Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, реферат
Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.
ВВЕДЕНИЕ
Сущность и содержание педагогического процесса
Качества, необходимые педагогу
Идеальный педагог, какой он для современного общества?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) качеством педагогической деятельности;
2) качеством
собственной учебно-
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены:
1) потребностями общества и личности;
2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества;
3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими).
2. Качества, необходимые педагогу.
Положение о важной, определяющей роли учителя в процессе обучения и воспитания является общепризнанным во всех педагогических науках. Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптерев, "личность учителя в обстановке обучения и воспитания занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения".
Какими чертами характера должны обладать педагоги и на какие ценности ориентироваться в профессиональной деятельности? Обратимся к истории педагогической профессии.
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».
Человек трудной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.
Теоретическое наследие и опыт Антона Семеновича Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа учителя-воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».
Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, – писал Л.Н. Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».
Основу педагогического
призвания составляет любовь к детям.
Это основополагающее качество является
предпосылкой самосовершенствования,
целенаправленного саморазвития многих
профессионально значимых качеств, характеризующих
профессионально-педагогическую направленность
учителя.
Василий Александрович Сухомлинский считал,
что основой успеха учителя, является
духовное богатство и щедрость души, воспитанность
чувств и высокий уровень общей эмоциональной
культуры, умение глубоко вникнуть в сущность
педагогического явления.
Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Не каждый учитель может работать, не считаясь со временем, жертвуя подчас даже состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.
Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и ее культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник, студент, любой учащийся воспринимает педагога в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, ее воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.
Важным компонентом
в структуре личности педагога выступают
профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально
важными качествами понимает индивидуальные
качества субъекта деятельности, влияющие
на эффективность деятельности и успешность
ее усвоения. К профессионально важным
качествам он относит также и способности.
От сформированности профессионально
важных качеств личности педагога зависит
и продуктивность педагогической деятельности.
Важным профессионально-педагогическим
качеством является логическое мышление.
Оно отражает сформированность логических
приемов мышления как совокупности действий,
направленных на выполнение операций
анализа, синтеза, классификации понятий,
нахождение логических отношений.
Доминантными
качествами в профессионально-
В профессиограмму учителя входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога.
Важнейшей характеристикой
и предпосылкой эффективности учебно-
педагогической направленности в личности педагога (воспитателя), отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;
широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога (воспитателя), т.е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;
совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя), т.е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;
умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего ему постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;
гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога (воспитателя), т.е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;
педагогического мастерства педагога (воспитателя), предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволяет им эффективно решать учебно-воспитательные задачи.
Культура педагога (воспитателя) - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих в себя:
а) передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;
в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
г) формирование
эстетического отношения к
д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
3. Кто он: идеальный учитель в современном обществе?
На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности. В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов.
Формирование информационного общества в мире относят к концу 70-х годов ХХ века и связывают с радикальным ускорением технического прогресса, становлением нового менталитета у значительной части населения в большинстве развитых стран мира. Переход к информационному обществу, прежде всего, начинается в сфере менталитета и связывается с изменением сознания человека.
Изменения, возникающие в информационном обществе, затрагивая экономическую, политическую, производственную, социальную и культурные сферы, не обходят стороной культурные и образовательные аспекты. Информационное общество, в котором информация и уровень ее использования непосредственным образом обуславливают перспективы экономического и социального развития, а также качество жизни, формирует и новое информационное сознание.
Новые ценности
информационного общества определяют
постановку вопроса: каким должно быть
современное образование, на какие
аксиологические ориентиры
«Многомерный человек» постепенно вытесняет «экономического человека» индустриальной эпохи. На смену общества, основанного на материальном благосостоянии, приходит общество роста культуры, переход от «иметь» к «быть», от профессиональной деятельности как средства материального достатка к труду как самореализации.
Специфика современного образования определяется такими качественными характеристиками личности как свобода и ответственность и готовность к саморазвитию и самореализации, способность социализироваться и адаптироваться к быстро меняющемуся миру, креативность, смыслотворчество. Приоритетом современного образования должно стать не только формирование знаниевой компетентности, но и развитие четких нравственных критериев, актуализация высоких духовных потребностей.
Большого внимания к себе в таких условиях требует сама личность учителя, его ценности смыслы профессиональной деятельности. Именно личность учителя определяет качество и результат труда. Личностная включенность, пристрастность, осмысленность, способность оказывать позитивное влияние на другого через раскрытие субъектных ценностей и смыслов составляют основу его деятельности.
В современной педагогике уделяется большое внимание правильному определению задач и проблем воспитания человеческой личности. Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Политическое воспитание, призванное сформировать определенные патриотические чувства и ответственность за судьбу своего государства.
Важнейшим направлением современного воспитания является формирование у человека определенной морали, способной противостоять распространенным в настоящее время асоциальным проявлениям ровесников. Тем важнее в нынешнем педагогическом процессе становятся не только профессиональные, но и личностные качества учителя.
Личность педагога всегда играла важную роль в жизни нашего общества. Ведь именно ему предоставляется возможность стать наставником для будущего поколения, определить направление развития личности.
Время не стоит на месте, и личность педагога также. Она должна корректироваться современным темпом жизни, постоянно изменяющимися условиями образования, особенно в период глобализации. Мы наблюдаем, как с появлением новых компьютерных технологий, современный педагог находится в постоянном саморазвитии и самоусовершенствовании своих навыков и умений.
Профессиональные качества педагога играют важную роль, так как являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Педагог, в первую очередь должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятыми для его области знаний. Беликов В. А. утверждает, что высокий профессионализм основывается на умении решать педагогические задачи, находить выход из сложившихся обстоятельств, педагогическое призвание.
Информация о работе Идеальный педагог, какой он с точки зрения современного общества