Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 14:07, курсовая работа
Цель работы – изучить влияние художественной литературы на формирование представления об образе учителя у молодых педагогов, подобрать педагогические ситуации из художественной литературы для работы на занятиях по основам педагогического мастерства. Задачи:
Раскрыть понятие профессиональной педагогической деятельности.
Определить структуру и основные компоненты педагогической деятельности
Дать определение педагогическим способностям в структуре педагогической деятельности.
Проанализировать понятие профессиональной готовности и пригодности преподавателя к педагогической деятельности.
Раскрыть понятия педагогической задачи и ситуации
Представить темы по педагогическому мастерству с разрешением педагогических ситуаций
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Понятие профессиональной педагогической деятельности 5-7 стр.
1.2. Структура и основные компоненты педагогической деятельности 7-14 стр.
1.3. Педагогические способности в структуре педагогической деятельности 14-16 стр.
1.4. Профессиональная готовность и пригодность преподавателя к педагогической деятельности 16-19 стр.
II. Практическая часть
2.1 Понятие педагогической задачи и педагогической ситуации 21-22 cтр
2.2 Разрешение педагогических ситуаций и задач в художественной литературе 22-28 стр.
III. Заключение 29 – 30 cтр.
IV. Список использованной литературы 31 стр.
Вывод: Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Все это вполне поддается медицинской и психолого-педагогической диагностике, определенному тестированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические институты и на педагогические отделения университетов пока не предусматривается определение их профессиональной пригодности, зачисляют всех, кто сдает необходимые вступительные экзамены. Вот почему в школу попадает немало учителей, заведомо профессионально непригодных, что резко отрицательно сказывается на обучении и воспитании учащихся
2. Практическая часть
На протяжении всей своей педагогической деятельности не только молодые учителя, но и учителя с большим стажем работы сталкиваются с определенными конфликтными ситуациями в педагогическом коллективе, в общении с учащимися и в отношениях учащихся между собой.
Художественная литература может помочь педагогу разрешить тот или иной конфликт или предупредить его.
Цель практической части исследования: разрешение педагогических ситуаций в художественной литературе как способ разрешения их педагогом в своей педагогической деятельности.
Задачи:
2.1 Понятия педагогической ситуации и педагогической задачи
С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».
Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.
В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:
– недовольство (отрицательное
отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за
несходства во мнениях, взглядах);
– противодействие (действие, препятствующее
другому действию);
– противостояние (сопротивление действию
кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи, согласованности
между чем-нибудь, кем-нибудь).
Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:
1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование)
конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью
определения сущности конфликта, лежащего
в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач,
выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая
подготовка учителя к решению возникших
педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических
задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Опытные учителя в большинстве случаев не нуждаются в такой детализации своих действий; что же касается молодых педагогов, то такая пошаговая методика может принести пользу.
Итак, можно прийти к выводу, что педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.
Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.
2.2 Педагогическое мастерство как способ разрешения педагогических задач и ситуаций
Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера. Учитывая то, что в основе любого проекта лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе, мы можем сделать вывод о том, что дидактические материалы в проекте должны играть несколько иную роль. Роль - помощника, опоры в учебной деятельности.
Приведенная ниже таблица являет собой пособие по изучению тем по педагогическому мастерству с помощью примеров, взятых из художественной литературы. Используя данную таблицу студенты, изучающие педагогическое мастерство, а так же молодые учителя смогут не только приобрести качественный раздаточный материал, но так же с помощью конкретных примеров из художественной литературы четче представить себе, что подразумевает тот или иной компонент педагогического мастерства.
Темы педагогического мастерства |
Педагогические ситуации и цитаты |
1.Cтили педагогического общения |
Один – студент, преподаватель гимнастики, получивший кличку Батька. Другой – хрупкий естествовед, влюбленный в книжки Кайгородова о цветах, мягкий и простодушный человек, потомок петербургских немцев-аптекарей. Прежде всего «ненормальный» питомник не принял его трудно выговариваемого имени. Герберта Людвиговича сперва переделали в Герб Людовича, потом сократили до Герб Людыча, потом любовно и просто стали звать Верблюдычем и наконец окончательно закрепили за ним имя Верблюд.
Однако Верблюда любили за мягкость, хотя и смеялись над некоторыми его странностями. А их у него было много. То подсмотрят ребята, как Верблюдыч перед сном начинает танцевать в кальсонах, напевая фальшивым голосом мазурку, то вдруг он начнет мучить шкидцев, настойчиво разучивая гамму на разбитом пианино, которое не в добрый час оказалось у него в комнате.
