Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:25, курсовая работа
Актуальность: сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда
1.1 Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе
1.2 Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
Вывод
Библиография
Анкета для воспитателя
Как Вы считаете, необходимо ли уделять внимание развитию самостоятельности?
Что Вы понимаете под определением «самостоятельность»?
Как хозяйственно-бытовой труд влияет на развитие самостоятельности?
Нужно ли учить детей самостоятельности? Если нужно, то почему?
Какие методы и приёмы Вы используете для развития самостоятельности?
Какую деятельность дети чаще проявляют самостоятельно?
Какой хозяйственно-бытовой труд предлагался воспитателем для развития самостоятельности?
Какие методы Вы используете
для привлечения детей к
Нужно ли воспитателю принимать
участие в хозяйственно-
Как в процессе хозяйственно-бытового труда можно воспитывать у детей самостоятельность?
Обработка результатов анкетирования.
Критериями оценки уровня работы педагога по развитию самостоятельности у детей старшей группы детского сада являются 3 показателя:
Понимание необходимости
использования хозяйственно-
Систематическое, последовательное
и творческое использование методов
и приёмов способствующих развитию
самостоятельности детей
Осознание проявления гуманного отношения к ребёнку, не унижая его достоинства и не нарушая его прав. Понимание опосредованного воздействия в воспитании самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.
Каждый показатель оценивается по 3 бальной шкале:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
По сумме баллов определяется общий уровень работы педагога в воспитании самостоятельности.
Уровни: Высокий – от 8 до 9 баллов.
Средний - от 5 до 7 баллов.
Низкий – от 3 до 4 баллов.
Результаты сводим в таблицу.
Анализ анкетирования воспитателей
Таблица 4
Ф.И.О. педагога |
Критерии |
Баллы по каждому критерию |
Сумма баллов |
Уровень работы педагога в развитии самостоятельности в процессе х.-б. труда |
1. Игунова Алла Ивановна |
1 |
высокий | ||
2 |
||||
3 |
||||
2. Лакеева Елена Владимировна |
1 |
средний | ||
2 |
||||
3 |
||||
3. Кустова Ольга Владимировна |
1 |
высокий | ||
2 |
||||
3 |
||||
4. Астахова Надежда Ивановна |
1 |
средний | ||
2 |
||||
3 |
||||
5. Ковалева Татьяна Ивановна |
1 |
средний | ||
2 |
||||
3 |
||||
6. Смолина Дина Николаевна |
1 |
средний | ||
2 |
||||
3 |
По результатам таблицы подсчитываем итоговый балл, % соотношение и определяем уровень профессионализма педагогов в воспитании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда. Результаты сводим в таблицу. Уровень профессионализма воспитателей в развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда.
Таблица 5
Количество Воспитателей уровни |
Абсолютное число |
% |
высокий средний низкий |
Анализ результатов
Для исследования уровня развития
самостоятельности у детей
Беседа.
Поручение: «Вымыть баночки из-под краски».
Беседа проводилась с
каждым ребенком индивидуально. Наиболее
часто у детей вызывали затруднения
ответы на вопросы номер: 3,5, что говорит
о том, что у детей не на должном
уровне развита самостоятельность
в хозяйственно-бытовой
Применяя вторую методику для решения первой задачи, было проведено наблюдение.
Воспитатель предложил подгруппе детей (3 человека) вымыть грязные баночки из-под краски. Каждый ребенок выполнял определенное трудовое действие (1-й мыл, 2-й ополаскивал, 3-й вытирал и выставлял баночки на поднос), причем, распределяли обязанности и договаривались между собой дети сами.
Две группы ребят по 15 человек были разделены на подгруппы по 3 человека. С каждой подгруппой мы работали отдельно. Эксперимент длился 5 дней.
