Характеристика возрастных особенностей современных школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения уроков-музыкальных путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов, криптограмм в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений.

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

В детстве постепенно преодолевается нерасчлененность, диффузность восприятия музыки и подготавливается база для осмысленного ее слушания. Такими факторами являются: опыт общения, коммуникативный фактор, речевой и двигательный игровой опыт, а также опыт сенсорный - пространственные и зрительные ощущения и представления. Важнейшим фактором, ведущим постепенно ко все более дифференцированному слушанию музыки, к различению ее мелодических, ритмических, гармонических и других особенностей, является на первых этапах развития ребенка фактор коммуникативного опыта - различие разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок соприкасается с музыкой.

Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка, звучащая по радио или в  звукозаписи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных инструментах в присутствии ребенка; музыка, связанная  с танцами; с игрой; музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для  ребенка действия.

Овладение навыком музыкального восприятия осуществляется в процессе многообразных  видов деятельности. Дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно с опытом начинают слышать  и выделять выразительную интонацию, изобразительные моменты, дифференцируют части произведения, вступление и  заключение; начинает различать регистры, тембры, штрихи, уверенно определяют динамику, характер произведений, узнают знакомые песни и пьесы.

Наиболее близкими, более легко  дифференцируемыми оказываются  для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными  формами музицирования - с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на активные, деятельные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением. Соотнесение музыкального произведения, его характера и языка с жизненным контекстом имеет большое значение. У детей возникают важные для дальнейшего музыкального развития ассоциативные связи между особенностями музыки того или иного жанра и коммуникативной ситуацией. Все это позволяет развивать в детях творческое (креативное) начало.

Что мы понимаем под творчеством? Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. (34, с. 432)с3

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. (39, с. 387) с3

Ребенок не пустой сосуд, который педагог  призван заполнить знаниями и  поведенческими нормами. Ребенок – личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными  ограничениями. (22, с. 17) Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества - его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны». Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли.  Сод3

Современная наука  исследует процесс творчества с  различных точек зрения: философия  определяет методологическую основу исследования, изучает принципы истинности знаний, результатов творческого мышления; социология выявляет факторы общественной среды как стимулирующие, так  и тормозящие проявления творческих способностей; психология исследует  процессы творческого мышления.

По мнению Б.В.Асафьева, творческое начало на музыкальных занятиях необходимо во всех видах деятельности. Занятия  музыкой без проявлений творческого  начала противоречат самой природе  музыкального искусства.

Эмпатийность рассматривают как способность к эмоциональному заражению, вживанию в художественный образ. В более широком смысле – душевность, сердечность, способность к сопереживанию, к установлению духовного контакта с людьми.

Эмпатийность способствует включению себя – в мир, и мира – в себя (К.Юнг). При этом эмпатийность проявляется в т.ч. в процессе музыкальных занятий, через диалог.

М.С.Каган вводит понятие «внутреннего диалога», который выступает побудителем творчества, при котором происходит проникновение, погружение личности в музыку, понимание и личностная интерпретация. Происходит либо приятие личностью содержания произведения, а вместе с ним и сочувствие, сопереживание его лирическому герою, либо его неприятие.

XX век показал, что проблема эмпатийности стала одной из центральных в педагогике музыкального образования. Эмпатийность является противопоставлением отчужденности, эгоизму, черствости души – может быть, самым распространенным нравственным болезням нашего времени.

В своем развитии эмпатийность может проходить несколько стадий: со-переживание, со-чувствие, со-участие.

Обязательным условием для  проявления эмпатийности на музыкальных занятиях является близость ребенку той интонационной сферы, в рамках которой написано данное музыкальное произведение. Незнакомая, непривычная для него в интонационном отношении музыка, как показывает опыт, чаще всего не способна вызвать эмоциональный отклик на уровне эмпатийности. Даже определение ее настроения не всегда доступно учащемуся, если эта музыка принадлежит к принципиально иной музыкальной культуре (например, музыка народов Востока, африканская музыка и т.п.). Тем более такая музыка не может вызвать у него сопереживания, сочувствия. Вот почему так важно расширение и обогащение накопленного ребенком интонационно-слухового фонда, в который постепенно, с помощью учителя, может быть включена и не только близкая ему по интонационному словарю музыка.

Музыкальность, креативность и эмпатийность можно представить себе в определенной взаимосвязи и соподчиненности. Ядром этой триады выступает музыкальность, которая определяет специфику проявления как креативности ребенка, так и его эмпатийности в процессе музыкальных занятий.

Внимание в музыкальном искусстве, как и в других видах человеческой деятельности – важное и необходимое условие эффективности всех процессов сенсорной (чувственной), интеллектуальной (умственной) и моторной (двигательной) активности человека. Внимание – это сосредоточенность деятельности в определенный момент.

