Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся начальных классов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.

1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития творческого мышления.

ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках трудового обучения.

2.2.Теоретические положения технической эстетики.

ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на формирующем этапе эксперимента.

3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на контрольном этапе эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

design-3.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

 

В результате продуктивного  мышления у самого субъекта мыслительной деятельности возникают новообразования, новые для них качества ума.

Однако, никакая  творческая деятельность невозможна без  участия в ней репродуктивных процессов. Решение любой проблемы, открытие новых знаний невозможно без  опоры на уже имеющиеся знания, без функционирования соответствующих операторных механизмов.

Таковы специфические  особенности самостоятельного, продуктивного  мышления.

Но существуют различия в продуктивном творческом мышлении учащихся. Среди школьников одни обладают высоким, другие средним или низким уровнем развития продуктивного мышления. Естественно, встает вопрос, как же можно реализовать развитие этого мышления в условиях обычной фронтальной работы с классом в целом. При ориентировании на среднего ученика несколько замедляется темп развития тех учащихся, которые пришли в класс с более высоким, чем их сверстники, темпом умственного развития. Для этих школьников обучение, ориентирующее на средних учащихся, оказывается слишком легким, не активизирует их самостоятельное, продуктивное мышление, а это ведет к тому, что при таком обучении начинает замедляться и темп их умственного развития. Но в особенно трудные условия попадают школьники с замедленным темпом умственного развития. Не умея преодолевать трудности, такие дети все больше и больше отстают в своем развитии, оказываются не в состоянии понимать то, чему их обучают, фактически выпадают из педагогического процесса.

Развитие продуктивного  мышления предполагает формирование у  учащихся рациональных приемов умственной деятельности, облегчающих процесс усвоения новых знаний, расширяющих возможность их применения на практике.

Пути формирования таких приемов могут быть различны. В условиях развивающего обучения этот процесс, как показали исследования( Богоявленский Д.Н., Жуйков С.Ф., Кабанова-Меллер Е.И. и др.)оказывается высокоэффективным при условии предоставления школьникам известной свободы поисков решения и обязательного последующего обобщения приемов, типичных для определенного класса задач.

Главным механизмом продуктивного мышления Л.С.Выготский считает способность комбинировать образы жизненного и культурного опыта на основе ассоциации и диссоциации.(46,с.35)

Младшие школьники  учатся не столько у учителя, сколько  вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества.

Различными  психологами было выделено от 3 до 13 процессуальных составляющих творческого  мышления и этапов его функционирования. Причем точки зрения психологов часто  имеют общие компоненты. Так, большинство психологов в качестве 1первого0 этапа¦ выделяют:

-подготовку  к данному процессу(Ж.Адамар, В.Н.Пушкин)

-осознание возникшей  проблемы или потребности и  появление замысла(Д.Дьюи, Д.Россмэн,  А.Осборн)

-восприятие  окружающей среды и исходной информации (Л.Т.Левчук)

-постановку  задачи, сбор и накопление необходимой  информации, знания, умения, навыки  для  уяснения и формулирования  задачи (Д.Треффингер, А.Н.Лук)

-создание образа  визуального  мышления, где визуальное  мышление - есть опосредованное звено между абстрактным мышлением и практикой (В.И.Жуковский, Д.В.Пивоваров)

Т.е, как видно, данные характеристики 1 этапа творческого  мышления объединяют деятельность двух процессов: восприятие и появление  замысла, непосредственно следующий один за другим. Охарактеризуем эту стадию.

1.Стадия подготовки.

Решает две  задачи: накопление и актуализацию материала и освоение способов построения художественной формы.

