Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся начальных классов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.

1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития творческого мышления.

ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках трудового обучения.

2.2.Теоретические положения технической эстетики.

ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на формирующем этапе эксперимента.

3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на контрольном этапе эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

design-3.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования  РФ

 

 

 

 

Уральский Государственный  педагогический университет

 

 

 

Департамент педагогики и психологии детства

 

 

 

Кафедра эстетического  воспитания

 

 

 

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления.

 

 

Дипломная работа

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 5 курса

дневного отделения

Вотинова Е.Н.

Научный руководитель:

старший преподаватель

Сенина Э.Э.

 

 

Екатеринбург 1999

 

 

СОДЕРЖАНИЕ      стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

1.1.Психолого-педагогический  аспект развития продуктивного  мышления.

 

1.2.Теоретическая  организация эстетико-педагогических  условий развития творческого  мышления.

 

ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

2.1.Организация  художественно-конструкторской деятельности  на уроках трудового обучения.

 

2.2.Теоретические  положения технической эстетики.

 

ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

3.1.Выявление  начального уровня развития элементов  дизайнерского мышления у младших  школьников на констатирующем этапе эксперимента.

 

3.2.Система работы  по развитию элементов дизайнерского мышления на формирующем этапе эксперимента.

 

3.3.Динамика  развития элементов дизайнерского  мышления у младших школьников  на контрольном этапе эксперимента.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Рассматривая  человека и окружающую среду в  диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром  вещей", который он сам для себя создал.

Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среде которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему школьному возрасту это влияние так или иначе осмысливается.

В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики(дизайна).

В свете современных  требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд должен являться  средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития ребенка. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Введение элементов дизайна также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.

В целях локализации предмета исследования и определения его научно-теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме. Анализ источников приводит нас к выводу, что существуют достаточные основы для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к эмоционально-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы дизайнерского образования учащихся.

Исходя из анализа  теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать "дизайнерским мышлением".

Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных  суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в  себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.

 Все вышеизложенное  определило выбор темы исследования.

 

ТЕМА: Художественно-конструкторская  деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления.

 

ПРОБЛЕМА: При  каких эстетико-педагогических условиях обеспечивается формирование дизайнерского  мышления у младших школьников на уроках трудового обучения.

Решение данной проблемы и является ЦЕЛЬЮ.

 

ОБЬЕКТ: Художественно-конструкторская  деятельность младших школьников на уроках труда.

 

ПРЕДМЕТ: Процесс  формирования элементов дизайнерского  мышления в процессе решения художественно-конструкторских задач.

 

ЗАДАЧИ:

1.Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме.

2.Определить  содержание понятий "элементарное  дизайнерское мышление", понимая  под последним возможный уровень  его развития для учащихся  начальных классов.

3.Отобрать комплекс  понятий, практических умений  и навыков, наиболее важных  для формирования элементарного  дизайнерского мышления и доступных  учащимся начальных классов.

4.Обосновать  эстетико-педагогические условия  формирования дизайнерского мышления  у младших школьников на начальном этапе обучения.

5.Разработать  методические рекомендации, направленные  на формирование дизайнерского  мышления на базе действующих  программ по трудовому обучению

 

ГИПОТЕЗА: В  процессе специально организованных занятий  возможно формировать у детей особый стиль мышления, для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление) при соблюдении определенных условий:

-если будет  реализована совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических,индивидуально-творческих);

-единство эмоциональной,  интеллектуально-оценочной и проектно-практической  деятельности в процессе обучения;

-постановка  и решение дизайнерских проблемных  ситуаций на основе специальных  знаний;

-раскрытие в  процессе обучения духовно-содержательного  начала вещей через их дизайнерские  качества;

-приобщение  детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды.

 

МЕТОДЫ ИССЕДОВАНИЯ:

-теоретический  анализ  философской, психологической,  искусствоведческой, педагогической  литературы, освещающей состояние  изучаемой проблемы.

-изучение учебных  программ и методической литературы по трудовому обучению.

