Звучание дудки и свистка дети
имитируют движениями, «играя» на индивидуальных
бумажных дудочках и свистках, изображая
игру на них руками. Педагог стимулирует
детей сопровождать игру на звучащей игрушке
или ее имитацию произнесением самых простых
слогосочетаний (как могут), например:
гармошка, металлофон, шарманка - ля-ля-ля, дудка - у, свисток – и или пи . ЦЕЛЬ: учить детей выполнять
определенное действие в момент начала
звучания игрушки и прекращать его при
завершении звучания. Покажите игрушку
(лялю, мишку...) Оборудование; барабан,
небольшие игрушки (куклы, мишки, зайки...),
большой экран или ширма. Речевой материал; будем играть, слушайте,
да, нет, верно, неверно. Ход игры: Дети
полукругом стоят или сидят перед педагогом.
У каждого ребенка в руках игрушка. У педагога
та же игрушка. Она спрятана за спину. Педагог
воспроизводит звучание на барабане, и
в момент ударов игрушка появляется из-за
спины и танцует. Педагог прекращает игру
на барабане и прячет игрушку вновь за
спину. Педагог учит детей в момент начала
игры на барабане показывать игрушку и
убирать ее, когда звучание прекращается.
По мере того, как дети овладевают этим
умением, видя действия взрослого, звучания
начинают предъявляться только на слух.
С этой целью педагог воспроизводит удары
па барабану за экраном (ширмой). По мере
определения того, какие игрушки и на каком
расстоянии слышат дети с помощью индивидуальных
слуховых аппаратов (или без них), в данной
игре в качестве источника звука могут
выступать и другие звучащие игрушки,
например: гармошка, дудка, свисток, металлофон,
шарманка. Мы танцуем Оборудование: пианино,
дудка, цветные ленточки, платочки, большой
экран или ширма. Речевой материал: будем играть, слушайте,
да, нет, верно, неверно. Ход игры: Дети
полукругом стоят перед педагогом, у каждого
в руках или платочки. Педагог одной
рукой начинает играть на пианино, а второй
- размахивать платочком (ленточкой) над
головой. Он прекращает игру и опускает
руку, пряча за спину платочек (ленточку).Педагог
учит детей в момент начала игры на пианино
размахивать прекращается. По мере того,
как дети овладевают этим умением, видя
игру педагога на пианино, звучания начинают
предъявляться только на слух. С этой целью
педагог играет на пианино за экраном
(ширмой) или дети поворачиваются спиной.
Вместо платочков у детей могут быть флажки
(ленточки...), которые они поднимают в момент
звучания и опускают, когда оно прекращается.
Можно дать детям маленьких кукол, которые
начинают танцевать под музыку и останавливаются
(садятся) при ее прекращении. Аналогично
проводится игра, в которой в качестве
источника звука используется дудка. Похлопаем
Оборудование: бубен, большой экран или
ширма. Речевой материал: будем играть, слушайте,
да, нет, верно, неверно. Ход игры: Игра проводится
аналогично описанным выше. В ответ на
удары по бубну дети хлопают в ладоши перед
грудью (педагог стимулирует их сопровождать
хлопки произнесением слогов папапа или татата (как могут) , а после
их прекращения опускают руки. Разбудим
куклу Цель: развивать внимание детей
к звукам окружающего мира. Оборудование:
кукла, часы будильник, пылесос, телефон,
картинки с подписями ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.
Речевой материал: будем играть, слушайте,
да, нет, верно, неверно, Кукла (...) спит,
Кукла (...) не спит, ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН. При
проведении этой игры, как и других, в помощь
следует привлекать воспитателя группы.
Ход игры Дети полукругом сидят перед
педагогом. Перед ними в кровати спит большая
кукла. У педагога будильник. Он говорит:
«Кукла спит». Затем он включает будильник,
от звука кукла «просыпается». Он повторяет
это несколько раз. В то время как еще продолжает
звучать будильник, педагог спрашивает
детей: «Что звучит?» и показывает картинку
с подписью ЧАСЫ, которая прочитывается.
