Игра как метод обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

1. Краткое содержание курса «Игра как метод обучения и воспитания»
2. Специфика применения дидактических принципов при планировании и проведении курса.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).docx

— 72.67 Кб (Скачать файл)

Ролевая игра дает учащимся возможность выйти  за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым  реализует компенсаторную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном  процессе по иностранному языку следующие  функции: мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и  компенсаторную. Успешность обучения во многом зависит от того, как реализуются  эти функции в учебном процессе.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

- ролевую  игру можно рассматривать как  самую точную модель общения,  так как она подражает действительности  в самых существенных чертах  и в ней, как и в жизни  переплетается речевое и неречевое  поведение партнеров;

- ролевая  игра обладает большими возможностями  мотивационно-побудительного плана;

- ролевая  игра предполагает усиление личностной  сопричастности ко всему происходящему.  Ученик входит в ситуацию, хотя  инее через собственное «Я», но через «Я» соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет;

- ролевая  игра способствует расширению  ассоциативной базы при усвоении  языкового материала, так как  учебная ситуация строится по  типу театральных пьес, что предполагает  описание обстановки, характера  действующих лиц и отношений  между ними. За каждой репликой  мыслится отрезок смоделированной  действительности;

- ролевая  игра способствует формированию  учебного сотрудничества и партнерства.  Ведь ее исполнение предполагает  охват группы учащихся, которые  должны слаженно взаимодействовать,  точно учитывая реакции товарищей,  помогать друг другу. При этом  удачно найденный жест, немое  действие, если оно соответствует  ситуации, поощряется всей группой.  В результате учащимся с более  слабой подготовкой удается преодолеть  робость, смущение и со временем  полностью включиться в ролевую  игру;

- ролевая  игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной  форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются новые просторы.

Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Ролевая игра обладает большими возможностями в  практическом, образовательном и  воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового  материала в тренировочных упражнениях  и развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться  на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует  отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

Но для  того, чтобы перейти к описанию методики использования ролевой  игры как средства обучения, необходимо выявить ее методическую структуру. При этом отправным пунктом может  служить описанная Д.Б. Элькониным [C.112] структура детской ролевой игры, в которую входят:

1) роли, которые  берут на себя дети;

2) игровые  действия и поступки, посредством  которых дети реализуют взятые  на себя роли;

3) игровое  употребление предметов;

4) реальные  отношения между детьми (реплики,  замечания, регулирующие игру).

По сравнению  со структурой детской ролевой игры, предложенной Д.Б. Элькониным, структура обучающей ролевой игры изменяется за счет введения в нее дополнительных неигровых целей, а также проектирования и создания коммуникативных и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых (дидактических) целей. Следует подчеркнуть, что как ролевая игра в целом, так и ее структурные компоненты имеют различное значение для учащихся и учителей.

Например, ориентируясь, прежде всего на удовольствие, получаемое от самого процесса игры, учащиеся могут  в различной степени осознавать заложенные в ролевой игре неигровые  цели, хотя значимость результативного  аспекта ролевой игры для учащихся младших классов, по сравнению с  детьми дошкольного возраста, естественно, значительно возрастает.

Для учителей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:

1) игровые,  а также практические, воспитательные  и развивающие цели;

2) содержание  ролевой игры, которое базируется  преимущественно на учебном материале  текущей разговорной темы и  которое приобретает определенную  сюжетную организацию и развитие;

3) совокупность  социальных и межличностных ролей,  посредством которых учащиеся  реализуют значительную часть  содержания конкретной ролевой  игры;

4) коммуникативные  и лингводидактические условия,  то есть, прежде всего, учебно-коммуникативная  ситуация, создаваемая самими учащимися  под руководством учителя;

5) реквизит  – любые предметы, которые, так  или иначе, включаются в ролевую  игру и приобретают знаковое, сообщающее значение.

По поводу четвертого структурного компонента следует  сделать два пояснения. Во-первых, под коммуникативными условиями  подразумевается не столько учебно-коммуникативная  ситуация, создаваемая именно для  данной ролевой игры, сколько благоприятный  психологический климат, созданный  и поддерживаемый на занятиях по иностранному языку.

Благоприятная морально-психологическая атмосфера  в классе предрасполагает учащихся к межличностному взаимодействию, проявлению заинтересованности и творческой инициативы в течение всей серии ролевых  игр. Во-вторых, под лингводидактическими условиями подразумевается формирование у учащихся некоторого исходного (пусть  даже самого минимального) уровня коммуникативной  компетенции, позволяющего всем учащимся успешно участвовать в ролевых  играх на иностранном языке.

Создание  этого исходного уровня коммуникативной  компетенции осуществляется не только в процессе выполнения различных  упражнений, предусмотренных учебно-методическим комплексом по иностранному языку, но и в ходе усвоения иноязычного  речевого материала, представленного  в виде диалогических единств, сгруппированных  по коммуникативному намерению вокруг контактной, информационно-коммуникативной  и эффективно-коммуникативной функций  межличностного общения. Во временном плане ролевая игра представляет собой относительно целостный цикл управляемого взаимодействия между учителем и учащимся, который состоит из подготовки ролевой игры, проведения ролевой игры и подведения итогов ролевой игры.

