Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, реферат
Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.
ВВЕДЕНИЕ
Сущность и содержание педагогического процесса
Качества, необходимые педагогу
Идеальный педагог, какой он для современного общества?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Личностные качества педагога должны дополнять профессиональные и составлять общую картину педагога. Эти качества охватывают как отношение педагога к ученикам, так и к самому себе. Одним из педагогов, кто неоднократно подчеркивал необходимость в гуманистической направленности был В. А. Сухомлинский. Эта направленность формируется на базе общечеловеческих ценностей и подразумевает комплексное восприятие личности, с учетом положительных и отрицательных качеств; формирование и развитие разносторонней личности; укрепление веры человека в собственные силы и значимость.
Н. М. Борытко в своей работе «Педагог в пространствах современного воспитания» много внимания уделил саморазвитию педагога. По его мнению, личность, способная к саморазвитию, достигает значительного успеха в области деятельности, ответственно подходит к решению педагогических задач и открыт к новому жизненному опыту. Педагог, который способен к саморазвитию и самостановлению, может легко приспособиться к изменениям и инновациям в окружающем мире, применять новые знания и технологии, необходимые для осуществления педагогической деятельности.
Другой неотъемлемый компонент личности современного педагога - это творчество. Медяник Г. А. отметила, что «обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность».
По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен находить различные варианты решения проблем - а это, как известно, требует творческого подхода к своей работе.
Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями труда педагога: обучение, воспитание и развитие - это процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога. Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт.
Как уже было сказано, личность педагога - это сложное сочетание не только знаний своего предмета, но и общечеловеческих качеств и умений. Одной из основных причин аспектного, а не целостного изучения педагога как личности и профессионала является отсутствие в контексте теоретической историко-педагогической мысли понятий, позволяющих осмысливать стержневые характеристики феномена учителя, содержащиеся в трудах виднейших ученых-педагогов.
Эти понятия должны обеспечивать целостную реконструкцию воззрений крупных мыслителей в области образования на личность и деятельность учителя, помогая вскрывать сущность социокультурных, антропологических, аксиологических, гносеологических, психологических сторон его труда. Таким понятием может выступить категория "идеал учителя", которая в содержательном отношении представляет собой интегральную теоретическую характеристику педагога как личности и профессионала.
Введение этой педагогической идеализации - понятия "идеал учителя" - в научно-педагогический теоретический оборот является оправданным, так как ее включение в контекст устоявшихся понятийных инструментов позволяет расширить и углубить поле поиска и осмысления феномена учителя в образовании.
"Идеал" - это
образец, совершенство; высшая цель
человеческих стремлений, нечто
возвышенное, совершенное,
Исходя из того,
что идеальный субъект в
Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
Идеальный педагог
— образец для подражания, ориентир
для подготовки и эталон для сравнения.
Структура педагогического
ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ | ||
СПЕЦИАЛИСТ |
РАБОТНИК |
ЧЕЛОВЕК |
Знание педагогической теории Владение педагогическим мастерством Знание психологии Владение технологиями обучения и воспитания Умение рационально организовывать труд Любовь к делу Любовь к учащимся Вера в человека Педагогические способности Общая эрудиция Терпеливость Оптимизм Эмпатия Сдержанность Находчивость Быстрота и точность реакции Душевная щедрость Эмоциональная уравновешенность |
Умение поставить цель и достигнуть её Умение распределять время Систематическое
и планомерное повышение Нацеленность на повышение производительности труда Способность к творчеству Всесторонняя образованность Разумный оптимизм, умеренный скептицизм Желание трудиться Преданность делу Умение работать в коллективе Настойчивость Дисциплинированность Ответственность Активность Готовность взять на себя ответственность Умение распределять работу Ориентация в производственных ситуациях |
Высокие моральные качества Активное участие в общественной жизни Активная жизненная позиция Личный пример всем и во всём Уважение к законам государства Национальная гордость Патриотизм Готовность к защите Родины Крепкое здоровье Здоровый образ жизни Гуманизм Духовность Религиозность Потребность в общении Открытость Нравственность Критическое отношение к своим действиям |
«Идеал» – это образец, нечто совершенное, цель и т. п., к чему должен стремиться каждый педагог, это его проекция в будущее. Идеалы – это не утопии, а ценности, увиденные в совершенстве, мощные регулятивы учебно-воспитательного процесса, это то, к чему должен стремиться не только каждый педагог, но и каждый человек. В таком стремлении к идеалу происходит саморазвитие. Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности учителя - обязательной составляющей современного образования.