Свободе творчества способствует не только количество и  разнообразие накопленного материала, но и, главное, способность своевременно его актуализировать. У детей эта способность развита неодинаково: одни могут действовать только по образцу, т.е. точному указанию учителя. Свой жизненный опыт с трудовым обучением они не связывают, поэтому к творчеству не приходят. Такие дети -исключения. Однако важно то, что задание – образец закрывает свободу для творчества не только им, но и любому ребенку. Другим детям для актуализации жизненного опыта требуется возможность выбора из чего-то хотя бы по аналогии, близко их наблюдениям, размышлениям, переживаниям. Некоторым детям вполне достаточно только подсказать направление поиска источника замысла, как они легко находят то, что лично им интереснее и значимее, что обеспечивает творческое решение задачи.

Началом мыслительного  процесса при выполнении дизайнерской деятельности проблемная ситуация, возникновение  которой возможно при наличии  определенных знаний дизайнерского  характера, позволяющих оценивать  предмет или предметную среду  как оформляемое производством "природное тело", имеющее свою морфологию, пространственную организованность - с одной стороны, и как общественно человеческую (утилитарную, культурную, эстетическую) полезность, значимость, ценность-с другой.

 

  Второй этап  творчества Ж.Адамар и В.Н.Пушкин характеризуют как созревание замысла, инкубационный период.

-на близкой  позиции стоит точка зрения  А.Н.Лука, где второй этап заключается  в сосредоточении усилий и  поиске дополнительной информации.

-Д.Дьюи,Д.Россмэн  считают,что данный период заключается в анализе возникшей задачи.

В.И.Жуковский, Д.В.Пивоваров, Д.Треффингер,также отводят  второй этап творчества анализу, но раскрывая  но сущность: исследование созданного образа визуального восприятия и  конструирования вещественной модели, возникшей творческой задачи с разных сторон.

А.Осборн, помимо анализа, во второй этап включает процесс  обобщения и планирования по превращению  замысла в обдуманный план.

Т.о, второй этап деятельности творческого мышления всеми психологами характеризуется с точки зрения функционирования мыслительных процессов (логического мышления)

Охарактеризуем  подробнее этот этап.

2.Стадия освоения  способов построения художественной  формы.

Прямо относится  ко второй форме связи воображения  с действительностью как готовыми продуктами фантазии. Для свободы творчества надо постоянно развивать способность детей к эстетической оценке явлений окружающего мира и предметной среды.

Третий этап творческого мышления определяется психологами по разному:

Ж.Адамар, В.П.Пушкин, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев отводят его деятельности интуиции, называя вдохновением, озарением, инсайтом.

С информационно-аналитической  точки зрения рассматривают данный этап Д.Россмэн, В.И.Жуковский,Д .В.Пивоваров, где, в этом случае происходит соотнесение  информации, полученной при изучении объекта и от модели с самим познавательным объектом при помощи  критического  анализа. Д.Россмэн, Д.Дьюи связывают это с рождением, выдвижением новых идей.

3.Стадия постановки  замысла.

Замысел должен опережать и направлять действия ребенка. Однако способность формулировать замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит разрозненное словесное перечисление того, что будет в композиции. Замысел как задача и образ будущей композиции складывается не до, а в процессе изображения, и поэтому этот образ не может изменяться или отклоняться от придуманного словами. Развитию способности строить замысел в образной форме способствует обсуждение работ, в которых, наряду с достоинствами, особо оценивается оригинальность замысла, определяемая не экстравагантностью, а выраженной индивидуальностью, отличающей его от других детей.

4.Стадия творчества.

Всегда требует  особого состояния сосредоточенности  и полного подчинения своих действий тому, что изображается. Акт творчества отличается от других форм учения тем, что в это время ребенок не накапливает опыт и знания, а отдает их. Л.С.Выготский предупреждает, что ни в коем случае недопустимо исправление ошибок или принуждение к "правильному" изображению.

Участие учителя  в акте творчества -это внушение ученику уверенности в своих  возможностях и способностях, понимание  его стремлений и уверенность  в его успехе.

В дизайнерской деятельности объединением второй,третьей,четвертой стадий является проектирование. Проектирование-это творческий процесс, включающий ряд последовательных этапов, среди которых выделяют две существенно различающиеся фазы:

-производство  проектных идей и идеальное  преобразование объекта;

-материализация  идеальных построений в знаковом материале проекта.

Проектная стадия преобразовательной деятельности позволяет  проиграть в модельно-знаковой форме "сценарий" будущего функционирования вещи. Проектирование может привести к нахождению не одного, а нескольких вариантов достижения цели.

Проектирование  вещей с учетом их функционирования в определенной обстановке включает в качестве обязательного компонента целеполагание, что в свою очередь  обеспечивает развитие приемов мышления. Целеполагание -это сложный комплексный процесс. Это не просто анализ готовой продукции, но прежде всего установление определенных зависимостей между любой конструкцией и спецификой ее функционирования. Целеполагание предопределяет именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней. При всей своей сложности описываемая деятельность может быть содержательно представлена так, что будет по силам даже первоклассникам

3.Стадия постановки  замысла.

Замысел должен опережать и направлять действия ребенка. Однако способность формулировать замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит разрозненное словесное перечисление того, что будет в композиции. Замысел как задача и образ будущей композиции складывается не до, а в процессе изображения, и поэтому этот образ не может изменяться или отклоняться от придуманного словами. Развитию способности строить замысел в образной форме способствует обсуждение работ, в которых, наряду с достоинствами, особо оценивается оригинальность замысла, определяемая не экстравагантностью, а выраженной индивидуальностью, отличающей его от других детей.

Богатые возможности  для развития продуктивного мышления дают занятия по трудовому обучению с использованием художественного  конструирования, т.е. элементов дизайна, где художественная форма строится с опорой на основополагающие и вполне доступные младшим школьникам принципы меры, ритма, симметрии, композиционного и конструктивного равновесия и

т.п.(30,с.28)

Т.о, исходя из возрастных особенностей функционирования творческого процесса у детей младшего школьного возраста, необходимо обратить внимание на следующее: функционирование психических процессов является предпосылкой и основой для формирования продуктивного мышления.

 

Развитие продуктивного мышления у детей младшего школьного возраста заключается в развитии следующих качеств, лежащих в основе данного процесса, сформулированных на основе психологически исследованных фактов:

-цепкости и  цельности восприятия;

-различных видов  памяти, включая обогащение эмпирического опыта ребенка;

-логических  операций: анализа, синтеза, обобщения,  классификации;

-воображения  на основе ассоциирования образного  сравнения, овладение различными  способами формирования образов  воображения;

-интуиции;

-интеллектуальных, эстетических, морально-нравственных качеств личности, включая способность к доведению дела до конца и к оценочным действиям.

Развитие перечисленных  качеств осуществляется в учебно-воспитательном процессе посредством использования  элементов художественного конструирования при организации эстетико-педагогических условий, обеспечивающих функционирование данных качеств на всех этапах творческой деятельности: воспринимающем, появлении  замысла, интуитивном, деятельностном; и основывается на являющейся актуальной для младших школьников чувственно-эмоциональной сфере, задействующей в творческом процессе все органы чувств и эмоциональной отзывчивости, путем образно-логического преподавания.

В целом, основные особенности дизайнерского мышления можно представить в следующем виде:

-системное владение  логическими операциями;

-наличие новизны,  оригинальности, стилевого  чутья,  способности  к проектированию;

-понимание целесообразности, рациональности вещей;

знание способов создания эстетически грамотной  вещи и гармонической среды.

В связи с  тем, что речь идет о развитии творческого  мышления, являющегося категорией эстетической, наиболее сильное воздействие на формирование и развитие творческого порыва будут оказывать эстетические факторы окружающей среды, что было доказано философами, психологами и эстетиками.

Следовательно, для продуктивного развития творческого  мышления младших школьников в учебно-воспитательном процессе необходимо взаимодействие  эстетических, психологических (индивидуально-психологические особенности каждого ученика) и педагогических (взаимодействие педагога с учениками) условий, объединение которых позволило сформулировать эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у учащихся

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления