Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда
1.1 Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе
1.2 Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
Вывод
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

Анкета для воспитателя

Как Вы считаете, необходимо ли уделять внимание развитию самостоятельности?

Что Вы понимаете под определением «самостоятельность»?

Как хозяйственно-бытовой  труд влияет на развитие самостоятельности?

Нужно ли учить детей самостоятельности? Если нужно, то почему?

Какие методы и приёмы Вы используете для развития самостоятельности?

Какую деятельность дети чаще проявляют самостоятельно?

Какой хозяйственно-бытовой  труд предлагался воспитателем для  развития самостоятельности?

Какие методы Вы используете  для привлечения детей к хозяйственно-бытовому труду?

Нужно ли воспитателю принимать  участие в хозяйственно-бытовом  труде?

Как в процессе хозяйственно-бытового труда можно воспитывать у  детей самостоятельность?

Обработка результатов анкетирования.

Критериями оценки уровня работы педагога по развитию самостоятельности  у детей старшей группы детского сада являются 3 показателя:

Понимание необходимости  использования хозяйственно-бытового труда для развития самостоятельности.

Систематическое, последовательное и творческое использование методов  и приёмов способствующих развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Осознание проявления гуманного  отношения к ребёнку, не унижая его  достоинства и не нарушая его  прав. Понимание опосредованного  воздействия в воспитании самостоятельности  детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Каждый показатель оценивается  по 3 бальной шкале:

1 балл – низкий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – высокий уровень.

По сумме баллов определяется общий уровень работы педагога в  воспитании самостоятельности.

Уровни: Высокий – от 8 до 9 баллов.

Средний - от 5 до 7 баллов.

Низкий – от 3 до 4 баллов.

Результаты сводим в таблицу.

Анализ анкетирования  воспитателей

 

Таблица 4

Ф.И.О. педагога

Критерии

Баллы по каждому критерию

Сумма баллов

Уровень работы педагога в  развитии самостоятельности в процессе х.-б. труда

1. Игунова

Алла Ивановна

1

   

высокий

 

2

     
 

3

     

2. Лакеева Елена Владимировна

1

   

средний

 

2

     
 

3

     

3. Кустова Ольга Владимировна

1

   

высокий

 

2

     
 

3

     

4. Астахова Надежда Ивановна

1

   

средний

 

2

     
 

3

     

5. Ковалева Татьяна Ивановна

1

   

средний

 

2

     
 

3

     

6. Смолина Дина Николаевна

1

   

средний

 

2

     
 

3

     

 

По результатам таблицы  подсчитываем итоговый балл, % соотношение  и определяем уровень профессионализма педагогов в воспитании самостоятельности  у детей старшего дошкольного  возраста в процессе хозяйственно-бытового труда. Результаты сводим в таблицу. Уровень профессионализма воспитателей в развитии самостоятельности у  детей старшего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда.

Таблица 5

Количество Воспитателей

уровни

Абсолютное число

%

высокий

средний

низкий

   

 

Анализ результатов констатирующего  эксперимента

Для исследования уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытового труда было проведено  наблюдение по двум методикам:

Беседа.

Поручение: «Вымыть баночки  из-под краски».

Беседа проводилась с  каждым ребенком индивидуально. Наиболее часто у детей вызывали затруднения  ответы на вопросы номер: 3,5, что говорит  о том, что у детей не на должном  уровне развита самостоятельность  в хозяйственно-бытовой трудовой деятельности.

Применяя вторую методику для решения первой задачи, было проведено наблюдение.

Воспитатель предложил подгруппе  детей (3 человека) вымыть грязные баночки  из-под краски. Каждый ребенок выполнял определенное трудовое действие (1-й  мыл, 2-й ополаскивал, 3-й вытирал  и выставлял баночки на поднос), причем, распределяли обязанности и  договаривались между собой дети сами.

Две группы ребят по 15 человек  были разделены на подгруппы по 3 человека. С каждой подгруппой мы работали отдельно. Эксперимент длился 5 дней.

Наблюдая за работой детей  экспериментальной группы, мы обратили внимание, что практически в каждой подгруппе был лидер, который  руководил работой. В первой тройке Быкова Т. быстро распределила обязанности: Ветрова К. мыла баночки (тщательно вымывала каждую); сама Быкова Т. ополаскивала, а Кардаева А. выставляла баночки на поднос (очень торопилась и баночки иногда падали). Была подгруппа, где ребята спорили, распределяя обязанности. Кравчин Ю. никак не хотел мыть баночки и долго спорил с Миллер Ю., пришлось вмешаться воспитателю, но не смотря на это, работа в этой тройке прошла очень слаженно. Были ребята, которые периодически обращались за помощью к воспитателю, пренебрегая помощью товарищей.

В контрольной группе дети работали не менее слаженно, но была тройка, которая ужасно выполнила  работу: Пустохин Д., вымывая баночки, устроил настоящий потоп, а Моисеенко Л., вместо того, чтобы вытирать баночки, просто их переворачивала и трясла, пытаясь стряхнуть воду.

