Игра как метод обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

1. Краткое содержание курса «Игра как метод обучения и воспитания»
2. Специфика применения дидактических принципов при планировании и проведении курса.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).docx

— 72.67 Кб (Скачать файл)

Language Powerbook – включат в себя 111 страниц практических упражнений (Questionnaire, грамматических упражнений, writing).

Данные учебники предназначены для углубленного изучения английского языка. На каждом уроке используется звуковое пособие (кассеты с диалогами, песнями, стихотворениями, текстами, упражнениями на звуки). Обучение направлено на развитие всех ВРД (аудирование, говорение, чтение, письмо).

УМК имеет  все необходимое, что бы вовлечь  учащихся в активную деятельность по изучению языка. Специфика учебного материала и учебного процесса этого  УМК включает в себя все необходимое  для проведения уроков.

В этой главе  ставятся следующие задачи:

·          Выявить уровень знаний детей

·          Проследить работу детей в игровой форме на уроках английского языка

·          Отследить уровень знаний детей после внедрения игр в работу урока

Для реализации данных задач была проведена опытно-экспериментальная  работа, которая состояла из следующих  этапов:

1.         Констатирующий эксперимент

2.         Формирующий эксперимент

3.         Контрольный эксперимент

1. Констатирующий эксперимент

Цели:

- Выяснить  какие обучающие игры использует  педагог на уроках английского  языка

- Определить, как влияет введение обучающих  игр в урок английского языка

- Выявить  уровень ЗУН детей

Методы:

1.         Ранжирование

2.         Тест-опросник

3.         Беседа

4.         Метод наблюдения

1. Ранжирование

Испытуемым  было предложено определить место предмета в системе обучения, оценив по 6-балльной шкале. Были предложены следующие предметы:

ИЗО

История

Математика

Английский  язык

Физкультура

Русский язык

В таком порядке  дети оценивают предметы:

ИЗО История Математика Английский язык Физ-ра Русский язык

Ананьев Рома 1 4 2 3 5 6

Богина Яна 5 3 4 1 6 2

Кривина Настя 1 4 5 2 6 3

Крайнов Антон 1 6 3 2 5 5

Фокин Тимур 1 6 4 2 3 5

Цвеленьева Мишель 1 2 4 3 6 5

Черныш Яна 2 3 5 1 6 4

На основании  полученных данных был составлен  рейтинг предметов:

1.         ИЗО

2.         Английский язык

3.         Математика

4.         Русский язык

5.         История

6.         Физкультура

Вывод: В  основном все учащиеся поставили  английский язык на второе место. Это  говорит о высоком положении  предмета в системе обучения, но так как на уроках английского  языка в малой степени используются игровые моменты, детям трудно воспринимать учебный материал. Поэтому задачей  является изменение структуры уроков путем внедрения игровых технологий.

2. Тест-опросник

Испытуемым  на уроке английского языка было предложено ответить на ряд вопросов.

Были предложены следующие вопросы:

1.         Любите ли вы игру?

2.         Каким играм вы отдаете предпочтение?

3.         Где чаще всего вы играете?

4.         С кем вы играете?

5.         Часто ли вы обмениваетесь  мнениями об игре?

6.         Хотелось бы вам, чтобы на  уроках присутствовала игра?

7.         Вы больше любите работать  в группе или поодиночке?

8.         Как бы вы изменили урок  английского языка, включили бы  игру в урок?

Вывод: ответы ребят показали, что уровень знаний детей выше среднего, но обучение проходит традиционно, по одной и той же схеме. В уроке нет разнообразия при внесении нового. Задача учителя  – донести до ребенка материал, но форма преподнесения – традиционная. Дети хотели бы изменить ход урока, внести что-то новое и интересное, ребятам нравятся игры и они хотели бы видеть использовать их на уроках.

3. Беседа

Беседа с  учителем

На основе результатов теста-опросника было выявлено, что детям нравятся ролевые  и групповые игры, но данные игровые  технологии не часто используются на уроке английского языка. Поэтому  мы решили провести беседу с учителем. Задавались следующие вопросы:

1.         Используете ли вы игры на  уроке?

2.         Какие методы и методики вы  используете?

3.         Используете ли вы игру как  метод обучения иностранному  языку?

Анализируя  ответы учителя можно сказать  о его большой роли в поддержании  интереса к предмету. Учитель правильно  организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому  ученику. Учитель совмещает и  традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень  активности детей в усвоении материала.

