Идеальный педагог, какой он с точки зрения современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:21, реферат

Описание работы

Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Сущность и содержание педагогического процесса
Качества, необходимые педагогу
Идеальный педагог, какой он для современного общества?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

1) качеством  педагогической деятельности;

2) качеством  собственной учебно-воспитательной  деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены:

1) потребностями  общества и личности;

2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества;

3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими).

 

 

2. Качества, необходимые педагогу.

 

Положение о  важной, определяющей роли учителя  в процессе обучения и воспитания является общепризнанным во всех педагогических науках. Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптерев, "личность учителя в обстановке обучения и воспитания занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения".

 Какими чертами характера должны обладать педагоги и на какие ценности ориентироваться в профессиональной деятельности? Обратимся к истории педагогической профессии.

Великим педагогом  России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Он так  охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий  в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

Человек трудной  судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Теоретическое наследие и опыт Антона Семеновича Макаренко приобрели всемирное  признание. Он считал, что работа учителя-воспитателя  самая трудная, «возможно, самая  ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Великий русский  писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое  начало, которое находит свое выражение  в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, – писал Л.Н. Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».

Основу педагогического  призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.  
Василий Александрович Сухомлинский считал, что основой успеха учителя, является духовное богатство и щедрость души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Высшим проявлением  педагогического долга является самоотверженность учителя. Не каждый учитель может работать, не считаясь со временем, жертвуя подчас даже состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Сегодня, как  и вчера, трудно найти более мощного  социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем  Учитель с его живым участием в становлении личности и ее культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник, студент, любой учащийся воспринимает педагога в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, ее воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

Важным компонентом  в структуре личности педагога выступают  профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.  
Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Оно отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными  качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.

В профессиограмму  учителя входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое  выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога.

Важнейшей характеристикой  и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога. Педагогическая культура предполагает наличие:

педагогической направленности в личности педагога (воспитателя), отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;

широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога (воспитателя), т.е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;

совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя), т.е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;

умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего ему постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;

гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога (воспитателя), т.е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;

педагогического мастерства педагога (воспитателя), предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволяет им эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Культура педагога (воспитателя) - это такая обобщающая характеристика его личности, которая  отражает способность настойчиво и  успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих в себя:

а) передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой  и действенно-практической сфер его  психики;

в) обеспечение  сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков  поведения в обществе;

г) формирование эстетического отношения к действительности;

д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и  способностей.

 

 

3. Кто он: идеальный учитель в современном обществе?

 

На современном  этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности. В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов.

Формирование  информационного общества в мире относят  к концу 70-х годов ХХ века и связывают с радикальным  ускорением технического прогресса, становлением нового менталитета у значительной части населения в большинстве  развитых стран мира. Переход к информационному обществу, прежде всего, начинается в сфере менталитета и связывается с изменением сознания человека.

Изменения, возникающие  в информационном обществе, затрагивая экономическую, политическую, производственную, социальную и  культурные  сферы, не обходят стороной культурные и образовательные аспекты. Информационное общество,  в котором информация и уровень ее использования непосредственным образом обуславливают перспективы экономического и социального развития, а также качество жизни, формирует и новое информационное сознание.

Новые ценности информационного общества определяют постановку вопроса: каким должно быть современное образование, на какие  аксиологические ориентиры должен опираться современный учитель? Ответ на этот вопрос  заложен в самой характеристике информационного общества. Одной из наиболее важных характеристик информационного общества является изменение человеческого бытия в сторону культуры, которая, пронизывая все аспекты жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов.

«Многомерный  человек» постепенно вытесняет «экономического  человека» индустриальной эпохи. На смену общества, основанного на материальном благосостоянии,  приходит общество роста культуры, переход от «иметь»  к «быть», от профессиональной деятельности как  средства материального  достатка к труду как самореализации.

Специфика современного образования определяется такими качественными  характеристиками личности как свобода  и ответственность и готовность к саморазвитию и самореализации, способность социализироваться и адаптироваться к быстро меняющемуся миру, креативность, смыслотворчество. Приоритетом современного образования должно стать  не только формирование знаниевой компетентности, но и развитие четких нравственных критериев, актуализация высоких духовных потребностей.

Большого внимания к себе в таких условиях требует  сама личность учителя, его ценности смыслы профессиональной деятельности. Именно личность учителя определяет качество и результат труда. Личностная включенность, пристрастность, осмысленность, способность оказывать позитивное влияние на другого через раскрытие субъектных ценностей и смыслов составляют основу его деятельности.

В современной  педагогике уделяется большое внимание правильному определению задач  и проблем воспитания человеческой личности. Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Политическое воспитание, призванное сформировать определенные патриотические чувства и ответственность за судьбу своего государства.

Важнейшим направлением современного воспитания является формирование у человека определенной морали, способной  противостоять распространенным в  настоящее время асоциальным  проявлениям ровесников. Тем важнее в нынешнем педагогическом процессе становятся не только профессиональные, но и личностные качества учителя.

Личность педагога всегда играла важную роль в жизни  нашего общества. Ведь именно ему предоставляется  возможность стать наставником  для будущего поколения, определить направление развития личности.

Время не стоит на месте, и личность педагога также. Она должна корректироваться современным темпом жизни, постоянно изменяющимися условиями образования, особенно в период глобализации. Мы наблюдаем, как с появлением новых компьютерных технологий, современный педагог находится в постоянном саморазвитии и самоусовершенствовании своих навыков и умений.

Профессиональные  качества педагога играют важную роль, так как являются основным показателем  уровня педагогического мастерства. Педагог, в первую очередь должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятыми для его области знаний. Беликов В. А. утверждает, что высокий профессионализм основывается на умении решать педагогические задачи, находить выход из сложившихся обстоятельств, педагогическое призвание. 

Информация о работе Идеальный педагог, какой он с точки зрения современного общества