Идеальный педагог, какой он с точки зрения современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, реферат

Описание работы

Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Сущность и содержание педагогического процесса
Качества, необходимые педагогу
Идеальный педагог, какой он для современного общества?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное 

учреждение  высшего профессионального образования 

«Белгородский национально-исследовательский университет»

Педагогический  институт

 

Кафедра педагогики

 

РЕФЕРАТ

Идеальный учитель: какой он с точки 

зрения современного общества?

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1-го курса

Группы 02011303

Кузнецов  А.А.

 

Проверила:

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Тарасова  С.И.


 

 

 

 

г. Белгород

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

  1. Сущность и содержание педагогического процесса
  2. Качества, необходимые педагогу
  3. Идеальный педагог, какой он для современного общества?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из центральных  фигур образовательного процесса в  современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.

В современных  условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.

В связи с  этим особую значимость приобретает  проблема профессиональной подготовки учителей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития качеств учителей. Тема нашей работы «Идеальный учитель: какой он с точки зрения современного общества?». Для рассмотрения данного вопроса необходимо проанализировать сущность и содержание педагогического процесса, роль личностных качеств учителя в педагогическом процессе. Понять, к какому идеалу должен стремиться каждый современный педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и содержание педагогического процесса.

 

Для того чтобы  достичь намеченной цели, обучение и воспитание должно быть организовано. Иными словами обучению и воспитанию необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет надлежащим образом соединено взаимодействие учителей и учеников (воспитателей и воспитанников). Такой процесс называется учебно-воспитательным или педагогическим.

Педагогический процесс - это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучаемых и обучающих, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы. Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общества, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

Первым компонентом  педагогического процесса являются его субъекты и объекты (педагог и ученик), образующие динамичную систему "педагог-ученик" при ведущей роли педагога.

Как субъект педагогического процесса педагог получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учениками подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию, формирует свою педагогическую культуру.

Ученик как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ученик как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задачами, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Существует  постоянное взаимодействие в системе "педагог-ученик" - это постоянно воссоздаваемые педагогические ситуации. Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия педагога и учеников, учеников между собой, ученика с явлениями окружающего мира.

Педагогическая  ситуация приводит к предусмотренным  воспитательным изменениям в личности растущего человека: формированию у  него мировоззрения, общественно ценных материальных и духовных потребностей, ценностных ориентации, мотивов, стимулов, навыков и привычек поведения, качеств и черт характера.

Педагогическая  ситуация всегда представляет собой  активное взаимное сочетание и единство проявлений всех основных компонентов  педагогического процесса, действий педагога и ученика, конкретного исторического содержания жизни в государстве, педагогической и общественной среды. 

Вторым компонентом педагогического процесса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.

Третьим структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, ядром которого являются формы и методы воспитания и обучения.

Четвертым компонентом педагогического процесса выступает педагогическая диагностика - установление с помощью специальных методик состояния его "здоровья" и жизнеспособности как в целом, так и отдельных его частей.

К способам и  методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях, фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельной продуктивной работы.

Пятый компонент педагогического процесса - критерии эффективности педагогического процесса. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности.

Шестым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания.

Педагогический  процесс, обособляясь в специальную  целенаправленную систему, не изолируется  от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды.

Педагогически организованной средой можно считать  согласованную с педагогическими  целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений.

Педагогический  процесс реализуется за счет педагогической деятельности. Она представляет особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

Функции педагогической деятельности определяют главные механизмы ее реализации. К ним относятся:

управление, т.е. организация и осуществление  педагогической деятельности;

воспитание, т.е. формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе;

обучение, т.е. формирование у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной  жизни и деятельности;

развитие, т.е. процесс  функционального совершенствования  умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни;

психологическая подготовка, т.е. процесс формирования у людей внутренней готовности к  преодолению трудностей, встречающихся  на их пути.

Современные исследования Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, А.И. Щербакова и др. показывают, что в педагогической практике учителя достаточно отчётливо выделяются следующие направления его деятельности.

Диагностическая деятельность. Эта деятельность связана с изучением учащихся и определение уровня их развития, обучения и воспитанности. Ясно, что невозможно полноценно проводить учебно-воспитательный процесс без знаний особенностей физического и психического развития каждого ребёнка. Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами диагностики и т.д.

Ориентационно-прогностическая  деятельность. Эта деятельность раскрывается в умениях учителя обозначить линию воспитательной работы, определить её конкретные цели и задачи на каждом этапе, сделать прогноз результатов и т.д.

Организаторская деятельность. Этот вид деятельности связан с привлечением учащихся в  запланированную учебно-воспитательную работу, со стимулированием их активности. Учитель является организатором  всего процесса учебно-воспитательной работы класса.

Информационно-объяснительная деятельность. Значение этого вида деятельности обуславливается тем, что всё обучение и воспитание основывается на процессах информационного  характера. Овладение знаниями, мировоззренческими и моральными идеями - всё это является решающими средствами развития и личностного формирования каждого ученика.

Коммуникативная деятельность. Эта деятельность связана  с тем значительным влиянием, которое  оказывает учитель на учащихся. Его  личное обаяние, моральная культура и умение устанавливать и поддерживать с детьми доброжелательные отношения является одним из факторов успеха коммуникативной части педагогической деятельности.

Аналитико-оценочная  деятельность. Эта деятельность помогает учителю поддерживать т.н. обратную связь в своей работе, что обозначает неустанно наблюдать то, что намечалось достигнуть на определённом этапе образовательного процесса и то, что уже достигнуто.

Одним из непременных  компонентов педагогической деятельности учителя является инновационная  деятельность. Это творческий, исследовательский вид педагогической деятельности и органично связан со всеми предыдущими. Педагогическая наука развивается в процессе инновационной деятельности педагогов-новаторов и обычных учителей.

Применение  педагогической теории на практике само по себе носит творческий и исследовательский характер, т.к. никогда не бывает двух одинаковых классов, никогда не бывает двух одинаковых учеников и никогда не повторится вчерашняя педагогическая ситуация. В этой связи учитель должен всегда на своей работе быть не только исследователем, но и новатором. Он должен не только творчески применять известные педагогические методики и технологии, но и стараться самостоятельно их выводить - из собственной практики.

В столь сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. В закономерностях педагогического процесса отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.

Среди общих  закономерностей педагогического процесса выделяются такие:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и обучаемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу - тот обучаемый будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от:

1) наследственности;

2) воспитательной  и учебной среды; 

3) включения  в учебно-воспитательную деятельность;

4) применяемых  средств и способов педагогического  воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

1) интенсивности  обратных связей между обучаемыми и педагогами;

2) величины, характера  и обоснованности корректирующих  воздействий на обучаемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

1) действия внутренних  стимулов (мотивов) учебно-воспитательной  деятельности;

2) интенсивности,  характера и своевременности  внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:

1) интенсивности  и качества чувственного восприятия;

2) логического  осмысления воспринятого;

3) практического  применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается:

Информация о работе Идеальный педагог, какой он с точки зрения современного общества