Затем детям раздаются маленькие куколки
в кроватках. Педагог на глазах детей вновь
заводит будильник и учит детей в момент
его звучания показывать, что кукла проснулась
и отвечать на вопрос «Что звучало? « показом
картинки с подписью и ее прочтением. Когда
дети начнут справляться с заданием: «будить»
куклу по звонку будильника в условиях,
когда они видят, как педагог его заводит,
звучание начинает предъявляться только
на слух. В этом случае будильник заводится
за экраном, ширмой. В ходе последующих
игр детей учат аналогично воспринимать
звучания пылесоса, телефона или любых
других бытовых шумов. В ответ дети показывают,
как проснулась кукла (мишка, зайка...),
а в ответ на вопрос «Что звучало?» демонстрируют
соответствующую картинку с подписью
и прочитывают ее. Вместо игрушки можно
«будить» и одного и; детей: он сидит или
лежит перед детьми, изображая сон, пробуждается
по звуковому сигналу. Когда дошкольники
начинают уверенно «будить» игрушку при
восприятии того или иного бытового звучания,
можно усложнить игру: предложить детям
различать, какой звук разбудил игрушку.
Педагог демонстрирует, как большая кукла
просыпается от звонка будильника, затем
ее вновь укладывают спать и будят, например,
шумом пылесоса. Педагог каждый раз спрашивает
детей: «Что звучало?» В ответ они показывают
соответствующую картинку с подписью
и прочитывают ее. После того, как данное
упражнение становится им понятным, педагог
за большим экраном то заводит будильник,
то включает пылесос. Кукла просыпается,
и дети показывают картинку того предмета,
который разбудил куклу. Вначале им предлагается
выбор из двух картинок, например: будильник
и пылесос, пылесос и телефон, телефон
и будильник. В дальнейшем, если это доступно
детям группы, можно предлагать выбирать
и из трех картинок. ЦЕЛЬ: учить детей различать
звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся
выборе: из двух-четырех. Барабан или гармошка?
Оборудование: барабан, гармошка, большие
зайка и кукла, маленькие зайки и куклы
по количеству детей в группе или соответствующие
картинки с подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА.
Речевой материал: будем играть, слушайте,
верно, неверно, да, нет, БАРАБАН, ГАРМОШКА.
Ход игры: Дети сидят перед педагогом за
столами. На столе у педагога сидят большой
зайка и большая кукла. Около зайки - барабан,
около куклы - гармошка. На столах у детей
или маленькие зайка и кукла, или соответствующие
картинки. Педагог ударяет в барабан и
показывает, как зайка начинает прыгать,
и побуждает детей повторить эти движения
под звучание барабана. То же самое он
проделывает и с гармошкой, под звук которой
пляшет кукла. Педагог на глазах детей
играет в разной последовательности то
на барабане, то на гармошке, не показывая
при этом игрушку, соответствующую предъявляемому
звучанию. Дети самостоятельно выбирают
нужную игрушку (картинку), т.е. барабан
- зайка, который прыгает; гармошка - кукла,
которая танцует. В подтверждение правильности
выбора педагог также выполняет действия
либо с куклой, либо с зайкой, продолжая
стучать в барабан или играть на гармошке.
Когда дети начнут уверенно справляться
с данным заданием, звучания начинают
предъявляться им уже не слухо-зрительной,
а на слуховой основе. С этой целью педагог
стучит в барабан или играет на гармошке
за большим экраном или ширмой и побуждает
детей выбрать нужную игрушку. Затем он,
продолжая воспроизводить звучание, появляется
из-за экрана (ширмы), оценивает правильность
выбранной игрушки: показывает, как пляшет
кукла, если звучит гармошка, или прыгает
зайка, если звучит барабан. Аналогично
проводятся игры-упражнения и с другими
парами звучащих игрушек, например : барабан
(прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон
(летает бабочка, маленькая птичка) и бубен
(прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку
предлагают выбирать не из двух, а из трех
звучаний: барабан - дудка - металлофон,
гармошка - бубен - дудка. Слушаем и показываем
Цель: учить детей соотносить определенное
действие со звучанием той или иной игрушки.
Оборудование: барабан, бубен, дудка, гармошка,
свисток, металлофон, шарманка, соответствующие
картинки с подписями: БАРАБАН, БУБЕН,
ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН,
ШАРМАНКА. Речевой материал: будем играть, слушайте,
верно, неверно, да, нет, ЧТО ЗВУЧАЛО? БАРАБАН,
БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН,
ШАРМАНКА. Ход игры: Дети стоят полукругом
перед педагогом. Перед педагогом три
звучащих игрушки, например: барабан, дудка,
гармошка. Он стучит в барабан и начинает
шагать на месте, произнося татата, и побуждает детей
к этому же. Педагог повторяет данное упражнение
два-три раза. После каждого выполнения
упражнения он спрашивает: «Что звучало?
