Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:10, реферат
1. Краткое содержание курса «Игра как метод обучения и воспитания»
2. Специфика применения дидактических принципов при планировании и проведении курса.
Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым реализует компенсаторную функцию.
Таким образом,
ролевая игра выполняет в учебном
процессе по иностранному языку следующие
функции: мотивационно-побудительную,
воспитательную, ориентирующую и
компенсаторную. Успешность обучения
во многом зависит от того, как реализуются
эти функции в учебном
Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:
- ролевую
игру можно рассматривать как
самую точную модель общения,
так как она подражает
- ролевая
игра обладает большими
- ролевая
игра предполагает усиление
- ролевая
игра способствует расширению
ассоциативной базы при
- ролевая
игра способствует
- ролевая
игра имеет образовательное
Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.
Ролевая игра
обладает большими возможностями в
практическом, образовательном и
воспитательном отношениях. Она способствует
расширению сферы общения. Это предполагает
предварительное усвоение языкового
материала в тренировочных
Но для того, чтобы перейти к описанию методики использования ролевой игры как средства обучения, необходимо выявить ее методическую структуру. При этом отправным пунктом может служить описанная Д.Б. Элькониным [C.112] структура детской ролевой игры, в которую входят:
1) роли, которые берут на себя дети;
2) игровые действия и поступки, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли;
3) игровое употребление предметов;
4) реальные отношения между детьми (реплики, замечания, регулирующие игру).
По сравнению со структурой детской ролевой игры, предложенной Д.Б. Элькониным, структура обучающей ролевой игры изменяется за счет введения в нее дополнительных неигровых целей, а также проектирования и создания коммуникативных и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых (дидактических) целей. Следует подчеркнуть, что как ролевая игра в целом, так и ее структурные компоненты имеют различное значение для учащихся и учителей.
Например, ориентируясь, прежде всего на удовольствие, получаемое от самого процесса игры, учащиеся могут в различной степени осознавать заложенные в ролевой игре неигровые цели, хотя значимость результативного аспекта ролевой игры для учащихся младших классов, по сравнению с детьми дошкольного возраста, естественно, значительно возрастает.
Для учителей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:
1) игровые, а также практические, воспитательные и развивающие цели;
2) содержание
ролевой игры, которое базируется
преимущественно на учебном
3) совокупность
социальных и межличностных
4) коммуникативные
и лингводидактические условия,
5) реквизит
– любые предметы, которые, так
или иначе, включаются в
По поводу
четвертого структурного компонента следует
сделать два пояснения. Во-первых,
под коммуникативными условиями
подразумевается не столько учебно-
Благоприятная
морально-психологическая
Создание
этого исходного уровня коммуникативной
компетенции осуществляется не только
в процессе выполнения различных
упражнений, предусмотренных учебно-
По сравнению
с устойчивым и четко обозначенным
набором структурных
Подготовка и проведение малой ролевой игры реализуется на одном занятии по иностранному языку. Вместе с тем некоторая часть малых ролевых игр обеспечивает подготовку больших ролевых игр.
В процессе исследования выявлены преимущества и недостатки использования ролевой игры при обучении иностранному языку.
Преимущества использования ролевой игры:
1) максимальная активность обучаемых. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем: коллективная творческая деятельность;
2) речевые
партнеры определяются в игре
не только по желанию
3) учащиеся
имеют возможность меняться
4) на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; сосредоточенность и интерес.
Недостатки использования ролевой игры:
1) до сих
пор не существует
- целевое назначение игр;
- их количество и качество;
2) использование
ролевой игры в процессе
3) игра используется
в основном как
Вышеизложенное подчеркивает сложность и многогранность рассматриваемой проблемы, ее актуальность.
2. Воспитательный и обучающий потенциал игры
Воспитывающий потенциал игры всегда зависит:
1. От содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;
2. От того, каким героям подражают дети;
3. Он обеспечивается
самим процессом игры как
Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.
В процессе игры у детей возникают три вида целей.
Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.
Вторая цель—это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли.
Третья цель
непосредственно связана с
Направления
педагогического руководства
1) вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);
2) помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
3) развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».
3. Методика практического использования ролевой игры
Теперь перейдем к краткому рассмотрению периодов подготовки, проведения и подведения итогов отдельной ролевой игры, ориентируясь при этом на традиционное распределение учебного (языкового и речевого) материала по темам – тематическое планирование.
Н.Д. Гальская и Н.И. Гез отмечают, что ролевая игра предполагает наличие трех этапов:
1) подготовки;
2) проведения игры;
3) контроля.
Непосредственная
подготовка к большой ролевой
игре начинается на первом же занятии
по новой разговорной теме. Если
ролевые игры проводятся регулярно
и учащиеся к ним привыкли, то
в начале новой темы они сами выясняют
у учителя перспективы
На следующем занятии по теме учителю предстоит оценить предлагаемые учащимися сюжеты ролевой игры и вместе с ребятами определить общую коммуникативную ситуацию ролевой игры.
Важно, чтобы
при определении места, времени
и других предлагаемых обстоятельств
ролевой игры, они соответствовали
реальной действительности и были значимы
для учащихся. Лучшей гарантией соблюдения
этих условий ролевой игры является
максимальный учет мнений и пожеланий
учащихся, вовлечение их в разработку
хода ролевой игры. Тут же определяется
необходимый набор ролей. Как
известно, отбор и распределение
ролей определяются целями и содержанием
игры, а также индивидуально-
Именно поэтому
распределение ролей является ответственной
педагогической задачей. Знание мотивов,
интересов, индивидуальных отношений
учащихся позволит учителю предложить
им те роли, которые в наибольшей
степени соответствуют
После того, как в самом общем виде определены:
а) сюжет игры;
б) общая коммуникация и
в) набор ролей, необходимо наметить ход игры.
Это очень ответственный момент периода коллективной подготовки ролевой игры, от которого во многом зависит эффективность индивидуальной подготовки каждого ученика к предстоящей ролевой игре, да и само проведение ролевой игры.
Очень полезным
оказывается использование
Таблица 1 Схема ролевой игры
А Б В Г Д Е
1 +
2 +
3 +
4 +