Музыка у Верблюдыча была второй страстью после цветов. Однако все же он играть ни на чем не умел и за все свое пребывание в школе не поразил шкидцев ни одним новым номером, кроме гаммы.
Третий педагог был ни то ни се. Он скоро исчез со шкидского горизонта, обидевшись на маленький паек и на слишком тяжелую службу у «дефективных». Впоследствии он был спортинструктором Всеобуча, а оттуда перешел в мясную лавку на должность «давальца». *** В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук – дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твердо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею. (Белых Г.C., Пантелеев Л.Н. “Республика ШКИД”) |
2.Педагогическое требование |
Амебка рассказывает с увлечением о микроорганизмах. Вдруг он замечает, что последняя парта, где сидит Еонин, не слушает его. Он принимает меры:
– Еонин, пересядь на первую парту.
– Зачем же это? – изумляется Япошка.
– Еонин, пересядь на первую парту.
– Да мне и здесь хорошо.
– Пересядь на первую парту.
– Да чего вы привязались? – вспыхивает Японец, но в ответ слышит прежнее монотонное приказание:
– Пересядь на первую парту.
– Не сяду. Халдей несчастный! – озлобленно кричит Еонин. Амебка некоторое время думает, потом начинает все с начала:
– Еонин, выйди вон из класса.
– За что же это?
– Выйди вон из класса.
– Да за что же?
– Выйди вон из класса.
Еонин озлобляется и уже яростно топает ногами. Кнопка носа его краснеет, глаза наливаются кровью.
– Еонин, выйди вон из класса, – невозмутимо повторяет Амебка, и тогда Японец разражается взрывом ругательств:
– Амебка! Халдей треклятый! Чего привязался, тупица деревянная!
Амебка спокойно выслушивает до конца и говорит:
– Еонин, ты сегодня будешь мыть уборные.
На этом обе стороны примиряются. (Белых Г.C., Пантелеев Л.Н. “Республика ШКИД”) |
3.Введение в педагогическую профессию |
“Я не ставил своей задачей охватить урок, все дидактические детали процесса изучения основ наук. Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога. Я стремился рассказать о том, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к родной советской земле” (Сухомлинский В.А. “ Сердце отдаю детям” |
4.Педагогический такт |
Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:
— Но… что ты здесь делаешь?
И он опять попросил тихо и очень серьезно:
— Пожалуйста… нарисуй барашка…
Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:
— Все равно. Нарисуй барашка.
Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать — удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул:
— Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасен, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.
И я нарисовал. (Cент-Экзюпери Антуан “Маленький принц”)
|
5.Мастерство учителя в руководстве познавательной деятельностью учащихся в процессе учебного занятия |
Учитель говорит: "Присмотритесь, дети, внимательно к тому, что вы видите, и подумайте, может ли существовать живое без неживого? Вот перед вами большой ящик со многими маленькими ящичками: здесь разнообразные химические удобрения. Смотрите, как ваши старшие товарищи берут из одного, из другого ящика белый, желтый, серый порошок, смешивают, растворяют в воде. А вот делается плодородная почва: крупный песок смешивается с перегноем. Видите, какие сочные помидоры вырастают на этой смеси? Из чего берет растение строительный материал для своей листвы, стеблей, плодов? Из неживого. Неживое - это среда для живого".
