Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:35, дипломная работа
ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся начальных классов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Композиция. является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей в определенной системе и последовательности (29,с.25)
Таким образом, художественное решение формы и составляет главную задачу художественного конструирования .
Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга) изделия исходя из его внешнего содержания и назначения.
Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью.
Исходя из свойств
материи, изделия в своей конструкции
и форме приобретает
Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве.
Важнейшими формообразующими категориями (средствами) композиции является:
-объемная пространственная структура и тектоника;
-масштаб;
-пропорции;
-ритм и метр;
-контраст и нюанс;
-симметрия и асимметрия;
-колорит.
Объемно-пространственная структура. - эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством.
Тектоника - художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы.
Метр - строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередования одинаковых элементов.
Ритм - строение формы, являющееся следствием равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. Ритм, как свойство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета можно получить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом.
Колорит - свойство предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектром отражаемого или излучаемого им света.
Контраст - ярко выраженные противопоставленные формы.
Для создания контраста особенно часто используют цвет. Разновидностью контраста является нюанс. Наиболее часто к нюансу прибегают, когда нужно выделить отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации изделия во избежании монотонности.
Нюанс - отношение элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству.
Таким образом, гармоничность и единство достигаются формой, цветом, фактурой, текстурой, пропорциональностью, масштабностью, нюансом и контрастом (30,с.25)
Остановимся на принципах построения: композиции
1. Выбор характерных элементов композиции:
-объединение
по однородным признакам: форме
фактуре.
-выявление наиболее важной однородности, которую необходимо
подчеркнуть в композиции.
-включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение.
2. Соблюдение закона ограничения (не более трех элементов) в материи, деталях, цвете, форме.
3. Основа живой
композиции - не равносторонний треугольник.
4. Группировка
элементов с учетом того, что
выбранный материал
5. Обеспечение свободного пространства между группировками дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.
6. Подчеркивание
соподчинения между
7. Взаимосвязь между группировками и внутри их ритмом, линией, пластикой, а также когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам и к зрителю.
8. Объемность, стереоскопичность,
перспектива – достигаются с
помощью цвета, размера,
9. Соблюдение
оптического равновесия путем
правильного размещения
Следование
естественному положению
11. Эксперимент – залог успеха в творчестве (41,с.25)
Рассмотрим характеристики гармоничной формы:
1.Органичность и целостность внешней формы. Органичность понимается в том смысле, что созданное изделие воспринимается как единое целое, а все части его естественно входят в это целое. Целостность определяется тем, что он воспринимается как естественно созданный, то есть напоминает какую-то геометрическую форму.
2.Пропорциональность
и ритм. Пропорциональность в
художественном
3.Масштабность. Это свойство основано на сопоставлении величины предмета и наших представлений об этой величине. Признаками масштабности является контрастное отношение части к целому. Добиваются правильной масштабности выбором такого размера, который соответствует нашим представлениям и не нарушает соотношение предмета с человеком или с его окружением.
4.Пластичность.
Это свойство формы, по
5.Динамичность и статичность. Форма считается динамичной, если ее внешний облик вызывает чувство движения, и статичной, если облик вызывает чувство покоя.
6.Легкость и масштабность. Форма считается легкой, если ее внешний вид вызывает чувство воздушности, легкости, и массивности, если мы ощущаем тяжесть ее внешнего облика.
Также при создании композиции необходимо учитывать характеристики геометрической формы:
1.Симметричность
и асимметричность. Форма
2.Соотношение
форм. Любой предмет обладает
размером, по которому мы можем
представлять его реальную
3.Объемно –
пространственное строение. Каждый
предмет в пространстве
В связи с тем, что одной из задач работы является анализ результатов экспериментальной деятельности – представителей эстетики простых форм применительно к творческому мышлению младших школьников, необходимо рассмотреть пространственные особенности восприятия формы и цвета.
Первоначальные
процессы восприятия при анализе
формы предмета рассматриваются
как ориентировочные действия, которые
тесно связаны с практическими
и исполнительными действиями. Затем,
в процессе развития, они все больше
отделяются от исполнительной деятельности
и складываются в относительно самостоятельную
систему ориентированно-
Уже с 9 месячного возраста ребенок способен дифференцировать основные цвета и формы.
В младшем дошкольном возрасте цвет, форма, величина не существуют для ребенка изолированно от обладающих им предметов.
Старшие дошкольники и младшие школьники уже легко выделяют в предметах цвет, форму, способные дифференцировать по принципу " нравится – не нравится".
Таким образом, этот возраст сензитивен для воспитания и развития чувства цвета.
При ссоздании композиции немаловажную роль играет цвет.
Цвет - оцениваемое глазом свойство материальных объектов, обусловленное их способностью избирательно отражать (пропускать) световые волны определенной длины и воспринимаемое как определенное зрительное ощущение. Цвет - важнейшее качество формы, ее эмоционально-психологический язык.
Полезно знать о некоторых чисто зрительных изменениях формы путем использования свойств цвета. Так, желтый цвет как бы приподнимает поверхность. Оно даже кажется более обширном. Белый и желтый цвета создают эффект распространения на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Красный цвет при дневном освещении приближается к нам, выступает вперед. При сумеречном освещении он служит фоном и создает впечатление глубины. Голубой как бы удаляется от нас. В сумерках, наоборот, выдвигается на передний план.
Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу. Зеленый цвет наиболее спокойный из всех цветов. В калориметрии и цветоведении существует такое понятие как " контраст".
Широко распространены
контрасты между темными и
холодными цветами. Желтый, оранжевый
и красный цвета всеми
Контраст теплых и холодных цветов относителен. Красновато - синий кажется теплее, чем зеленовато - синий. Зеленый может показаться теплым по сравнению с сине - фиолетовым и холодным по сравнению с красным цветом.
Существует
еще и такие пары цветов, информация
о которых может быть использована
для совершенствования формы
и для корректировки
"Громкие - тихие". Ярко выраженные темные цвета производят впечатление "громких", кажется спокойным, тихим, смягчающим,
"Сухие - влажные".
Все темные тона кажутся
"Распространяющиеся - концентрирующиеся". Теплые, особенно желтые цвета, являются изучающими, распространяющимися. Синий, напротив, кажется плотным, концентрированным. Однако на темно - красным фоне и светло -голубом цвет кажется излучающим.
"Легкие - тяжелые". Все светлые цвета кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Из цветов одинаковой светлости красноватый кажется более тяжелым, цвет же, тяготеющие к синему более легким. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на желтом фоне. Голубой цвет тоже легкий и парящий.
"статичный - динамичный". Статичным можно назвать сочетание таких двух цветов, которые полностью уравновешивают друг друга, (например, желтый и фиолетово - синий). Особенно статичным воспринимается сочетание зеленого и пурпурного цветов. Динамичными будут сочетания красного и синего или оранжевого с зеленым.
"Возбуждающиеся
и успокаивающие". Цветовой ряд
от зеленого к желтому или
от красного к желтому
Приведем таблицу гармоничных и дисгармоничных сочетаний цветов.
Цвет |
Гармония |
Дисгармония |
чисто-красный |
Зеленый, синий, серый, синевато-зеленый, золотисто-желтый. |
Фиолетовый, коричневый, красновато-желтый. |
Розовый |
Бордо, коричневый, серый. |
Красный, синий, каштановый. |
Оранжевый |
Небесно-голубой, зеленый, фиолетовый, коричневый, белый. |
Красный. |
Коричневый |
Серый, золотистый, синий с зеленоватым оттенком, бежевый. |
Бордо, каштановый, сиреневый, розовый. |
Желтый |
Зеленый, коричневый, золотистый. |
Бордо, розовый. |
Голубой |
Красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый. |
Бордо, темно-фиолетовый, сиреневый. |
Синий |
Красный, серый, золотистый, бордо. |
Зеленый, сиреневый, розовый, коричневый. |
Фиолетовый |
Золотистый, желтый, оранжевый, зеленый, цвет морской воды. |
Красный, кирпичный. |
Сиреневый |
Каштановый, серый, зеленый, светло-фиолетовый. |
Синий, кирпичный, бордо, золотистый, розовый. |
Бордо |
Зеленый, сине-зеленый, серый розовый, синий. |
Сиреневый, красный, золотистый, каштановый. |
Серый |
Черный, зеленый, красный, синий, желтый, голубой, розовый. |
Коричневый, бежевый. |