Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, реферат
Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.
ВВЕДЕНИЕ
Сущность и содержание педагогического процесса
Качества, необходимые педагогу
Идеальный педагог, какой он для современного общества?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального
«Белгородский
национально-исследовательский
Педагогический институт
Кафедра педагогики
РЕФЕРАТ
Идеальный учитель: какой он с точки
зрения современного общества?
Выполнил: Студент 1-го курса Группы 02011303 Кузнецов А.А.
Проверила: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Тарасова С.И. |
г. Белгород
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.
В современных условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.
В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки учителей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития качеств учителей. Тема нашей работы «Идеальный учитель: какой он с точки зрения современного общества?». Для рассмотрения данного вопроса необходимо проанализировать сущность и содержание педагогического процесса, роль личностных качеств учителя в педагогическом процессе. Понять, к какому идеалу должен стремиться каждый современный педагог.
1. Сущность и содержание педагогического процесса.
Для того чтобы
достичь намеченной цели, обучение
и воспитание должно быть организовано.
Иными словами обучению и воспитанию
необходимо придать форму управляемого
процесса, в котором будет надлежащим
образом соединено взаимодейств
Педагогический процесс - это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучаемых и обучающих, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы. Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общества, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений.
Первым компонентом педагогического процесса являются его субъекты и объекты (педагог и ученик), образующие динамичную систему "педагог-ученик" при ведущей роли педагога.
Как субъект педагогического процесса педагог получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учениками подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию, формирует свою педагогическую культуру.
Ученик как объект педагогическ
Существует постоянное взаимодействие в системе "педагог-ученик" - это постоянно воссоздаваемые педагогические ситуации. Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия педагога и учеников, учеников между собой, ученика с явлениями окружающего мира.
Педагогическая ситуация приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности растущего человека: формированию у него мировоззрения, общественно ценных материальных и духовных потребностей, ценностных ориентации, мотивов, стимулов, навыков и привычек поведения, качеств и черт характера.
Педагогическая ситуация всегда представляет собой активное взаимное сочетание и единство проявлений всех основных компонентов педагогического процесса, действий педагога и ученика, конкретного исторического содержания жизни в государстве, педагогической и общественной среды.
Вторым компонентом педагогического процесса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.
Третьим структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, ядром которого являются формы и методы воспитания и обучения.
Четвертым компонентом педагогического процесса выступает педагогическая диагностика - установление с помощью специальных методик состояния его "здоровья" и жизнеспособности как в целом, так и отдельных его частей.
К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях, фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельной продуктивной работы.
Пятый компонент педагогического процесса - критерии эффективности педагогического процесса. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности.
Шестым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания.
Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды.
Педагогически
организованной средой можно считать
согласованную с
Педагогический процесс реализуется за счет педагогической деятельности. Она представляет особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.
Функции педагогической деятельности определяют главные механизмы ее реализации. К ним относятся:
управление, т.е. организация и осуществление педагогической деятельности;
воспитание, т.е. формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе;
обучение, т.е. формирование у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности;
развитие, т.е. процесс
функционального
психологическая подготовка, т.е. процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути.
Современные исследования Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, А.И. Щербакова и др. показывают, что в педагогической практике учителя достаточно отчётливо выделяются следующие направления его деятельности.
Диагностическая деятельность. Эта деятельность связана с изучением учащихся и определение уровня их развития, обучения и воспитанности. Ясно, что невозможно полноценно проводить учебно-воспитательный процесс без знаний особенностей физического и психического развития каждого ребёнка. Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами диагностики и т.д.
Ориентационно-прогностическая деятельность. Эта деятельность раскрывается в умениях учителя обозначить линию воспитательной работы, определить её конкретные цели и задачи на каждом этапе, сделать прогноз результатов и т.д.
Организаторская
деятельность. Этот вид деятельности
связан с привлечением учащихся в
запланированную учебно-
Информационно-объяснительная деятельность. Значение этого вида деятельности обуславливается тем, что всё обучение и воспитание основывается на процессах информационного характера. Овладение знаниями, мировоззренческими и моральными идеями - всё это является решающими средствами развития и личностного формирования каждого ученика.
Коммуникативная деятельность. Эта деятельность связана с тем значительным влиянием, которое оказывает учитель на учащихся. Его личное обаяние, моральная культура и умение устанавливать и поддерживать с детьми доброжелательные отношения является одним из факторов успеха коммуникативной части педагогической деятельности.
Аналитико-оценочная деятельность. Эта деятельность помогает учителю поддерживать т.н. обратную связь в своей работе, что обозначает неустанно наблюдать то, что намечалось достигнуть на определённом этапе образовательного процесса и то, что уже достигнуто.
Одним из непременных компонентов педагогической деятельности учителя является инновационная деятельность. Это творческий, исследовательский вид педагогической деятельности и органично связан со всеми предыдущими. Педагогическая наука развивается в процессе инновационной деятельности педагогов-новаторов и обычных учителей.
Применение педагогической теории на практике само по себе носит творческий и исследовательский характер, т.к. никогда не бывает двух одинаковых классов, никогда не бывает двух одинаковых учеников и никогда не повторится вчерашняя педагогическая ситуация. В этой связи учитель должен всегда на своей работе быть не только исследователем, но и новатором. Он должен не только творчески применять известные педагогические методики и технологии, но и стараться самостоятельно их выводить - из собственной практики.
В столь сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. В закономерностях педагогического процесса отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие:
1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и обучаемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу - тот обучаемый будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от:
1) наследственности;
2) воспитательной и учебной среды;
3) включения в учебно-воспитательную деятельность;
4) применяемых
средств и способов
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:
1) интенсивности
обратных связей между
2) величины, характера
и обоснованности
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:
1) действия внутренних
стимулов (мотивов) учебно-
2) интенсивности,
характера и своевременности
внешних (общественных, педагогических,
моральных, материальных и
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:
1) интенсивности
и качества чувственного
2) логического осмысления воспринятого;
3) практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается:
Информация о работе Идеальный педагог, какой он с точки зрения современного общества