-изучение передового  педагогического опыта;

-наблюдение  за процессом трудового обучения  в  начальных классов;

-педагогический  эксперимент (констатирующий, формирующий)

-диагностические  методы (индивидуальная беседа, психологическое тестирование, срезы)

-обобщение теоретических  и экспериментальных выводов  и создание методических рекомендаций.

 

НАУЧНАЯ НОВИЗНА:

-дана характеристика  понятия "элементарное дизайнерское  мышление", как особого уровня  дизайнерского мышления, возможного применительно к младшему школьному возрасту.

-обоснованы  и экспериментально подтверждены  эстетико-педагогические условия  формирования дизайнерского мышления  у младших школьников на начальном  этапе обучения.

-впервые поставлена  проблема формирования у младших школьников дизайнерского мышления как комплекса, включающего особую установку сознания, оценочные суждения и способы творческой деятельности, руководствуясь которыми человек может формировать в себе соответствующее эстетическое отношение к миру вещей.

-определена  сущность и выделены основные  структурные компоненты дизайнерского  мышления у младших школьников.

-выделены возможные  уровни развития дизайнерского  мышления (стихийное, элементарное, системное), определенна их специфика применительно к детям младшего школьного возраста.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЗНАЧИМОСТЬ: разработанная методика существенно повышает эффективность  процесса художественно-эстетического  воспитания в школе. Предложенный подход к организации занятий с младшими школьниками на уроках трудового обучения позволяет приблизить их к требованиям времени, делая возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: теоретико-исторический  анализ  научных трудов, затрагивающих проблемы, связанные с социально-психологическим и нравственно-эстетическим воздействием окружающей предметной среды на человека: положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в становлении личности, познания о движении мысли от чувственного к рациональному, от конкретного к абстрактному, от частного к общему.

 

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ  СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1.Целостный  процесс приобщения младших школьников к интеллектуально-оценочной и проектно-практической деятельности в области дизайна

создает реальные предпосылки для формирования у  них духовной потребности в гармонической  предметной среде и формирует  возможности для создания такой  среды.

2.Сформированность дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста связана со сформированностью его компонентов: рациональности, целесообразности, оригинальности(новизны),стилевого чутья, способности к проектированию.

3.Выделены возможные  уровни развития дизайнерского мышления (стихийное, элементарное, системное), определена их специфика применительно к детям младшего школьного возраста.

В целях локализации  предмета исследования и определения  его научно-теоретических основ  мы предприняли анализ печатных источников по проблеме.

В изученной  литературе можно условно выделить несколько основных групп вопросов, касающихся различных сторон избранной  проблемы.

В философском  плане вопросы художественного  творчества рассматривались в работах  А.А.Адамяна, Д.Благоева, А.И.Бурова, Г.Д.Гачева, М.С.Кагана, Н.И.Килщенко,В .П.Копнина, Н.Л.Лейзерова и др.

Психологической наукой накоплено достаточное количество исследований по вопросам воздействия  на психику человека цвета и формы, способности их вызывать различные  эмоции (Р.Арнхейм, В.С.Мейлах, А.Пейпер и др.)

художественная педагогика, основываясь на перечисленных выше областях знаний, в свою очередь, также  накопила достаточный опыт в исследовании проблем художественного творчества (В.В.Алексеева, Н.А.Дмитриева, Н.М.Зубарева, А.А.Мелик-Пашаев, бН.Н.Фомина, В.С.Щербакова и др.)

Вопросы воспитательного  и общеразвивающего воздействия  специально организованной художественно-эстетической деятельности изучали Ю.П.Азаров, Д.Н.Джола, Б.Т.Лихачев, З.И.Калмыкова, Г.П.Калинина и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО  МЫШЛЕНИЯ.

 

1.1.Психолого-педагогический  аспект развития продуктивного  мышления.

Каковы же факторы  и процессы, без функционирования которых продуктивное мышление невозможно?

В целом, можно  выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов  функционирования творческого мышления:

-восприятие  и память;

-мышление;

-воображение  и новизна;

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления