Игра - средство всестороннего развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
1.1 Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста
1.2 Этапы формирования полового самосознания детей
1.3 Полоролевая социализация в дошкольном возрасте
1.4 Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
1.5 Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
1.6 Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
1.7 Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей
ГЛАВА2.СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ГЛАВА 3. ИГРА - СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГЕНДЕРНая СОЦИАЛИЗАЦИя ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.docx

— 78.29 Кб (Скачать файл)

 

Воспитателям надо позаботиться о том, чтобы обеспечить всех кукол и мягкие игрушки, которые находятся в игровом уголке группового помещения красивой сезонной одеждой. Одежда для игрушек должна быть яркой, но не пестрой, легко сниматься и быть с удобными застежками. Вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками.

 

Воспитатель предлагает девочкам и мальчикам назвать или указать на те игрушки, с которыми они хотели бы играть. После того, как мальчики и девочки осуществят свой выбор, воспитатель побуждает детей рассмотреть игрушки, которые выбрали мальчики и девочки.

 

В рассматривания игрушек, воспитатель стремится вызвать у детей расположение и симпатию к ним, желание участвовать в их обустройстве в группе. Так, например, можно предложить девочкам гуся, уточку с утенком, рыбок, лягушек и других животных, средой обитания которых является вода, разместить на специально подготовленной для этого ткани. Мальчики для игрушечной собаки со щенком могут сделать из коробки или конструктора конуру. Девочки игрушечную кошечку могут разместить в корзине или на подушке, половичке. Игрушки, изображающие обитателей леса (зайцев, лисицу, медведя и др.) желательно разместить на одной полке и рядом поставить одну или две маленькие искусственные елочки, которые будут выступать в качестве маркера символизирующего лес.

 

Воспитатель обязательно должен помочь девочкам придумать имена куклам, а мальчикам - клички животным.

 

С девочками воспитатель обсуждает расстановку мебели в игровом уголке и договаривается с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т.п.

 

С мальчиками воспитатель обсуждает расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность. По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

 

Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

 

При подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики 3-4 лет еще не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты.

 

Мальчики этого возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя роль сотрудника ГАИ, если наденут на себя плащ-накидки, милицейские фуражки и в руки возьмут полосатый жезл.

Девочки этого возраста также не могут осуществлять уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане. Для того, чтобы «приготовить обед» им необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые она могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т.п. При этом желательно, чтобы кастрюли были не маленькими и не из пластмассы, а по размерам и материалу соответствовали бы тем маленьким кастрюлькам, которые девочки видят дома. В игровом уголке должна быть раковина с «краном», полотенце для вытирания посуды. Если в социальном опыте детей используется посудомоечная машина, то и игровой зоне она обязательно должна быть представлена.

 

Для ухода за «ребенком» девочки нуждаются в ванночке, градуснике для измерения температуры воды, губке, полотенце, ковшике для ополаскивания после купания своего «младенца» и т.п. Обязательно должны быть созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения.

 

Для ухода за автомобилем, для его «ремонта» мальчикам необходимы протирочные материалы, инструменты, масло, бензоколонка и другие ролевые атрибуты.

 

Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале под руководством воспитателя, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолет, пароход, вагон поезда и т.п. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.

 

Крупный строительный материал требует много места, поэтому его лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, на платформах где-нибудь в стороне от игровой зоны девочек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые мальчики используют в играх со строительными материалами.

 

Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти простые задачи. Важно понять, что ролевые атрибуты необходимы для развития детей 3-4 лет в игровой деятельности. К сожалению, для развития детей в игровой деятельности и для их воспитания с учетом гендерных особенностей, этого недостаточно. С детьми этого возраста в детском саду должен ежедневно играть воспитатель, а в семье - родители.

 

Вывод по I главе.

 

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

 

В процессе исследования психолого-педагогической и методической литературы по полоролевой социализации детей дошкольного возраста мы пришли к выводу, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек.

 

Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

 

В играх реализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

 

Семья играет важнейшую роль в общении детей в детском саду, ребенок является зеркальным отражением домашнего быта.

 

Работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

 

Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

2 .СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ  ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ  КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

В античный период, представителями которого являлись Платон Афинский («Пир», «Государство», «Законы», «Тимей» и др.), Аристотель («Политика», «О возникновении животных» и др.), актуализировались вопросы дополнительности полов, целостности мужчины и женщины, роли мужчины и женщины в обществе. Аристотель приходит к выводу, что «первый по своей природе выше, вторая ниже, первый властвует, вторая находится в подчинении».

 

В эпоху Возрождения Томас Мор («Золотая книга»), Томаззо Кампанелла («Город солнца»), Ж. Ж.Руссо («Юлия или новая Элоиза») описали идеальное государство, в котором провозглашена идея равенства способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, объяснили причины существующих психических различий представителей мужского и женского пола необходимостью и возможностью выполнять ими свое назначение в жизни, выступили против того, чтобы считать какой-либо пол совершеннее другого, так и против их уравнивания, при этом указывали на необходимость различий в целях и в методах воспитания мальчиков и девочек.

 

В эпоху Средневековья на Руси сформировалась система взглядов на отношения духовного и телесного, на различия мужского и женского начал (Протопоп Аввакум, Максим Грек, Иван Тимофеев, Кирилл Туровский и др.). В XVI в. обозначился патриархальный уклад общества, положение и статус русской женщины сильно изменились. Разводятся на недосягаемую ранее дистанцию понятие мужского и женского. Утверждается, что женщина, созданная в помощь мужчине, несовершеннее его и должна во всем ему следовать. Вместе с тем, женщина обретает ценность в русском космосе именно в ипостаси матери; отношения матери и ребенка становятся моделью многих других социальных отношений. Мальчиков и девочек с детства готовят к выполнению определенной социальной роли.

 

Для XVIII в. принципиальное значение имеют идеи философов, поднимавших вопросы пола, семьи, брака, любви (Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, Д. И. Фонвизин,  Г. Ф. Бужинский Г. С. Сковорода и др.). Они раскрыли систему взглядов на пол как фундаментальную характеристику человека, отражающуюся во всех проявлениях и переживаниях мужчины и женщины; на андрогинную природу человека; полярность человеческой природы. Философы XVIII в. дают характеристику отличительным чертам мужского и женского самосознания, в которой отражаются исторически сложившиеся стереотипы мужественности и женственности.

 

В XIX веке в вопросе о природе особенностей мужского и женского пола обнаружились две полярные точки зрения, которые конгениальны двум концепциям сущности полоролевых различий: эссенциализму и акцидентализму (П. Е.Астафьев, Н. А.Бердяев, С. Н.Булгаков, В. Ф.Каптерев, Н. М.Карамзин, В. В.Розанов, П. А.Флоренский, А. С.Хомяков, В. Ф.Эрн и др.). Первая построена на том, что полоролевые различия являются субстанциальными, сущностными, вытекающими из самой природы полов (П. А.Бакунин, Н. А.Соловьев и др.). Вторая точка зрения основана на идее социокультурной детерминации специфики мужественности и женственности; полоролевые различия определяются внешними факторами и, следовательно, могут быть устранены (Л. Н.Толстой и др.). XIX столетие характеризуется как время зарождения «женского вопроса», когда прогрессивные деятели провозглашают необходимость разностороннего воспитания женщин на уровне высокой передовой культуры, отстаивают необходимость независимости женщины от мужчины (В. Г.Белинский, А. И.Герцен, Н. А.Добролюбов, А. И.Писарев, Н. Г.Чернышевский).

 

По мнению мыслителей XX века, оптимальное устройство социально-политической жизни также предполагает комплементарность мужского и женского начал (И. А.Ильин, Н. О.Лосский, П. Н.Савицкий, И. Л.Солоневич, Е. И.Рерих, Н. К.Рерих, Г. П.Федотов, Г. В.Флоровский и др.). В середине XX в. набирает размах движение за освобождение женщин (феминизм), которое боролось за предоставление женщинам с мужчинами равных прав (избирательных, экономических, образовательных и др.) и привлекло внимание ученых к разработке гендерных проблем: особенности индивидуальных и личностных характеристик полов (К. Гиллиган, Э. Маккоби, К. Жаклин, Н. Ходоров и др.); исследование женской мотивации, феномена «боязнь успеха» у женщин (М. Хорнер); исследования андрогинии (С. Бэм, Д. Спенс) и др.

 

В XXI веке актуализируются проблемы изучения полоролевых стереотипов (В. С.Агеев), стереотипов женского поведения (О. В.Митина, В. Ф.Петренко), полоролевой социализации детей (О. В.Дыбина, О. И.Иванова, М. А.Радзивилова, И. В.Тельнюк), психофизиологии мужчин и женщин (мальчиков и девочек) (В. Д.Еремеева, Е. П.Ильин, Т. П.Хризман). Получают широкое распространение гендерные исследования в образовании (О. А.Воронина, И. С.Клецина, Е. Н.Каменская, Л. И.Столярчук, Л. В.Штылева).

 

Культурно-исторический анализ педагогических исследований позволил выявить основные теоретические идеи, выступившие в качестве предпосылок развития теории полоролевого воспитания (И. И.Бецкой, В. Г.Белинский, А. И.Герцен, П. Ф.Лесгафт, А. С.Макаренко, М. И.Михайлов, Я. Мудрый, Ф. Поликарпов, В. А.Сухомлинский, К. Д.Ушинский и др.). Основываясь на признании важности принципа природосообразности, выдающиеся педагоги прошлого уделяли особое внимание изучению личностных особенностей мальчиков и девочек, черт их характера, темперамента, особенностей поведения; учету уникальности, исключительности, неповторимости каждого ребенка; главенствующей роли семьи как среды, где могут быть созданы обстановка доверия, любви, сотрудничества, идеальные условия для полоролевого воспитания мальчиков и девочек; дифференцированному подходу к воспитанию мальчиков и девочек.

 

3. ИГРА - СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

 По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через  нее формируются все стороны  психической жизни личности». Наблюдая  за играющим ребенком, можно узнать  его интересы, представления об  окружающей жизни, выявить особенности  характера, отношение к товарищам  и взрослым.

 Единство и взаимодействие  проявляются по-разному в разных  видах игр. В творческой игре  фокусом, собирающим все стороны  личности, служит замысел, содержание  игры и связанные с ним игровые  переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят  сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и  волевому усилиям.

 В играх с правилами  главное — решение поставленной  задачи. Детей увлекают только  такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли  и воли, преодоления трудностей.

 Игра занимает большое  место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического  воспитания дошкольников.

 Ребенку нужна активная  деятельность, способствующая повышению  его жизненного тонуса, удовлетворяющая  его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья  ребенка, они делают его жизнь  содержательной, полной, создают уверенность  в своих силах. Недаром известный  советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим  витамином.

Информация о работе Игра - средство всестороннего развития ребенка