Вывод: Игра в большей степени позволяет контролировать внимание детей, но требует тщательной подготовки и соблюдения методики проведения. Нельзя часто повторять одну и туже игру часто, так как дети быстро теряют к ней интерес.

Беседа с  учащимися

Ребятам уроки  не кажутся скучными. Но они внесли бы какое-нибудь разнообразие. Им интересно  участвовать в играх, решать сложные  задачи, искать ответы на интересующие их вопросы, решать проблемные ситуации. Дети готовы помогать учителю в разработке игровых ситуаций на уроках, содействовать  в любых преобразованиях урока. Им интересно узнавать что-то новое  и раскрывать свои способности перед  классом. Игровые моменты помогают детям раскрыть свои способности  в области английского языка, вызывают заинтересованность ребенка, дают возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе.

4.         Метод наблюдения

Метод наблюдения дал возможность проследить уровень  ЗУН учащихся, рассмотреть их отношение  к урокам английского языка, их заинтересованность предметом, активность на уроке, межличностное  взаимодействие и взаимодействие с  учителем. Это необходимо для того, чтобы выявить индивидуальные особенности  каждого ребенка и подобрать  индивидуальные методы работы.

Вывод: В  ходе наблюдения испытуемые были разделены  на следующие группы по нескольким критериям:

По способностям к изучению иностранного языка:

1.         Одаренные дети – Цвеленьева Мишель, Черныш Яна

2.         Дети со средними способностями  – Ананьев Рома, Богина Яна, Кривина Настя, Крайнов Антон, Фокин Тимур

По активности на уроке:

1.         Активные – Черныш Яна, Богина Яна, Крайнов Антон

2.         Пассивные – Ананьев Рома, Кривина Настя, Фокин Тимур, Цвеленьева Мишель

Межличностные отношения:

1.         «Звезды» - Черныш Яна

2.         Предпочитаемые – Богина Яна, Фокин Тимур, Крайнов Антон

3.         Принятые – Ананьев Рома

4.         Пренебрегаемые – Цвеленьева Мишель, Кривина Настя

5.         Изгоев в данной ученической  группе нет

3.2 Формирующий  эксперимент

Цели: разработать  и провести серию экспериментальных  уроков, задачей которых будет  изучение эффективности игры на уроках английского языка.

В течение  данного эксперимента были спроектированы, разработаны и проанализированы экспериментальные уроки по следующим  темам:

·          “Going places”

·          “Crazy Gang”

·          “Story time”

 Для повышения активности на уроке английского языка были использованы следующие игровые упражнения:

1.         “Complete and read”

Цели: развитие языковой догадки, приобретение навыков  перевода, расширение кругозора учащихся.

Описание: в  ходе игры учащиеся, пользуясь таблицей, вписывают буквы в клеточки. В  результате получается пословица, которую  нужно прочитать и понять смысл.

Итоги: В  результате выполнения задания учащиеся узнали новые пословицы, расширив свой кругозор.

2.         “Charade”

Цели: формирование лексических навыков

Описание: учащимся нужно найти и обвести слова

Итоги: В  результате выполнения данного упражнения учащиеся усвоили лексические единицы  по теме.

3.         “Complete the words”

Цели: повторение лексического состава

Описание: Учащимся нужно вставить пропущенные буквы  и прочитать слова.

Итоги: Выполнив данное упражнение, учащиеся вспомнили  слова, необходимые для дальнейшей работы на уроке.

(Конспекты  уроков смотри в приложении 2)

Вывод: игровая  форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и  ситуаций, которые выступают как  средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Все виды игр, которые были использованы в работе, помогли в разработке уроков. При проведении уроков у  детей сформировалась положительная  динамика, они энергично участвовали  в разных видах игровой деятельности, помогали учителю в ведении урока, были активны. Дети, которые раньше не проявляли особых признаков заинтересованности, начали постепенно включаться в работу. Были созданы проблемные ситуации, где дети пытались показать уровень  своих знаний. Учащиеся быстрее усваивали  новый материал, знакомились с  новыми темами. Дети после уроков делились впечатлениями.

3.  Контрольный эксперимент

Цели:

- выявить  насколько изменился уровень  ЗУН учащихся во время проведения  эксперимента

- выявить  насколько у испытуемых изменилось  отношение к английскому языку

Для того, что  бы определить какое место стал занимать английский язык в системе обучения 5 «А» класса после проведения экспериментальных уроков, был проведено ранжирование предметов.

ИЗО История Математика Английский язык Физ-ра Русский язык

Ананьев Рома 1 4 2 3 5 6

Богина Яна 5 3 4 1 6 2

Кривина Настя 1 4 5 2 6 3

Крайнов Антон 1 6 3 2 5 5

Фокин Тимур 1 6 4 2 3 5

Цвеленьева Мишель 1 2 4 3 6 5

Черныш Яна 2 3 5 1 6 4

На основании  полученных данных был составлен  рейтинг предметов:

1.         ИЗО

2.         Английский язык

3.         Математика

4.         Русский язык

5.         История

6.         Физкультура

Исследование  показало, что английский язык остался  на прежнем месте.

Что бы выявить, насколько изменился уровень  ЗУН учащихся, и как повлияло введение игры в урок, детям был предложен  тест-опросник

1.         Любите ли вы игру?

2.         Каким играм вы отдаете предпочтение?

3.         Где чаще всего вы играете?

4.         С кем вы играете?

5.         Часто ли вы обмениваетесь  мнениями об игре?

6.         Хотелось бы вам, чтобы на  уроках присутствовала игра?

7.         Вы больше любите работать  в группе или поодиночке?

8.         Как бы вы изменили урок  английского языка, включили бы  игру в урок?

Вывод: не смотря на то, что английский язык остался  на том же месте, пассивные дети смогли проявить себя, раскрыть свои способности. Не малую роль сыграло сплочение  коллектива при групповом взаимодействии.

Беседа с  учителем

При беседе с учителем был сделан вывод, что  игровые элементы на уроках английского  языка необходимо использовать более  часто. Подтверждением были положительные  результаты учащихся. Но возникла проблема с временными рамками урока, так  как игра занимает много времени  на объяснение правил и распределение  ролей учащихся, что не позволяет  в полной мере охватить весь объем  пройденного материала.

Беседа с  учащимися

При разговоре  с учащимися можно было сделать  вывод, что им понравилось разнообразие в уроке. Увеличился темп восприятия материала, уроки проходили динамичнее. Дети стали самостоятельно готовить отдельные элементы урока: «Я в роли учителя». Не малую роль сыграло сплочение коллектива при работе в группах. Дети стали более общительными, раскрепощенными.

4.Вывод

В ходе опытно-экспериментальной  работы мной было проведено 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего эксперимента мной были использованы такие методики как ранжирование, тест-опросник, беседа и наблюдение.

Использование данных методик было направлено на изучение состояния вопроса об игровых  методах обучения в 5 «А» классе, а так же на определение уровня мотивации к изучению английского языка. В результате было выявлено, что интерес на уроках английского языка находится на среднем уровне.

На основе результатов констатирующего эксперимента я спроектировала 3 урока с игровыми элементами.

В ходе формирующего эксперимента были использованы уроки  с игровыми элементами. Введение игр  в урок было затруднено отсутствием  мотивации, желания учащихся включиться в работу, так же неумением работать в группах. Но по ходу уроков учащиеся изменили свое отношение, те, что были уверены, что у них ничего не получится, попробовали свои силы и убедились  в обратном. В результате можно сказать, что формирующий эксперимент прошел успешно.

Основной  целью контрольного эксперимента являлось дублирование констатирующего эксперимента и сравнение результатов двух экспериментов, подтвердив или опровергнув  гипотезу, в которой утверждается, что формирование познавательного  интереса школьников к изучению иностранных  языков будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный  процесс игровых технологий.

Сравнение результатов  двух экспериментов позволило сделать  следующий вывод, подтверждающий гипотезу: в ходе уроков с игровыми элементами учащиеся были активны, возрос интерес  к урокам английского языка, повысилась эффективность обучения, усвоение материала. В то же время судить об изменении  уровня мотивации достаточно тяжело, т.к. за столь краткое время сложно что-либо изменить, но в свете наметившихся тенденций в поведении учащихся, в свете появившейся активности и заинтересованности можно считать  гипотезу подтвержденной.

 

Заключение

Неоспоримо  игровая деятельность занимает не последнюю  роль в учебном процессе. Сочетание  элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все  зависит от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при  всей привлекательности и эффективности  игр необходимо знать чувство  меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Успех использования  игр зависит, прежде всего, от атмосферы  необходимого речевого общения, которую  учитель создает в классе. Важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Конечно, урок английского языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшего благодаря общей игровой  атмосфере и собственно играм, располагают  ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

Информация о работе Игра как метод обучения и воспитания