«, дети в ответ показывают соответствующую
картинку с подписью и прочитывают ее.
Затем аналогично предъявляются звучания
гармошки - танцевать (или приседать положив
руки на пояс, или поднять руки над головой
и вращать, или кружиться и т.п.), произнося ля-ля-ля; дудки - «играть» на
воображаемой дудочке - у . Педагог в разной
последовательности играет то на барабане,
то на дудке, то на гармошке. Дети в ответ
воспроизводят определенное действие.
Если кто-то из детей ошибается, педагог
в момент звучания также начинает производить
нужное движение. Затем дошкольники показывают
соответствующую картинку и читают подпись.
В течение нескольких занятий педагог
проводит описанные выше упражнения с
перечисленными игрушками: барабан - шагать
на месте, произнося, как могут, папапа, бубен - хлопать в ладоши
- татата; дудка - «играть» на
дудочке - у ; гармошка - танцевать
- ля-ля-ля; свисток - поднимать
руки вверх - пи ; металлофон - ударять
кулачком о кулачок Что звучало?Цель:
обучение различению на слух звучащих
игрушек. Оборудование: барабан и дудка,
соответствующие картинки с подписями
БАРАБАН, ДУДКА, картинки с изображением
этих звучащих игрушек. Речевой материал: будем играть, слушайте, что
звучало? барабан, дудка, верно, неверно,
да, нет. Ход игры:Дети стоят
полукругом перед педагогом. У педагога
барабан и дудка. Он стучит по барабану,
дети в ответ шагают на месте, произнося татата. В ответ на последующий
вопрос «Что звучало?» они показывают
соответствующую картинку и прочитывают
подпись. Аналогично предъявляется звучание
дудки. Педагог на глазах детей в разной
последовательности играет то на барабане,
то на дудке. Дети в ответ воспроизводят
определенное действие, сопровождая его
произнесением слогов. Если кто-то из детей
ошибается, педагог в момент звучания
также начинает производить нужное движение.
Затем дошкольники показывают соответствующую
картинку и читают подпись. Педагог устанавливает
большой экран или ширму, на глазах детей
берет барабан и стучит по нему за экраном
(ширмой). Дошкольники воспринимают звучание
на слух, начинают шагать на месте, произносятатата. В это время педагог
поднимается из-за экрана или выходит
из-за ширмы, продолжая стучать в барабан.
Он предъявил на слух образец звучания
барабана. Аналогичная работа проводится
и с дудкой. Затем педагог за экраном (ширмой)
в разной последовательности играет то
на барабане, то на дудке. Дети в ответ
воспроизводят определенное действие,
сопровождая его произнесением слогов.
Если кто-то из детей ошибается, педагог
продолжая извлекать звук из игрушки,
показывается детям (они воспринимают
звучание слухо-зрительно), дошкольники,
допустившие ошибку, исправляются. Затем
дети показывают соответствующую картинку
и читают подпись. Аналогично организуются
игры-упражнения и для различения на слух
других игрушек. Постепенно педагог начинает
предъявлять игрушки, звучание которых
не так резко различается, например: барабан
и бубен, дудка и гармошка и т.п. Он также
постепенно увеличивает выбор, доводя
его до выбора из трех-четырех и более
звучащих игрушек. Вариант игры В ответ
на воспринятое звучание после вопроса
педагога «Что звучало?» дети показывают
соответствующие картинки, размещают
их на доске, в наборном полотне, на флане-леграфе
под большими изображениями соответствующих
игрушек, подкладывают к самим игрушкам
и т.п.
Список литературы.
1.2003 - 68 с.Власова Т.А., Певзнер
М.С. О детях с отклонениями в развитии.
- М.: 2.Педагогика, 1973.
3.Выготский Л.С. Проблемы
дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. - М.:
Просвещение, 1995.
4.Дети с отклонениями
в развитии: Метод. пособие / Сост. Н.
Д. Шматко. - М.: Аквариум, 1997.
5.Дошкольное воспитание
аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой.
- М., 1993.
6.Лапшин В.А., Пузанов Б.П.
Основы дефектологии / Учеб. пособие
для студентов пед. ин-тов. - М., 1991.
7.Лебединский В.В., Никольская
О.С. Нарушения психического развития
у детей. - М., 1985.
8. Основы специальной
психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени,
Л.И. Солнцева и др. – М., 2003.