По сравнению  с устойчивым и четко обозначенным набором структурных компонентов  временные параметры ролевой  игры довольно подвижны. Это особенно характерно для периода подготовки ролевой игры. Исходя из продолжительности  подготовительного периода ролевой  игры (от 3-4 минут до 10-12 минут) различают  «малую игру» и «большую игру».

Подготовка  и проведение малой ролевой игры реализуется на одном занятии  по иностранному языку. Вместе с тем  некоторая часть малых ролевых  игр обеспечивает подготовку больших  ролевых игр.

В процессе исследования выявлены преимущества и  недостатки использования ролевой  игры при обучении иностранному языку.

Преимущества  использования ролевой игры:

1) максимальная  активность обучаемых. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;

2) речевые  партнеры определяются в игре  не только по желанию преподавателя,  но и произвольно;

3) учащиеся  имеют возможность меняться ролями, что позволяет использовать языковой  материал в более полном объеме, совершенствовать навыки и умения  в общении на языке;

4) на уроке  царит атмосфера интереса и  дисциплины: умственная и физическая  активность; сосредоточенность и интерес.

Недостатки  использования ролевой игры:

1) до сих  пор не существует разработанных  комплексов упражнений, которые  бы четко определяли:

- целевое  назначение игр;

- их количество  и качество;

2) использование  ролевой игры в процессе обучения  иностранному языку нецеленаправленно  и бессистемно;

3) игра используется  в основном как развлекательный  момент на уроке.

Вышеизложенное подчеркивает сложность и многогранность рассматриваемой проблемы, ее актуальность.

 

2. Воспитательный и обучающий  потенциал игры

Воспитывающий потенциал игры всегда зависит:

1. От содержания  познавательной и нравственной  информации, заключенной в тематике  игр;

2. От того, каким героям подражают дети;

3. Он обеспечивается  самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного  нахождения средств, согласования  действий с партнерами, самоограничения  во имя достижения успеха и,  конечно, установления доброжелательных  отношений.

Игры, таким  образом, дают детям очень важный навык совместной работы.

В процессе игры у детей возникают три  вида целей.

Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.

Вторая цель—это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением  правил, разыгрыванием сюжета, роли.

Третья цель непосредственно связана с процессом  выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.

Направления педагогического руководства игровой  деятельностью:

1) вовлекать  детей в игру, использовать особые  приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);

2) помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);

3) развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».

 

3. Методика практического использования ролевой игры

Теперь перейдем к краткому рассмотрению периодов подготовки, проведения и подведения итогов отдельной  ролевой игры, ориентируясь при этом на традиционное распределение учебного (языкового и речевого) материала  по темам – тематическое планирование.

Н.Д. Гальская и Н.И. Гез отмечают, что ролевая игра предполагает наличие трех этапов:

1) подготовки;

2) проведения  игры;

3) контроля.

Непосредственная  подготовка к большой ролевой  игре начинается на первом же занятии  по новой разговорной теме. Если ролевые игры проводятся регулярно  и учащиеся к ним привыкли, то в начале новой темы они сами выясняют у учителя перспективы проведения новой ролевой игры («А мы будем играть дальше?»). Если инициативу в этом случае проявляет учитель, то ученики, как правило, живо откликаются на его предложение «играть дальше». При этом учителю на первом же занятии целесообразно раскрыть содержание новой учебной темы, чтобы показать учащимся саму возможность проведения ролевой игры по теме. Тем самым учитель создает ориентировочную основу для возможных сюжетов ролевой игры. Но при этом следует давать учащимся возможность самим проявить инициативу и творческие способности в разработке сюжета игры, определении набора ролей, выявлении необходимого реквизита.

На следующем  занятии по теме учителю предстоит  оценить предлагаемые учащимися  сюжеты ролевой игры и вместе с  ребятами определить общую коммуникативную  ситуацию ролевой игры.

Важно, чтобы  при определении места, времени  и других предлагаемых обстоятельств  ролевой игры, они соответствовали  реальной действительности и были значимы  для учащихся. Лучшей гарантией соблюдения этих условий ролевой игры является максимальный учет мнений и пожеланий  учащихся, вовлечение их в разработку хода ролевой игры. Тут же определяется необходимый набор ролей. Как  известно, отбор и распределение  ролей определяются целями и содержанием  игры, а также индивидуально-психологическими особенностями учащихся и уровнем  их языковой подготовки.

Именно поэтому  распределение ролей является ответственной  педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений  учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей  важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие темперамента. На начальном этапе ролевого общения  целесообразно дать учащимся роли, наиболее полно соответствующие  их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно лишь тогда, когда  учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Важную роль при распределении ролей  играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого учащегося на лидерские позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получить роли положительных, личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры.

После того, как в самом общем виде определены:

а) сюжет  игры;

б) общая  коммуникация и

в) набор  ролей, необходимо наметить ход игры.

Это очень  ответственный момент периода коллективной подготовки ролевой игры, от которого во многом зависит эффективность  индивидуальной подготовки каждого  ученика к предстоящей ролевой  игре, да и само проведение ролевой  игры.

Очень полезным оказывается использование простейшей схемы ролевой игры.

Таблица 1 Схема  ролевой игры

А Б В Г Д Е

1  +    

2   +   

3 +     

4    +  

Информация о работе Игра как метод обучения и воспитания