По итогам проведения констатирующего  эксперимента можно сказать, что  обе группы детей имеют приблизительно одинаковый уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда. В процентном соотношении мы видим:

Уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента

 

Таблица 6

Количество детей

уровни

По первой методике

По второй методике

Среднее по двум методикам

 

Абсолютное число

 

%

Абсолютное число

 

%

Абсолютное число

 

%

высокий

средний

низкий

2

7

6

13,3

46,7

40

3

7

5

20

46,7

33,3

2,5

7

5,5

16,6

46,7

36,7


 

Уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента.

Таблица 7

Количество детей

 

уровни

По первой методике

По второй методике

Среднее по двум методикам

 

Абсолютное число

 

%

Абсолютное число

 

%

Абсолютное число

 

%

высокий

средний

низкий

2

7

6

13,3

46,7

40

2

8

5

13,3

53,4

33,3

2

7,5

5,5

13,3

50%

36,7


 

Высокий уровень самостоятельности  в обеих группах принадлежит 13,3% детей;

средний уровень самостоятельности  в обеих группах принадлежит 46,7% детей;

низкий уровень самостоятельности  в обеих группах принадлежит 40% детей.

Чтобы рассчитать уровень  сформированности самостоятельности в каждой группе по результатам наблюдений, результаты наблюдений были усреднены. В итоге сравнительный анализ уровней самостоятельности показал:

Сравнительный анализ сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда по каждой группе детей на этапе констатирующего эксперимента

 

Таблица 8

Кол-во детей

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

 

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

высокий

средний

низкий

2

7,5

5,5

13,3

50

36,7

2,5

7

5,5

16,6

46,7

36,7


 

Высокий уровень самостоятельности  имеют 13,3% детей контрольной группы и 16,6% детей экспериментальной группы. Средний уровень: 50% детей контрольной  группы и 46,7% детей экспериментальной  группы. Низкий уровень: 36,7% детей контрольной  группы и 36,7% детей экспериментальной  группы.

Таким образом, наблюдение на констатирующем этапе показало, что  обе группы детей старшего дошкольного  возраста имеют изначально почти  одинаковый уровень сформированности самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда.

 

Вывод

 

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания самостоятельной личности. Включаясь  в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление  о себе и об окружающем мире.

В процессе труда развиваются  способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые  виды мышления. Вследствие коллективного  труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом  программы обучения. Правда в последнее  время в большинстве садиков  находится в упадке. Это связанно как с общей социально экономической  ситуацией, так и с общим развитием  социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более  широкую функцию. В этом я вижу будущее трудового воспитания.

Наше исследование показало, что посредством хозяйственно-бытового труда происходит развитие самостоятельности  у дошкольников.

Нами был проведен эксперимент, который показал, что наша гипотеза правомерна, а именно развитие самостоятельности  у детей старшего дошкольного  возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог  создает условия:

● стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий  для хозяйственно-бытового труда;

● поощряет инициативу ребят  в стремлении заметить и устранить  нарушения порядка в группе и  на участке;

● предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.

Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: углубление изучения проблемы, связанное  с дальнейшей разработкой организации  трудовой деятельности в быту детей  старшей возрастной группы, а также  преемственность ДОУ и начальной  школы по вопросу формирования самостоятельности ребят посредством хозяйственно-бытового труда.

 

Библиография

 

1. Бернс Р. Развитие  Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

3. Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

4. Буре Р.С. Организация  труда детей и методика руководства  // Нравственно-трудовое воспитание  детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

5. Волоков В.С., Волкова  Н.В. Детская психология: Логические  схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.

6. Возрастная и педагогическая  психология: Учебник для студентов  пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. -288с

7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.

8. Година Г.Н. Воспитание  положительного отношения к труду  // Воспитание нравственных чувств  у старших дошкольников / Под ред.  А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.

9. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.

10. Иващенко Ф.И. Психология  трудового воспитания. - Минск, 1988.

11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.

12. Лебеденко Е.Н. Развитие  самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое  руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.

13. Мухина В.С. Детская  психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985.

14. Нечаева В.Г. Воспитание  дошкольника в труде.- М., 1990.

15. Нравственное и трудовое  воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

16. Папир О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993.

17. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003.

18. Психолог в детском  дошкольном учреждении: Методические  рекомендации к практической  деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с.

19. Репина Т.А. Социально-психологическая  характеристика группы детского  сада. - М.: Педагогика, 1988.

20. Сергеева, Д.В. Воспитание  детей дошкольного возраста в  процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.

21. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.

22. Степанова Г. Социальное  развитие дошкольника и его  педагогическая оценка в условиях  детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33.

23. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. - Минск: Нар. аствета, 1982. - 96 с. - (Родителям о детях).

24. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук.М., 1978. - 24с.

Информация о работе Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста