Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:04, контрольная работа
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности.
Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы – представления [13].
Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Данное отставание проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Т.Д.Пускаева, У.В.Ульенкова и др.).
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………...3
1.1 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………….…3
1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………..6
Глава 2. Методики исследования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………11
Глава 3 . Игры и упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………...15
Литература……………………………………………………………………….23
7. «Котенок»
Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
Оборудование: две сюжетных картинки: на первой – мальчик везет в машине игрушечную собачку и живого котенка; на второй – мальчик везет в машине только игрушечную собачку.
Ход упражнения. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: «Мальчик Дима посадил в машину игрушечную собаку и живого котенка и стал их катать. Потом оглянулся, а в машине осталась только одна игрушка. Кто выпрыгнул из машины?» Затем психолог показывает вначале вторую картинку – «Игрушечная собачка в машине» и спрашивает: «Кто же выпрыгнул из машины?» В случае затруднения психолог просит детей рассмотреть обе картинки и сравнить их, а затем ответить на вопросы: «Почему осталась одна игрушка? Что произошло? Кто же выпрыгнул из машины?» После этого психолог предлагает детям пересказать текст.
8. Задание «Верный друг»
Цель: развивать умение выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой – девочка тонет в реке, на второй – собака тащит девочку из реки.
Описание задания. Психолог предлагает детям прослушать рассказ: У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на речку. Волчок пошел за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташ упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу». После этого психолог задает детям вопросы: «С кем всегда гуляла Наташа? Куда она однажды пошла? Что Наташ хотела достать в воде? Что случилось с Наташей? Что сделал Волчок? Кто спас Наташу?» Затем психолог предлагает детям рассмотреть обе картинки и рассказать весь текст. В случае затруднения дети рассматривают картинки, а психолог еще раз повторяет рассказ. Детям снова предлагается ответить на вопросы и рассказать весь текст с опорой на иллюстрации.
9. «Картинки-половинки»
Цель: формирование соотношения между словом и образом.
Оборудование: предметные разрезные картинки из двух частей: ножницы, линейка, листья, репа, удочка, очки, огурец, морковь, снежинка; конверты.
Ход игры. Детям раздают в конвертах одну часть разрезной картинки и предлагают ее рассмотреть, не показывая другим детям. Отгадав предмет, изображенный на разрезной картинке, ребенок должен нарисовать целый предмет. Далее каждый ребенок загадывает загадку или рассказывает о предмете, изображенном на картинке (или описывает его: какой он по форме, цвету, где растет, для чего нужен и т.д.). После того, как дети отгадают загадку, ребенок показывает свой рисунок-отгадку. В случае затруднения психолог предлагает ребенку вместе с ним загадать детям загадку.
Загадки:
· Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
· Из пластмассы тучка, а у тучки ручка. Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.
· Растут на дереве весной зеленые, а осенью падают с ветки золотые монетки.
· Круглая, да не лук, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостом, да не мышь.
· Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиденье на носу?
· Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом и самолет, и большущий пароход. Как называется эта палочка?
· Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.
· Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос.
· Летом в огороде – свежие, зеленые, а зимою в бочке – зеленые, соленые, отгадайте, молодцы, как зовут нас … ?
· Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.
10. Задание «Дождик»
Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжеты, не соответствующие содержанию рассказа, но имеющие некоторые эпизоды, напоминающие его: на первой – весна, дети пускают по воде кораблики; на второй – лето, дети играют на поляне в мяч; на третьей – лето, дети идут с корзинками в лес; на четвертой – лето, дети играют в песочнице.
Описание. Психолог предлагает послушать следующий рассказ: «Летом дети играли в песочнице. Вдруг на небе появилась темная туча. Дети начали собирать игрушки, и вдруг полил сильный дождь. Дети намокли. Они побежали домой. Дома они переоделись. Когда выглянуло солнышко, они снова вышли играть в песочницу». После этого психолог предлагает подобрать картинку к рассказу. В случае затруднения он переворачивает картинки обратной стороной и предлагает еще раз прослушать текст. Дети вновь рассматривают картинки и выбирают нужную, обосновав свой выбор. После этого психолог просит детей рассказать весь текст с опорой на иллюстарцию.
11. Задание «Дорисуй!»
Оборудование: у психолога две картинки. На одной изображены различные предметы: палочка, веревочка, полукруг, круг, веточка, треугольник. На другой – мальчик или девочка, в руке – палочка или веревочка.
Описание. Психолог показывает картинку и объясняет: «Художник нарисовал мальчика (девочку), которые (ая) идет на прогулку, но он не успел дорисовать то, что у него в руках». Психолог предлагает детям самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, на картинке изображен мальчик с палочкой, можно сказать, что он идет на прогулку с лопаткой, цветком, шариком. Затем предлагает детям нарисовать тот предмет, который забыл нарисовать художник. Каждому ребенку дают лист бумаги, на котором изображении часть предмета. Ребенок дорисовывает тот предмет, который назвал. Психолог расставляет детские рисунки на полотне рядом с изображением персонажа.
12. Психомышечная тренировка
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.
Описание.
1) Давай понюхаем цветок.
Покажи, как ты нюхаешь цветы.
Раз – поднеси обе руки к
носу, представляя, что в них
цветы, вдохни их аромат, улыбнись,
задержав дыхание. Два –
2) Давай попьем колодезную
водичку. Раз – набери воду
из колодца. Два – поднеси
ладошки с водой ко рту.
3) Я вижу впереди яблоньки
с яблоками! Ты хочешь попробовать
эти яблочки? Тогда давай
Раз – подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два – опусти ногу, сделай выдох. Три – подними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положении, задержи дыхание. Четыре – опусти левую ногу, сделай выдох (3 – 4 раза).
Литература
1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов. – М.: Коррекционная педагогика, 1991.
2. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И.Лубовский. – Смоленск, 1994.
3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. – СПб.: Речь, 2004.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: 1999.
5. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. – 1989. - №1.
6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. к учеб. заведений: В 3кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.
7. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б.Никишина. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
8. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н.Овчинникова. – М.: Коррекционная педагогика, 2001.
9. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во пед. ин-та, 1997.
11. Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Канд. дис. – М., 1997.
12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Академия, 1998.
13. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.