Идеальный педагог, какой он с точки зрения современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, реферат

Описание работы

Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Сущность и содержание педагогического процесса
Качества, необходимые педагогу
Идеальный педагог, какой он для современного общества?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Личностные  качества педагога должны дополнять  профессиональные и составлять общую  картину педагога. Эти качества охватывают как отношение педагога к ученикам, так и к самому себе.  Одним из педагогов, кто неоднократно подчеркивал необходимость в гуманистической направленности был В. А. Сухомлинский. Эта направленность формируется на базе общечеловеческих ценностей и подразумевает комплексное восприятие личности, с учетом положительных и отрицательных качеств; формирование и развитие разносторонней личности; укрепление веры человека в собственные силы и значимость.

Н. М. Борытко  в своей работе «Педагог в пространствах современного воспитания» много внимания уделил саморазвитию педагога. По его мнению, личность, способная к саморазвитию, достигает значительного успеха в области деятельности, ответственно подходит к решению педагогических задач и открыт к новому жизненному опыту. Педагог, который способен к саморазвитию и самостановлению, может легко приспособиться к изменениям и инновациям в окружающем мире, применять новые знания и технологии, необходимые для осуществления педагогической деятельности.

Другой неотъемлемый компонент личности современного педагога - это творчество. Медяник Г. А. отметила, что «обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность».

По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен находить различные варианты решения проблем - а это, как известно, требует творческого подхода к своей работе.

Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями  труда педагога: обучение, воспитание и развитие - это процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога. Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт.

Как уже было сказано, личность педагога - это сложное  сочетание не только знаний своего предмета, но и общечеловеческих качеств и умений. Одной из основных причин аспектного, а не целостного изучения педагога как личности и профессионала является отсутствие в контексте теоретической историко-педагогической мысли понятий, позволяющих осмысливать стержневые характеристики феномена учителя, содержащиеся в трудах виднейших ученых-педагогов.

Эти понятия  должны обеспечивать целостную реконструкцию  воззрений крупных мыслителей в  области образования на личность и деятельность учителя, помогая  вскрывать сущность социокультурных, антропологических, аксиологических, гносеологических, психологических сторон его труда. Таким понятием может выступить категория "идеал учителя", которая в содержательном отношении представляет собой интегральную теоретическую характеристику педагога как личности и профессионала.

Введение этой педагогической идеализации - понятия "идеал учителя" - в научно-педагогический теоретический оборот является оправданным, так как ее включение в контекст устоявшихся понятийных инструментов позволяет расширить и углубить поле поиска и осмысления феномена учителя в образовании.

"Идеал" - это  образец, совершенство; высшая цель  человеческих стремлений, нечто  возвышенное, совершенное, благое  и прекрасное. Идеалы дают потребную  образцовую меру разуму, который нуждается в понимании того, что является совершенным (И. Кант). Идеал есть высший образец, по которому человек строит свою жизненную стратегию. Исторически это понятие было введено для гармонизации чувственно-явленной (материализованной, воплощенной) и сверхчувственной (духовной) граней "идеи" (Платон). 

Исходя из того, что идеальный субъект в педагогике представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, что он содержит в себе социокультурный компонент, и что историко-педагогические и  философско-педагогические исследования показали значимость профессии учителя и его качественные характеристики, можно попытаться нарисовать «портрет», задать модель идеального учителя. 

Идеальный педагог  — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.

Идеальный педагог  — образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон для сравнения. Структура педагогического потенциала, выраженная через понятие идеального педагога, представлена в таблице:

 

 

ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

 

СПЕЦИАЛИСТ

 

РАБОТНИК

 

ЧЕЛОВЕК

Знание педагогической теории

Владение педагогическим мастерством

Знание психологии

Владение технологиями обучения и воспитания

Умение рационально  организовывать труд

Любовь к  делу

Любовь к  учащимся

Вера в человека

Педагогические  способности

Общая эрудиция

Терпеливость

Оптимизм

Эмпатия

Сдержанность

Находчивость

Быстрота и  точность реакции

 Душевная  щедрость

Эмоциональная уравновешенность

Умение поставить  цель и достигнуть её

Умение распределять время

Систематическое и планомерное повышение квалификации

Нацеленность  на повышение производительности труда

Способность к  творчеству

Всесторонняя  образованность

Разумный оптимизм, умеренный скептицизм

Желание трудиться

Преданность делу

Умение работать в коллективе

Настойчивость

Дисциплинированность

Ответственность

Активность

Готовность  взять на себя ответственность

Умение распределять работу

Ориентация  в производственных ситуациях

Высокие моральные  качества

Активное участие  в общественной жизни

Активная жизненная позиция

Личный пример всем и во всём

Уважение к  законам государства

Национальная  гордость

Патриотизм

Готовность  к защите Родины

Крепкое здоровье

Здоровый образ  жизни

Гуманизм

Духовность

Религиозность

Потребность в  общении

Открытость

Нравственность

Критическое отношение к своим действиям


  

«Идеал» – это  образец, нечто совершенное, цель и  т. п., к чему должен стремиться каждый педагог, это его проекция в будущее. Идеалы – это не утопии, а ценности, увиденные в совершенстве, мощные регулятивы учебно-воспитательного процесса, это то, к чему должен стремиться не только каждый педагог, но и каждый человек. В таком стремлении к идеалу происходит саморазвитие. Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности учителя - обязательной составляющей современного образования.