Эти истины пробуждают в (Сухомлинский В.А. “ Сердце отдаю детям” |
6.Мастерство внушающего воздействия педагога |
Так же угрюмо он выслушал мое новое приказание: – Поезжай, получи две тысячи рублей. Я сорвался с места и заорал на него: – Пожайлуста, без идиотских разговоров! Тебе дают поручение, ступай и сделай. Нечего «психологию» разыгрывать! Карабанов дернул плечом и прошептал неопределенно: – Ну, что ж… Привезя деньги, он пристал ко мне: – Посчитайте. – Зачем? – Посчитайте, я вас прошу! – Да ведь ты считал? – Посчитайте, я вам кажу. – Отстань! – Вы надо мною издеваетесь! Не может быть, чтобы вы мне так доверяли. Не может быть! Чуете? Не может быть! Вы нарочно рискуете, я знаю, нарочно… Он задохнулся и сел на стул. – Мне приходится дорого платить за твою услугу. – Чем платить? – рванулся Семен. – А вот наблюдать твою истерику. Семен схватился за подоконник и прорычал: – Антон Семенович! – Ну, чего ты? – уже немного испугался я. – Если бы вы знали! Если бы вы только знали! Я ото дорогою скакав и думаю: хоть бы бог был на свете. Хоть бы бог послал кого-нибудь, чтоб ото лесом кто-нибудь набросился на меня… Пусть бы десяток, чи там сколько… я не знаю. Я стрелял бы, зубами кусав бы, рвал, как собака, аж пока убили бы… И знаете, чуть не плачу. И знаю ж: вы отут сидите и думаете: чи привезет, чи не привезет? Вы ж рисковали, правда? – Ты чудак, Семен! С деньгами всегда риск. В колонию доставить пачку денег без риска нельзя. Но я думаю так: если ты будешь возить деньги, то риска меньше. Ты молодой, сильный, прекрасно ездишь верхом, ты от всяких бандитов удерешь, а меня они легко поймают. Семен радостно прищурил один глаз: – Ой, и хитрый же вы, Антон Семенович! – Да чего мне хитрить? Теперь ты знаешь, как получать деньги, и дальше будешь получать. Никакой хитрости. Я ничего не боюсь. Я знаю: ты человек такой же честный, как и я. Я это и раньше знал, разве ты этого не видел?
– Нет, я думал, что вы этого не знали, – сказал Семен, вышел из кабинета. (Макаренко А. С. “ Педагогическая поэма” |
Большое значение в любом преподаваемом педагогом предмете имеет дидактический материал. С его помощью педагог не только сможет разнообразить виды и формы работы учащихся во время занятия, но и способствовать развитию их умения работать самостоятельно. При помощи подобного пособия учащимся будет легче и интереснее запоминать материал по компонентам педагогического мастерства и структуре педагогической деятельности в целом. А начинающим педагогам - использовать это пособие в качестве раздаточного дидактического материала на предмете педагогического мастерства.
Заключение
Мастерство в любой деятельности является своеобразным качественным ориентиром, к которому надо стремиться. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Педагогическое мастерство выражается в профессиональной деятельности педагога, поэтому его можно рассматривать как вариант профессионального мастерства.
Педагогическое мастерство – это подвижная система, т.к. в нем отражаются объективные условия существования личности педагога в обществе и субъективные особенности этой личности. Мастерство педагога проявляется в деятельности.
Исследуя данную тему, я ставила перед собой цель – помочь молодым учителям в построении их педагогической деятельности. С помощью художественной литературы, представленной в работе, они смогут правильно строить свои занятия и конспекты, научиться разрешать педагогические ситуации и предупреждать их. Мной были рассмотрены и изучены понятия о профессиональной педагогической деятельности, её структуре и компонентах, а так же проанализированы понятия профессиональной готовности и пригодности преподавателя к педагогической деятельности. Все перечисленные компоненты являются основополагающими в педагогической деятельности и без них педагог не может стать профессионалом как таковым. Помимо теоретической части работы мной была проделана практическая часть, заключающаяся в создании пособия по педагогическому мастерству. Его суть – изучение тем по педагогическому мастерству на конкретных примерах из художественной литературы. Данное пособие не только окажет помощь учащимся при ознакомлении с темами по педагогическому мастерству, но так же значительно обогатит запасы раздаточных материалов педагога.
Профессия учителя относится к классу профессий “человек-человек”, а это означает, что преподавателю, а особенно только вставшему на педагогическую тропинку, нужно будет уметь найти общий язык с учащимися, стать для них другом и товарищем. Ни одно поколение учителей старалось подражать таким великим педагогам как Ш . А. Амонашвили , В.А Сухомлинский, А. C. Макаренко и др. К сожалению, в наше время их имени и достижения не известны молодому поколению, но их дело продолжает жить и будет жить до тех пор, пока есть учителя, которые со всей душой относятся к школе и своим учащимся и которым не безразлично будущее российского образования.
Cписок использованной литературы
17. Хмель Н.Д. « Теоретические основы профессиональной подготовки учителя», 2000.
18. Хозяинов Г.И. « Педагогическое мастерство преподавателя».- М.: Высш. шк.,2000.
19. Чернявская А.П. « Педагогическая техника в работе учителя». - М.: Центр "Педагогический поиск"
20. Якушева С.Д.-« Основы педагогического мастерства» -М.: Академия, 2008