Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся начальных классов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.

1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития творческого мышления.

ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках трудового обучения.

2.2.Теоретические положения технической эстетики.

ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на формирующем этапе эксперимента.

3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на контрольном этапе эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

design-3.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

Кроме названных  свойств, необходимо у детей развивать  зрительную память, «зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.

Таким образом, необходимо развивать следующие  свойства личности детей, начиная с  детского сада:

  1. Творческое воображение.
  2. Зрительное восприятие и зрительная память.
  3. Целенаправленность действий, умение изменять их в  зависимости от изменения цели.
  4. Умение соотносить, синтезировать абстрактные и  конкретные знания.

Формированию  указанных свойств личности могут  способствовать  художественно –  конструкторские знания и умения, которыми овладевают  дети под воздействием окружающей предметной среды и в результате специального обучения.

Перед учащимися возникают  технические задачи, требующие умственного  напряжения. В качестве базы их решения , развития конструкторских способностей учащихся. Учителя определяют  конструктивно – технические знания ,умения, которые необходимо формировать у младших школьников:

  • Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала.
  • Знания  свойств материала и элементарной технологии.
  • Умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике.

Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных  форм, сочетания цветов, а также  получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.

Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских  знаний и знаний о композиции. Таким  образом, художественно-конструкторские  знания необходимо формировать с  младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

3.1.Выявление  начального уровня развития элементов  дизайнерского мышления у младших  школьников на констатирующем этапе эксперимента.

Методика проведения констатирующего эксперимента позволила  установить уровень развития отдельных  компонентов дизайнерского мышления учащихся до начала специального обучения. В данной части исследования мы опирались  на психолого-педагогические методики тестовых испытаний. Предпочтение было отдано варианту, предположенному Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О., Калининой Г.П., Падалко А.Е. , Головиной Т.Н., Евдокимовой. В силу их ориентированности на интересующую нас группу детей с цель близкой к нашей: установить уровень развития дизайнерского мышления.

В число констатирующих заданий были включены такие, которые  позволили выявить степень новизны, оригинальности, склонности к творческой деятельности, уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях, понимание целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.

Цель исследования:

Выявить уровень  развития компонентов дизайнерского  мышления, включающих знания о цвете, пространственных отношениях, элементах технической эстетики, понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных ансамблей, понимание целесообразности в оценке предметов, рациональности и гармоничности вещи.

 

 

 

План проведения методик

Название теста

Цель

1. Ассоциативный  тест цветоразличения (по Башаевой Т.В.)

Выявить знание о цветовых оттенках

2. Тест цветоразличия  (по Чередняковой Т.В.)

Выявить знания о насыщенности о цвета, светлоте тона

3. Выявление  знаний о форме, пространственных  представлениях (по Падалко А.Е.)

Выявить знание детьми геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете и форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге

4. Выявление  элементов технической эстетики

Выявить элементы технической эстетики, на которые  обращает внимание ребенок

5. « Парта будущего»

Выявление способности  детей к дизайнерской деятельности, созданию воображаемого образа предмета существующего в нереальных условиях

6. Выявление  чувства стиля «Чайный сервиз»  (Малиновская)

Выявить понимание  художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем

7.Дорисуй фигуры  (Головина Т.Н.)

Выявить уровень  представлений о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа


Методика № 1

Цель: Выявить  знания детей о цветовых оттенках

Подготовка: приготовить  знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении фишки  цветные для того, чтобы дети разложили  к каждому предмету его цвет.

Проводится индивидуально.

Задание: Подбери  к каждому предмету фишку определенного  цвета

Горох

Морковь

Виктория

Паук в паутине

Цыпленок

Снеговик

Виноград

Солнце

Капуста

Ласточка

Бананы

Свекла


 

Результаты  исследования занесены в таблицу

Таблица №1

 

Горох

Морковь

Виктория

Паук в паутине

Цыпленок

Снеговик

Виноград

Виноград

Капуста

Ласточка

Бананы

Свекла

Количество  ошибок

Баллы

Лена Р.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

Сер

+

кр

3

1

Коля Л.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кр

1

2

Ваня М.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

Сер

+

Кр

3

1

Илья Т.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кр

2

2

Дима М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

кр

1

2

Сергей У.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

Сер

+

Кр

3

1

Оля Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кр

1

2

Толя М.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кр

2

2

Нанаташа Т.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Роз

1

2

Руслан З.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

0

3

Кристина М.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Кр

2

2

Денис Т.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

Сер

+

Кр

3

1

Слава К.

+

Кр

+

+

+

+

+

+

+

Сер

+

Кр

3

1


Количественный  анализ:

(3)б высокий  уровень: не допустил не одной  ошибки

(2)б средний:  допустил 1-2 ошибки

(1)б низкий: допустил  более 2-х ошибок.

В данном классе дети находятся в основном на среднем  уровне знаний о цветовых оттенках. Основные ошибки заключаются в определении цвета моркови и свеклы как красного, а не оранжевого и бордового.

Итак:  на среднем уровне –7 детей – 54%

на высоком  уровне – 1 человек – 8%

на низком уровне – 5 человек – 38%.

Можно сказать, что дети плохо различают оттенки промежуточных  тонов. Необходимо провести серию упражнений, направленных на изучение, распознавание цветов.

 

Методика № 2.

Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)

Цель: Выявить  знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона.

Подготовка: ребенку  предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по светлоте.

Задание:

  1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого ( берем 2 цвета – зеленый и красный).
  2. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбра<span class="dash041e_0431_0

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления