Игра - средство всестороннего развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
1.1 Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста
1.2 Этапы формирования полового самосознания детей
1.3 Полоролевая социализация в дошкольном возрасте
1.4 Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей
1.5 Задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста
1.6 Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
1.7 Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей
ГЛАВА2.СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ГЛАВА 3. ИГРА - СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГЕНДЕРНая СОЦИАЛИЗАЦИя ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.docx

— 78.29 Кб (Скачать файл)

 Игра имеет большое  образовательное значение, она тесно  связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной  жизни. В творческих играх происходит  важный и сложный процесс освоения  знаний, который мобилизует умственные  способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают  связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать  игровые задачи, находить лучший  способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать  их словом.

 Нередко игра служит  поводом для сообщения дошкольникам  новых знаний, для расширения  их кругозора. С развитием интереса  к труду взрослых, к общественной  жизни, к героическим подвигам  советских людей у детей появляются  первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым  героям. Все это делает игру  важным средством создания направленности  личности ребенка, которая начинает  складываться в дошкольном детстве.

 Творческую игру нельзя  подчинить узким дидактическим  целям, с ее помощью решаются  основные воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое  назначение: они дают возможность  систематических упражнений, необходимых  для развития мышления, чувств  и речи, произвольного внимания  и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет  определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач.

 Интересная игра повышает  умственную активность ребенка, и он может решить более  трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия  должны проводиться только в  форме игры. Обучение требует  применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она  дает хорошие результаты только  в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и  др.

 Играя, дети учатся  применять свои знания и умения  на практике, пользоваться ими  в разных условиях. В творческих  играх открывается широкий простор  для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется  мобилизация знаний, самостоятельный  выбор решения поставленной задачи.

 Игра — самостоятельная  деятельность, в которой дети  вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные  усилия к ее достижению, общие  переживания. Игровые переживания  оставляют глубокий след в  сознании ребенка и способствуют  формированию добрых чувств, благородных  стремлений, навыков коллективной  жизни. Задача воспитателя состоит  в том, чтобы сделать каждого  ребенка активным членом игрового  коллектива, создать между детьми  отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед  товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

 В игре воспитывается  интерес и уважение к труду  взрослых: дети изображают людей  разных профессий и при этом  подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к  людям. Часто игра служит побудителем  к работе: изготовлению необходимых  атрибутов, конструированию. Игра —  важное средство эстетического  воспитания дошкольников, так как  в этой деятельности проявляется  и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается  ритм и красота движений. Обдуманный  подбор игрушек помогает формированию  художественного вкуса.

 Таким образом, игра  связана со всеми сторонами  воспитательной и образовательной  работы детского сада. В ней  отражаются и развиваются знания  и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в  жизни. Именно так трактуется  роль игры в программе воспитания  в детском саду: «В дошкольном  детстве игра является важнейшей  самостоятельной деятельностью  ребенка и имеет большое значение  для его физического и психического  развития, становления индивидуальности  и формирования детского коллектива».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

 

Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.

 

Полноценное развитие ребёнка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих соответствующей квалификацией. Однако, в настоящее время наблюдается острый дефицит соответствующих специалистов (психологов и педагогов) по работе с маленькими детьми. В ясельных группах работают специалисты по дошкольному воспитанию или кадры вообще без специального образования (медперсонал, родители или родственники детей и пр.). В результате, дети раннего возраста (1-3-х лет) либо остаются вообще без психолого-педагогического обеспечения (работа воспитателя ограничивается гигиеническим обслуживанием и соблюдением режима дня), либо получают воздействия, не соответствующие их возрастным особенностям.

 

Между тем, данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему неприменимы методы и приёмы работы, адекватные для дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным исследование особенностей воспитания и обучения детей раннего возраста..

 

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. В последние десятилетия, после того, как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли. В связи с этим возникает настоятельная необходимость разработки методик педагогических занятий с детьми раннего возраста.

 

В период от 1 года до 4 лет понятие «обучение» для ребёнка неотделимо от понятия «жизнь». Дети учатся всему: слушать, видеть, говорить, сидеть, стоять, ходить и т.д. Малыши не задумываются: научиться мне ходить или нет? Они стремятся узнать весь мир и научиться всему, так как в период от 1 года до 4 лет стремление к познанию достигает своего пика. Причём познание в этот период протекает естественно, как бы само собой. Дети, играя, познают мир и познают мир, играя. Образовательная программа ДОУ, исходя из потребностей ребёнка, расширяет жизненный опыт детей.

 

В играх ребенок формирует нейронные пути. Если через какое-то время не вернуться к полученной связи, то она исчезнет, ребёнок забудет полученную информацию, потеряет приобретённые навыки. Во избежание этого следует проигрывать учебный материал в различных ситуациях, в различных видах деятельности и на разном оборудовании, тем самым нейронные пути закрепляются, связи становятся работающими, то есть переходят на другой качественный уровень.

 

Центральным моментом обучения и воспитания является возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, что он не умеет, с помощью подражания. Подражание - это главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие. В ДОУ ребенок обучается не тому, что он уже умеет делать самостоятельно, а тому, что он еще не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с педагогом и под его руководством. В сотрудничестве с педагогом с помощью подражания ребенок всегда может сделать в интеллектуальной области больше, чем, то, на что он способен, действуя только самостоятельно.

 

Говоря о подражании, имеется в виду не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение какой-либо интеллектуальной операции. К области подражания относится то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или выполнить под руководством, или в сотрудничестве, или с помощью наводящих вопросов. Из этого следует, что обучение возможно там, где есть возможность интеллектуального подражания. Ребенок может подражать только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей. Следовательно, в сотрудничестве ребенок может сделать всегда больше, чем самостоятельно. В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, решаемых им. То, что ребенок умеет в сотрудничестве сегодня, завтра он сумеет самостоятельно.

 

Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития. Это и является основополагающей задачей детского развития в программе ДОУ.

 

В каждом задании, которое дается ребенку на занятии, перед ребенком всегда ставится конкретная интеллектуальная задача, затрагивающая зону ближайшего развития. Это означает то, что, выясняя способности ребенка при работе в сотрудничестве, определяется тем самым область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны принести плоды и, следовательно, переместиться на уровень реального умственного развития ребенка.

 

А обучение опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько на созревающие. Период созревания соответствующих функций является самым благоприятным, или оптимальным периодом для соответствующего вида обучения.

 

 Таким образом, система  воспитательно-образовательной программы  ДОУ должна быть построена  на принципах комплексного подхода  в воспитании и обучении детей  в период раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Азаров Ю.П. Игра и  труд. - М.: Знание, 1973.

2. Аникеева Н.П. Воспитание  игрой: Кню для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

4. Воспитание детей в  игре: Пособие для воспитателя  дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

6. Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск: Народна асвета, 1979.

7. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971.

8. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.

9. Змановский Ю.Ф. Вуоспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989.

10. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. - М.: Просвещение, 1988.

11. Кон И.С. Ребенок и  общество. -М., 1988.

12. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.

13. Никитин Б.П. Развивающие  игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985.

14. Педагогика и психология  игры: Межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.

15. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. - М.: Просвещение, 1966.

16. Шмаков С.А. Игра и  дети. - М.: Знание, 1968.

17. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

18. Яновская М.Г. Творческая  игра в воспитании младшего  школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. - М.: Просвещение,1974.

19. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 г. до 3 лет. – М.: Аркти. – 2006.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Игра - средство всестороннего развития ребенка