Существуют в основном два вида внимания – это непроизвольное и  произвольное внимание. В музыкальном  искусстве с вниманием связаны все виды музыкальной деятельности. Особенно важно внимание в коллективном исполнительстве. Поднятие руки дирижера перед выступлением, ауфтакт, знаки и движения между солистом и аккомпаниатором и.д. - все это в музыкальной терминологии называется вниманием.

В современной психологии в структуре  внимания принято рассматривать  также его качественные свойства как устойчивость, переключение, распределение  и объем внимания. Также можно  отнести сюда и расстройство внимания.

Окружающий нас мир мы познаем  через органы чувств и через ощущения, получая необходимую информацию. Ощущение – это простейший психологический процесс отражения в нашем сознании отдельных образов, свойств предмета, явлений окружающей нас действительности, которые мы получаем через органы чувств. В соответствии с органами чувств - ощущения принято делить на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, мускульно-двигательные и органические. В музыкальном искусстве наибольшее значение имеют слуховые, тактильные (ощущения прикосновения), двигательные и ритмические ощущения.

Взаимодействие ощущений протекает  в двух основных процессах – сенсибилизации и синестезии. Сенсибилизацией называют повышение чувствительности одного из анализаторов в процессе взаимодействия с другим. Например, балетная музыка воспринимается лучше, полнее, если мы слушаем ее в театре, а не по радио, т.к. сочетание зрительных и слуховых анализаторов обогащает наше восприятие.

К синестезии относят такое взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора  возникают ощущения, характерные  для другого анализатора. Например, об этом говорят такие выражения  как «тонкий вкус», «кричащий  цвет», «сладкий звук» и др. Наиболее часто встречается явление зрительно-слуховой синестезии, известное как феномен  цветного слуха. Такого рода слух был  у Римского-Корсакова, Скрябина, Чюрлениса.

Римский-Корсаков воспринимал колорит  различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений  природы. О тональности ля мажор  он говорил: «Это тональность молодости, весны, - и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень и все луга усыпаны цветами. Это тональность утренней зари, когда  не чуть брезжит свет, а уже весь восток пурпурный и золотистый». И так про другие тональности…

Скрябин, например, впервые в музыкальной  практике ввел в симфоническую партитуру  специальную партию света ( «Прометей», «Поэма огня», 1910), что связано с обращением к цветному слуху, цветомузыке.

Литовский композитор Чюрленис (1815-1911) свое художественное творчество связывал с музыкальным искусством. Его  картины имели такие музыкальные  названия как «Соната весны», «Соната солнца» и т.д.

Исследования, проведенные немецким ученым Г.Гельмгольцем (1821-1894) - «Учение  о слуховых ощущениях как физиологическая  основа для теории музыки» – Спб., 1875; М., 1975; «О физиологических причинах музыкальной гармонии» - Спб.,1896, показали, что единичный тон имеет сложную природу, и что его можно разложить на составные части. Для этого был создан прибор, именуемый спектрометром, который раскладывает звук на составляющие его обертоны. В спектре звука отдельные возвышающие пики, состоящие из группы обертонов – называются формантами. Именно от их состава и зависит окраска голоса.

Ощущение звонкости и полетности голоса свидетельствует о наличии в нем высокой певческой форманты. Ее наличие в низких голосах придает им характерный и высоко ценимый признак, называемый «металлом» в голосе. Существует также и низкая певческая форманта, которая придает голосу ощущение мягкости, массивности, бархатистости. Тембры музыкальных инструментов также имеют свою окраску, необходимую для передачи характера того или иного произведения.

 

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение накопленного опыта. Следует иметь в виду и такое свойство памяти как забывание. Память можно подразделить на три вида: 1) в соответствии с деятельностью – это двигательная, эмоционально-образная и словесно-логическая, 2) по характеру – это непроизвольная и произвольная, 3) по времени – это кратковременная, долговременная и оперативная.

Хорошая музыкальная память – это  быстрое запоминание музыкального произведения и сохранение его в  памяти на длительный срок. В зависимости  от индивидуальных способностей каждый музыкант опирается на более удобный  для него вид памяти. Гигантской музыкальной памятью обладали Моцарт, Лист, Антон Рубинштейн, Рахманинов, Тосканини, которые без труда могли удерживать в своей памяти основную музыкальную литературу.

В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей.

 

1.2.  общая характеристика современного учащегося

Современная школа  готовит детей, в основном, к исполнительской  деятельности, развивая при этом соответствующие  способности. Поэтому в научно-педагогических исследованиях последних лет  проблема формирования творческих способностей занимает значительное место.

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.

Творческие способности проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей.

Способности не являются природными свойствами личности. По определению  Б.М. Теплова в основе способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются в способности [46, с. 23].

К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость.

Информация о работе Характеристика возрастных особенностей современных школьников