Наблюдая за работой детей экспериментальной группы, мы обратили внимание, что практически в каждой подгруппе был лидер, который руководил работой. В первой тройке Быкова Т. быстро распределила обязанности: Ветрова К. мыла баночки (тщательно вымывала каждую); сама Быкова Т. ополаскивала, а Кардаева А. выставляла баночки на поднос (очень торопилась и баночки иногда падали). Была подгруппа, где ребята спорили, распределяя обязанности. Кравчин Ю. никак не хотел мыть баночки и долго спорил с Миллер Ю., пришлось вмешаться воспитателю, но не смотря на это, работа в этой тройке прошла очень слаженно. Были ребята, которые периодически обращались за помощью к воспитателю, пренебрегая помощью товарищей.
В контрольной группе дети работали не менее слаженно, но была тройка, которая ужасно выполнила работу: Пустохин Д., вымывая баночки, устроил настоящий потоп, а Моисеенко Л., вместо того, чтобы вытирать баночки, просто их переворачивала и трясла, пытаясь стряхнуть воду.
По итогам проведения констатирующего эксперимента можно сказать, что обе группы детей имеют приблизительно одинаковый уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда. В процентном соотношении мы видим:
Уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента
Таблица 6
Количество детей уровни |
По первой методике |
По второй методике |
Среднее по двум методикам | |||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
высокий средний низкий |
2 7 6 |
13,3 46,7 40 |
3 7 5 |
20 46,7 33,3 |
2,5 7 5,5 |
16,6 46,7 36,7 |
Уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента.
Таблица 7
Количество детей
уровни |
По первой методике |
По второй методике |
Среднее по двум методикам | |||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
высокий средний низкий |
2 7 6 |
13,3 46,7 40 |
2 8 5 |
13,3 53,4 33,3 |
2 7,5 5,5 |
13,3 50% 36,7 |
Высокий уровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 13,3% детей;
средний уровень самостоятельности в обеих группах принадлежит 46,7% детей;
низкий уровень
Чтобы рассчитать уровень сформированности самостоятельности в каждой группе по результатам наблюдений, результаты наблюдений были усреднены. В итоге сравнительный анализ уровней самостоятельности показал:
Сравнительный анализ сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда по каждой группе детей на этапе констатирующего эксперимента
Таблица 8
Кол-во детей Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
высокий средний низкий |
2 7,5 5,5 |
13,3 50 36,7 |
2,5 7 5,5 |
16,6 46,7 36,7 |
Высокий уровень самостоятельности
имеют 13,3% детей контрольной группы
и 16,6% детей экспериментальной
Таким образом, наблюдение на констатирующем этапе показало, что обе группы детей старшего дошкольного возраста имеют изначально почти одинаковый уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда.
Вывод
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания самостоятельной личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире.
В процессе труда развиваются
способности, умение и навыки. В трудовой
деятельности формируются новые
виды мышления. Вследствие коллективного
труда ребенок получает навыки работы,
общения, сотрудничества, что улучшает
адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным предметом
программы обучения. Правда в последнее
время в большинстве садиков
находится в упадке. Это связанно
как с общей социально
Наше исследование показало,
что посредством хозяйственно-
Нами был проведен эксперимент, который показал, что наша гипотеза правомерна, а именно развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия:
● стимулирует проявление
самостоятельности старших
● поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;
● предлагает детям коллективные
поручения хозяйственно-
Перспективным направлением
дальнейших научных исследований, на
наш взгляд, могут стать следующие:
углубление изучения проблемы, связанное
с дальнейшей разработкой организации
трудовой деятельности в быту детей
старшей возрастной группы, а также
преемственность ДОУ и
Библиография
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
3. Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.
4. Буре Р.С. Организация
труда детей и методика
5. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. -288с
7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.
8. Година Г.Н. Воспитание
положительного отношения к
9. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
10. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988.
11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.
12. Лебеденко Е.Н. Развитие
самосознания и
13. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985.
14. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
15. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
16. Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993.
17. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003.
18. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с.
19. Репина Т.А. Социально-
20. Сергеева, Д.В. Воспитание
детей дошкольного возраста в
процессе трудовой
21. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.
22. Степанова Г. Социальное
развитие дошкольника и его
педагогическая оценка в
23. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. - Минск: Нар. аствета, 1982. - 96 с. - (Родителям о детях).
24. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук.М., 1978. - 24с.