Саморазвитие  педагога - непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного  и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений.

Механизмом  развития и саморазвития, в свою очередь, выступают самопознание и  самоанализ деятельности. Понимание  своих потенциальных возможностей, анализ собственной педагогической деятельности, практика становится источником профессионального роста учителя, своеобразной педагогической рефлексией. Которые позволяют увидеть собственные успехи и профессионально грамотно раскрыть пути их достижения, оценить затруднения в своей деятельности и работать над их устранением, проявить свой индивидуальный стиль.

У современного учителя, обладающего высоким уровнем  профессиональной культуры, должна быть сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать свою собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к  ученику.

Идеального педагога, как и идеального человека, конечно, нет, но есть определенные качества, без которых педагог  не сможет стать не только идеальным, но и успешным.

  Умеет учить и сам учится. Учить – передавать детям понимание мира во всех его взаимосвязях и отношениях к этому миру. Учиться – не отставать от меняющегося мира и меняющегося ученика. Каждый тип личности идет к этому своей дорогой.

Умеет взаимодействовать с детьми и взрослыми. «Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю» (Сюньцзы). 

Путь к ребенку у каждого  свой. С одним учеником нам легче, с другим – труднее. Но, может  быть, другому учителю труднее  с первым и легче со вторым. Не менее важно и умение строить отношения с коллегами и родителями. Не может хороший учитель перессориться с коллегами и настроить против себя родителей.

Адекватно и положительно оценивает  свои индивидуальные особенности, свой профессионализм. А если эта оценка отрицательна, то, видимо, не стоит учить и воспитывать детей. «Педагог с заниженной самооценкой проявляет установки, способные не только снизить качество обучения, но и причинить вред своим ученикам» (Commins, 1960).

Каждый педагог - индивидуальность. Необходимо знать плюсы и минусы своей психики, чтобы оптимально выстроить свою профессиональную деятельность.

Идеальных педагогов, как и вообще идеальных людей, не бывает. Но без  стремления к идеалу трудно стать  хорошим педагогом и даже просто хорошим человеком.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так к чему же должен стремиться современный учитель? 

1. Учитель должен  быть справедлив к каждому  ребёнку, каждый ученик должен   получать советы и поддержку своего наставника, чувствовать его заботу.

2. У учителя  должны быть глубокие знания по своему предмету. Многие ученики используют компьютеры и Интернет и могут обладать большими объёмами  информации. Уровень знаний педагога должен быть на порядок выше. 

3. Учитель должен   создавать условия для творчества ученика,  повышать мотивацию к учёбе. Учителю нужно научить детей получать знания собственными усилиями.

4. В 21 веке  учитель должен в совершенстве  владеть новейшими информационными  технологиями. Должен быть компетентен  в области ИКТ и активно  внедрять эти технологии в учебный процесс, проводить учебные занятия с применением новейших методических разработок.

5. Учитель просто  обязан быть хорошим психологом. Ему ежедневно приходится  находить общий язык с каждым из своих учеников и хорошо понимать проблемы как малышей, так и подростков. 

6. Учитель должен  быть современным разносторонним  человеком и идти в ногу  со временем, не ограничивать себя только сферой одного предмета. Современный педагог должен делиться опытом с коллегами на личном сайте или персональной странице. Он должен уметь так заинтересовать ребят, чтобы те на занятия  шли с желанием, чтобы уроки пролетали мгновенно и чтобы после занятий дети с нетерпением ждали следующую встречу.

Таким образом, современный педагог должен быть уникальной личностью: целеустремлённым, успешным, интеллектуальным, умеющим хорошо преподносить материал, добрым, честным, человечным, с чувством юмора, чутким, искренним, тактичным, толерантным, терпеливым, естественным, единомышленником  детей, работоспособным, и самое главное - любящим свою работу.

Задачи решены. Спасибо за внимание.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1995.

2. Крысько В.Г.  Психология и педагогика : учебное  пособие /— 5-е изд., стер. — Москва : Омега-Л, 2007. — 368 с.

3. Макаренко  А.С. Сочинения: В 7 т. – М., 1958. – Т. V.

4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

5. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, /в 2-х книгах/., Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. 

6. Сухомлинский  В.А. Избранные произведения: В  5 т. - Киев, 1980  
7. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.  
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32.  
9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., Логос, 1996


Информация о работе Идеальный педагог, какой он с точки зрения современного общества