Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:21, контрольная работа
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Что же такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности
1. Понятие игры, ее значение в развитии личности……………………………3
2. Основные черты и структура игры…………………………………………...5
3. Функции игровой деятельности………………………………………………8
4. Классификации игр……………………………………………………………9
5. Вывод………………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………
На тему: «Игра как социально-педагогический феномен»
План
Список литературы…………………………………
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Что же такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир.
Суть человеческой игры
– в способности, отображая, преображать
действительность. В игре впервые
формируется и проявляется
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре закладываются основы учебной деятельности, которая потом становится ведущей в младшем школьном детстве. В игре формируется эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка своих возможностей, что создает благоприятные условия для умения соотносить желания с реальными возможностями.
Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
Как известно, само слово “личность” (по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков, первоначально означало “роль” (и до того – маску актера); римлянами оно употреблялось для обозначения общественной функции лица (persona patris, regis, accusatoris). Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны, и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся, как нечто привычное, приобретения развития по преимуществу входят в игру. Войдя в игру и раз, за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.
В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Различные формы серьезной
деятельности взрослых служат образцами,
которые воспроизводятся в
Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом, особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка. Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.
Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы.
С.А. Шмаков выделил четыре главные черты, которые присущи большинству игр:
1) свободная развивающая
деятельность, предпринимаемая лишь
по желанию ребенка, ради
2) творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");
3) эмоциональная приподнятость
деятельности, соперничество,
4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Почти все исследователи, занимавшиеся описанием игр детей дошкольного возраста, повторяют в разной форме мысль Дж. Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь роли. Можно предположить, что именно роль и связанные с ней действия по ее реализации и составляют единицу игры. Д.Б. Эльконин, который посвятил свои главные работы проблемам игровой деятельности и периодизации, выделил основные взаимосвязанные стороны, составляющие ее структуру:
1) роли, взятые на себя играющими. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
2) игровые действия как средство реализации этих ролей. Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер
3) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными. В детской игре происходит перенос значении с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Существовало мнение, что в игре все может быть всем (В. Штерн). Но как считал Л. С Выготский, так может рассуждать человек, забывший свое детство. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
4) реальные отношения между играющими. В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь: ребенок ест ложкой - кормит ложкой - кормит ложкой куклу - кормит ложкой куклу, как мама. На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий (оно для другого человека) - в этом, по мнению Д.Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.
5) сюжет (содержание). Сюжет можно рассматривать как область действительности, условно воспроизводимую в игре.
6) правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
3. Функции игровой деятельности.
Функция игры – её разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:
1) Социокультурное назначение игры - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения. Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование личности человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
2) Функция межнациональной коммуникации - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни.
3) Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.
4) Коммуникативная функция игры - освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная.
5) Диагностическая функция игры - выявить отклонения от нормативного поведения. Диагностика - способность распознавать процесс постановки диагноза. Игра диагностичнее, чем любая другая деятельность человека: во-первых, индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе это особое «поле самовыражения».
6) Игротерапевтическая функция игры - преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих и в других видах жизнедеятельности. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии. Таким образом, это приводит, в конце концов, к терапевтическому эффекту.
7) Функция коррекции в игре - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
8) Развлекательная функция игры - это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес. Развлекательная функция связана с созданием определённого комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии выводящей в развлекательность.
Информация о работе Игра как социально-педагогический феномен