Саморазвитие
педагога - непрерывный, сознательный,
целенаправленный процесс личностного
и профессионального совершенст
Механизмом
развития и саморазвития, в свою
очередь, выступают самопознание и
самоанализ деятельности. Понимание
своих потенциальных
У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, должна быть сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать свою собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику.
Идеального педагога, как и идеального человека, конечно, нет, но есть определенные качества, без которых педагог не сможет стать не только идеальным, но и успешным.
Умеет учить и сам учится. Учить – передавать детям понимание мира во всех его взаимосвязях и отношениях к этому миру. Учиться – не отставать от меняющегося мира и меняющегося ученика. Каждый тип личности идет к этому своей дорогой.
Умеет взаимодействовать с детьми и взрослыми. «Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю» (Сюньцзы).
Путь к ребенку у каждого свой. С одним учеником нам легче, с другим – труднее. Но, может быть, другому учителю труднее с первым и легче со вторым. Не менее важно и умение строить отношения с коллегами и родителями. Не может хороший учитель перессориться с коллегами и настроить против себя родителей.
Адекватно и положительно оценивает свои индивидуальные особенности, свой профессионализм. А если эта оценка отрицательна, то, видимо, не стоит учить и воспитывать детей. «Педагог с заниженной самооценкой проявляет установки, способные не только снизить качество обучения, но и причинить вред своим ученикам» (Commins, 1960).
Каждый педагог - индивидуальность. Необходимо знать плюсы и минусы своей психики, чтобы оптимально выстроить свою профессиональную деятельность.
Идеальных педагогов, как и вообще идеальных людей, не бывает. Но без стремления к идеалу трудно стать хорошим педагогом и даже просто хорошим человеком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так к чему же должен стремиться современный учитель?
1. Учитель должен быть справедлив к каждому ребёнку, каждый ученик должен получать советы и поддержку своего наставника, чувствовать его заботу.
2. У учителя должны быть глубокие знания по своему предмету. Многие ученики используют компьютеры и Интернет и могут обладать большими объёмами информации. Уровень знаний педагога должен быть на порядок выше.
3. Учитель должен создавать условия для творчества ученика, повышать мотивацию к учёбе. Учителю нужно научить детей получать знания собственными усилиями.
4. В 21 веке
учитель должен в совершенстве
владеть новейшими
5. Учитель просто
обязан быть хорошим
6. Учитель должен
быть современным
Таким образом, современный педагог должен быть уникальной личностью: целеустремлённым, успешным, интеллектуальным, умеющим хорошо преподносить материал, добрым, честным, человечным, с чувством юмора, чутким, искренним, тактичным, толерантным, терпеливым, естественным, единомышленником детей, работоспособным, и самое главное - любящим свою работу.
Задачи решены. Спасибо за внимание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1995.
2. Крысько В.Г. Психология и педагогика : учебное пособие /— 5-е изд., стер. — Москва : Омега-Л, 2007. — 368 с.
3. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. – М., 1958. – Т. V.
4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
5. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, /в 2-х книгах/., Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.
6. Сухомлинский
В.А. Избранные произведения: В
5 т. - Киев, 1980
7. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения.
- М., 1956. - С. 362.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11
т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32.
9. Шадриков В.Д. Психология деятельности
и способности человека. М., Логос, 1996
Информация о работе Идеальный педагог, какой он с точки зрения современного общества