Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:25, курсовая работа
Актуальность: сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда
1.1 Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе
1.2 Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
Вывод
Библиография
Курсовая работа: Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда
1.1 Проблема развития
1.2 Влияние хозяйственно-бытового
труда на развитие
1.3 Педагогические условия
развития самостоятельности
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
Вывод
Библиография
Приложение
Введение
Актуальность: сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.
Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук. Еще Коменским были освещены ряд вопросов о детской самостоятельности. К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, Л.И Божович., А.Л. Венгер, а также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев.
В.А. Сухомлинский считал, что многое зависит от того, кто вёл ребёнка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребёнка является взрослый.
А.Н. Леонтьев, в свою очередь, считал, что развитие личности обусловлено двойственностью связей субъекта с миром – предметной деятельностью и общением. Развитие этих соподчинений занимает длительный период. На первом этапе происходит стихийное складывание личности, на втором этапе возникает сознательная личность.
Хотя тема развития самостоятельности
у детей старшего дошкольного
возраста средствами хозяйственно-бытового
труда разработана в психолого-
Таким образом, тема достаточно стара, она значима и хорошо представлена и разработана в педагогике 60-80 годов. Новизна этой темы заключается в направлении на познавательные аспекты.
Вышесказанное определило проблему нашего исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективное развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.
Цель исследования: рассмотреть
возможности хозяйственно-
Объект исследования – процесс воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия:
● стимулирует проявление
самостоятельности старших
● поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;
● предлагает детям коллективные
поручения хозяйственно-
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
♦ раскрыть психолого-педагогическое содержание основных понятий: «детский труд», «хозяйственно-бытовой труд», «самостоятельность»;
♦ выявить влияние хозяйственно-
♦ определить и выяснить на констатирующем эксперименте создаёт ли педагог условия, которые обеспечивают развитие самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании использовались следующие методы:
– наблюдение, беседа, тестирование;
– статистическая обработка данных.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, вывода, библиографии и приложения. Работа иллюстрирована таблицами.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 «Малыш», старшая группа.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности
у детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-
бытового труда
1.1 Проблема развития
литературе
Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности её творческих возможностей [9, 256].
В советской психолого-
В зарубежной педагогике и
психологии самостоятельность, как
правило, отождествляется с
Как подчеркивает А.В. Петровский, самостоятельность вовсе не представляет собой "отпочкования от общества". Развитие независимости по отношению к чуждым ребенку ситуативным социальным воздействиям предполагает непрерывный рост и укрепление усвоенных им общественных норм поведения, усиление его связи с обществом в целом.
В советской педагогике и
психологии самостоятельность
Развитие самостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными и специфическими воспитательными воздействиями взрослых. В дошкольном возрасте оно может осуществляться в продуктивной деятельности и элементарных формах труда.
Кто из родителей не хотел
бы видеть своих детей самостоятельными?
Самостоятельность в
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.
Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка [17, 63].
Очень важным волевым качеством,
необходимым для будущей
Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:
♦ умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
♦ умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
♦ умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
♦ умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
♦ умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
♦ умение переносить известные способы действий в новые условия.
Формирование
Рассматривая
Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в подтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведены другими, и т.д. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.
Отличительной особенностью
самостоятельности детей
За последние годы трудовому воспитанию детей дошкольного возраста стали уделять меньше внимания а акцент сделан больше в познавательной, игровой, учебной деятельности, в ущерб формированию трудовой деятельности. Трудовая деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования самостоятельности детей дошкольного возраста.
В трудовой деятельности ребенок определяет для себя цель, планирует деятельность, выбирает средства реализации намеченного плана, проявляет волевое усилие, чтобы достичь результата.
Формирование
Ретроспективный анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна привлекала внимание философов, психологов и педагогов.
В философской литературе
вопросы самостоятельности